Смекни!
smekni.com

От обыденного к философскому образу научного познания (социокультурный аспект) (стр. 5 из 5)

8 Габитус — одно из основных понятий социологии П. Бурдье, оно обозначает совокупность социальных по своему генезису схем упорядочения и структурирования практик индивидов как агентов действий, коммуникаций, перцептивных и ментальных процессов. Естественно, что ученый тоже обладает неким габитусом, сформированным и интериоризированным в процессе его участия как в малой научной группе, так и в научном сообществе в целом. Следует добавить, что габитус является неотъемлемой и привычной частью бытия агента, так что функционирует в качестве «бессознательного» или постосознаваемого принципа восприятия, оценивания, мышления, действия и т. д. (см., например, [1]).

9 Здесь, как нам кажется, следует отметить эвристичность модели «языковых игр» для понимания специфики и употребления научных понятий. Автор этой модели Л. Витгенштейн называл языковой игрой нерасторжимое целое языка и той формы социальной, культурной деятельности, в которую он вплетен. При этом, подобно тому, как в игре действия участников регулируются правилами, так и в языке употребление слов в том или ином значении ориентировано на нормы и стандарты той социальной, культурной деятельности, частью которой этот язык является. Сходным образом и в науке: применение слов и понятий самым необходимым образом определяется действующими в научном коллективе, группе правилами и нормами и существующее между учеными согласие по поводу значений тех или иных понятий есть акт социальной верности этим правилам, нормам, традициям (см., например, [2]).

1. Бурдье П. Практический смысл. СПб., 2001.

2. Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994. Ч. 1.

3. Гилберт Дж., Малкей М. Открывая ящик Пандоры: Социологический анализ высказываний ученых. М., 1987.

4. Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем: Исследование процесса научного познания. М., 1984.

5. Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. М., 2003.

6. Коллинз Г. Значение данных: открытая и закрытая фактуальная культура в поиске гравитационных волн. URL: http://www.v-lab.unn.ru/ texts/Collins_Evidential_Cultures.htm

7. Латур Б. Нового времени не было: Эссе по симметричной антропологии. СПб., 2006.

8. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

9. Мартынович С. Ф. Факт науки и его детерминация (философско-методологический аспект). Саратов, 1983.

10. Пестр Д. Социальная и культурологическая история науки: новые определения, новые объекты, новые практики // Вопр. истории естествознания и техники. 1996. № 4.

11. Пинч Т. Культура ученых и дисциплинарная риторика. URL: http://www.v- lab.unn.ru/texts/Pinch_Culture_of_Scientists.htm

12. Сокулер З. А. Проблема обоснования знания. М., 1988.

13. Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981.

14. Bloor D. Wittgenstein: A social theory of knowledge. N. Y., 1983.

15. Collins H. M. The TEA Set: Tacit Knowledge and Scientific Network // Science Studies. 1974. Vol. 4.

16. Knorr-Cetina K. The manufacture of Knowledge: an essay on the constructivist and contextual nature of science. Oxford, 1981.

17. Latour B., Woolgar S. Laboratory Life: The social construction of Scientific Facts. L.: BeverlyHills, 1979.