Смекни!
smekni.com

Методика организации культурно-массовой работы военных музеев, комнат (кают) воинской славы в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений Военных сил РФ (стр. 2 из 12)

Ныне, когда под руководством Государственной Думы осуществляется эволюционная по своему характеру перестройка во всех сферах, в том числе и в духовной, с новой силой подтверждается непреходящее значение идейно-теоретического наследия по коренным вопросам демократического воспитания, использования в этих целях передовой культуры прошлого.

Уже в ноябре 1917 г., сразу после победы Октябрьской революции, В. И. Ленин дал указание народному комиссару просвещения: «...приложить все усилия, чтобы не упали основные столпы нашей культуры, ибо этого нам пролетариат не простит. «...Мы должны позаботиться в первую очередь о том, чтобы не распались музеи, которые хранят громаднейшие ценности...». Вскоре после этого, в январе 1918 г., III съезд Советов принял постановление о развитии музейного дела в стране. В соответствии с ленинской концепцией культурной революции в постановлении подчеркивалась необходимость превратить культурные исторические ценности в музеи для общенародного пользования и сделать их источником воспитания.

С этой целью только за первый год Советской власти было принято более двадцати декретов и распоряжений о сохранении культурного и исторического наследия. Несмотря на неимоверную занятость, В. И. Ленин проявлял заботу о создании и развитии музеев. 25 мая 1919 г., после принятия парада, он посетил на Красной площади музейную выставку, посвящен­ную Красной Армии. 6 апреля 1920 г. Владимир Ильич писал в Казань В. В. Адоратскому: «...можете ли собрать материалы для истории гражданской войны и истории Советской республики?Можно ли вообще со­брать в Казани эти материалы? Могу ли я помочь?»

В результате осуществления ленинского курса в стране была создана единая государственная музейная сеть. Это способствовало быстрому ее росту, появлению музеев новых профилей, прежде всего историко-революционных. Главными из них являлись Центральный музей В. И. Ленина, Центральный музей Революции СССР в Москве и Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции в Ленинграде. И если до революции в России было всего около 150 музеев (без войсковых и церковно-археологических), то в 1974 г. их число возросло до 1230. А в настоящее время государственных музеев в России (вместе с филиалами) насчитывается более 2130.

Военно-исторические музеи, как и Красная Армия, были рождены революцией и служили делу защиты завоеваний победы. Вместе с ликвидацией старой армии, расформированием полков и военно-учебных заведений прекратили свое существование и более 300 музеев, которые были средством идеологической обработки солдат в религиозно-монархическом духе. Находившиеся в них музейные предметы были приняты по актам на государственное хранение. Советская власть бережно сохранила те из дореволюционных музеев и мемориальных памятников, которые увековечили героическое прошлое русского народа.

Большинство военно-исторических музеев возникло после Великой Отечественной войны с целью сохранить на века память о бессмертном подвиге советского народа, его Вооруженных Сил. Эта задача решалась в условиях послевоенных трудностей, что наложило свой отпечаток на состояние музейного дела. Однако настоящий музейный бум страна пережила в 70-80-е годы, в период подготовки и празднования юбилейных дат (25-30-35 и 40-летия) со дня победы советского народа над гитлеровской Германией. Экспозиции многих музеев были существенно обновлены, фонды пополнились новыми экспонатами. В это время широкое распространение получили школьные музеи воинской славы, явление само по себе положительное, с точки зрения патриотического воспитания, но нанесшее, на мой взгляд, существенный урон собирательской работе государственных и ведомственных музеев. Желание ветеранов увидеть предоставленные ими реликвии в музейной экспозиции, поделиться пережитым у музейных комплексов, посвященных их личному боевому пути, привело к тому, что многие предметы и документы музейного значения оказались в самодеятельных музеях, руководители которых, не являясь специалистами, не смогли обеспечить ни грамотное экспонирование полученной на хранение коллекции, ни, самое главное, ее квалифицированный учет. В результате, в условиях пререходного этапа в жизни нашей страны в начале 90-х годов, когда слово патриот в средствах массовой информации употреблялось в негативном значении, произошло массовое закрытие школьных музеев, приведшее к полной утрате музейных коллекций. Музейные работники до сих пор сетуют, что обращаясь к потомкам ветеранов Великой Отечественной, слышат в ответ: была шашка (кортик, ордена, документы, фотографии и пр.), переданные в школьный музей и затерявшиеся где-то в эпоху перемен. В начале 90-х кризис охватил практически всю музейную сеть страны. Военные музеи не являлись исключением. Жалкое существование, например, влачил музей истории войск Московского военного округа. Большая часть его экспозиционной площади (весь первый этаж с парадным входом, вестибюлем и гардеробом) была сдана в аренду народному артисту РФ В.Винокуру, сдавшему, в свою очередь, помещения в субаренду строительной фирме. Парадокс заключался в том, что огромное мозаичное панно со звездой на фоне Красного знамени и вывеской "Музей истории войск Московского военного округа", продолжали крассоваться над крошечной вывеской, занимавшей помещения фирмы. Поспешный переезд, связанный с демонтажом экспозиции, размещенной на сданных в аренду площадях (история войск с момента создания округа и участие войск МВО в битвах за Москву и на Орловско-Курской дуге), и полная реэкспозиция в оставшихся помещениях, нарушили и систему учета и хранения коллекции. А в связи с ремонтом Дома офицеров Московского военного округа, когда его коллектив временно перебазировался в помещения музея, эта система была почти полностью разрушена. Последующая (2005 г.) реэкспозиция, связанная с ремонтом и восстановлением музея в прежнем виде, только усилила "фондовую неразбериху". Кроме того, экспозиция открытого в 2005 году обновленного музея, наряду с расширением исторических рамок показа (добавлен зал, охватывающий период 1865-1917 гг.), многое утратила. Это связано, прежде всего с тем, что до сих пор не существует единого идеологического решения показа материалов советского периода (за исключением периода Великой Отечественной войны).

Примечательная особенность современного этапа развития военно-исторических музеев выражается в том, что этот процесс проходит в условиях реформирования. Оно охватило все направления внутренней и внешней политики страны, военного строительства и самой деятельности музеев, дальнейшего расширения музейной сети.

В базовый состав культурно-досуговых учреждений Вооруженных Сил России до настоящего времени входили: 5 центральных военных учреждений культуры; 244 окружных, флотских и гарнизонных Дома офицеров; 119 гарнизонных офицерских клубов; 1263 клуба воинских частей; 6 драматических театров; 17 ансамблей песни и пляски и концертных ансамблей; 123 музея и музейных образований с большим объемом музейного фонда, равным 3.5 млн. единиц хранения. По состоянию на 1 января 1988 г. в нашей стране насчитывалось более 100 военно-исторических музеев, Сорок четыре из них являются штатными военно-историческими музеями. Это: 2 центральных музея, 12 музеев видов Вооруженных Сил и родов войск. Каждый военный округ, каждая группа войск и флот имели свой музей.

Наиболее крупные военно-исторические музеи России входят в состав Международной ассоциации музеев военной истории и оружия, существующей при ЮНЕСКО. Особенно тесную связь и обмен опытом они осуществляют с военно-историческими музеями дружественных России стран.

Список российских военно-исторических музеев открывает Центральный ордена Красной Звезды музей Вооруженных Сил (ЦМВС).

Он был создан в соответствии с приказом Реввоенсовета Республики 23 декабря 1919 г. Ныне ЦМВС является согласно положению головным политико-просветительным, научно-исследовательским учреждением. В его фондах — более 700 тысяч военно-исторических памятников, которые широко представлены в экспозициях. Это — вооружение и военная техника, награды героев фронта и тыла, фотографии, документы и другие музейные предметы, связанные с военной историей, с деятельностью выдающихся полководцев М. В. Фрунзе, Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, А. М. Василевского, И. С. Конева и многих других советских военачальников. Более 20 тысяч Боевых Знамен составляют музейную коллекцию, которая по своему значению и уникальности является единственной не только в России, но и в мире. Бесценные реликвии музея ярко и убедительно отражают героический путь и современный этап развития Российской Армии и Военно-Морского Флота.

Старейшим и одним из популярнейших музеев страны и крупнейших морских музеев мира является Центральный ордена Красной Звезды военно-морской музей в Санкт-Петербурге, существующий с 1709 г. Его экспозиция ярко отражает всю историю нашего флота. Многочисленные реликвии свидетельствуют о героизме, мужестве и стойкости моряков в годы Великой Отечественной войны. В музее наглядно показана деятельность государственных органов власти по укреплению оборонного могущества нашей Родины, по превращению нашего Военно-Морского Флота в могучий океанский флот. Среди четырех филиалов этого музея — замечательный корабельный музей на бессмертном историческом памятнике эпохи начала 20-ого века, Краснознаменном крейсере «Аврора».