Смекни!
smekni.com

История возникновения и развития векселя (стр. 2 из 4)

Нет необходимости говорить, что конструкция индоссамента разрабатывалась и применялась для переводных векселей. Но и находящийся под подозрением простой вексель возродился: форма индоссамента придала ему смысл; простой вексель, ускоряющий оборот обязательства, уже в силу самого этого факта стал отражать действительные потребности гражданского оборота и избавился от клейма мнимой сделки.

К середине XIX столетия благодаря стараниям немецкой юриспруденции современное понятие о векселе сформировался окончательно. Вексель был признан абстрактным обязательством, установилась презумпция передаваемости векселя по индоссаменту и презумпция ответственности индоссантов за исполнение вексельного обязательства, личное задержание обязанных по векселю лиц было запрещено.

Середина XIX в. явилась зенитом развития векселя, далее вексель начинает "сдавать позиции", что служит характерным и показательным примером общего падения роли ценных бумаг в современном гражданском праве. Падение роли векселя как орудия кредита обусловливалось тем, что эту функцию почти исключительно взяли на себя банковские учреждения, нашедшие более простые формы оформления кредитования. Вексель продолжал сохранять функцию перевода денег, но и здесь практика нашла более простые формы, на сей раз вернувшись к истокам вексельного права.

Вообще-то средневековое переводное письмо характеризовало ту потребность в денежных расчетах, которые мы, пользуясь современными терминами, назвали бы "безналичными".

Неудивительно, что в средневековом праве перевод денег был облечен в форму строгого формального документа - ценной бумаги. Но, как указывалось в Объяснениях к проекту российского Гражданского уложения, "то, что создало достоинство векселя как долгового акта и орудия кредита, сделало его менее пригодным как средство перевода денег. Теперь вступление в вексельное обязательство не только возлагает на должника строгую вексельную ответственность, но и верителя (кредитора) ставит в необходимость своевременно исполнять всякого рода формальности: Со всеми указанными последствиями еще можно мириться, когда надобно создать прочно обеспечивающий верителя долговой акт, но для целей собственно перевода денег последствия эти слишком обременительны и излишни. Для удовлетворения потребности имущественного оборота в легком и удобном средстве перевода денег пришлось возвратиться к первоначальному виду переводного векселя, когда он служил исключительно для целей перевода денег, отбросив позднейшие добавления вексельного права: индоссамент в смысле самостоятельного обязательства и связанную с ним совокупную ответственность содолжников, предъявление к принятию, протесты в непринятии и в неплатеже, обратное требование в обеспечение, право регресса (в вексельном значении) и вексельный порядок взыскания", и др.

Документ, оформивший чистый перевод денег, также получил название "перевода" ("переводного письма"), который мог передаваться не только по именной, но и по бланковой надписи на оборотной стороне. Переводное письмо, будучи строгим документом, не стало ценной бумагой - мы наблюдаем, как индоссамент, "первоначально составлявший исключительную принадлежность векселя, стал затем применяться и к другим обязательствам, по которым содолжники не связаны совокупной ответственностью, отчего материальное значение индоссамента существенно изменилось, и в применении к подобного рода обязательствам индоссамент сохранил лишь значение средства передачи долговых обязательств".

Банковский перевод стал характеризоваться как "договор, по которому кредитное учреждение обязуется уплатить в другом месте через свой филиал или через своего корреспондента, за счет своего контрагента последнему или другому лицу определенную сумму денег". Нет сомнения, что банковский перевод явился прообразом современных безналичных расчетов в форме платежных поручений. И это совершенно логичный путь упрощения правоотношения, при том, что право сохранило и вексель и чек, последний даже в качестве особой формы безналичных расчетов. Переводное письмо наглядно иллюстрирует диалектическое развитие векселя и его влияние на современное право. Юридическая конструкция векселя послужила моделью для создания неформального института банковского перевода, что явилось толчком к развитию современной системы безналичных расчетов.

Но, породив систему безналичных платежей, вексель сам стал ее заложником. Сохранившаяся в праве нацеленность векселя на наличный платеж и обмен денег на вексель одновременно, "из рук в руки", создает проблемы, связанные с моментом передачи векселя к оплате и поступлением безналичных денежных средств на счет векселедержателя. Ведь векселедатель не должен платить, не получив в свое обладание бланк векселя, а векселедержатель, передавший бланк и не получив исполнения, лишается возможности истребовать платеж по нормам вексельного права. Сглаживая это противоречие, судебная практика в интересах справедливости вынуждена отходить от жесткого правила "нет бумаги - нет права". Как указано в абз.3 п.6 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 4 декабря 2000г. N33/14, "отсутствие у истца векселя само по себе не может служить основанием к отказу в иске, если судом будет установлено, что вексель был передан ответчику в целях получения платежа и истец этот платеж не получил. Истец в этом случае обязан доказать названные обстоятельства (п.2 ст.408 ГК)".

Способ разрешения этой проблемы показателен. Можно сделать общий вывод: если роль ценных бумаг (векселя в первую очередь) и понижается, то, чаще всего, потому что право просто доводит логику средневековых договорных институтов, породивших ценные бумаги, до конца, органично вплетая эти институты в стройную систему "современного римского права".

На истории вексельного обращения в России необходимо остановиться особо. История вексельного права свидетельствует, что гражданский оборот предполагает прежде всего использование переводного векселя, выдача простого векселя считается редким случаем - об этом свидетельствует даже структура Единообразного вексельного закона 1930г. Тем не менее, в России переводной вексель не получил широкого распространения, до наших дней господствующей является форма простого векселя.

Векселя были известны в России еще до эпохи петровских реформ, поскольку существовали сами торговые отношения с иностранцами. Но, видимо, не подлежит сомнению, что, как и в случае с торговыми "кумпаниями", попытка приобщить русское купечество к векселям была предпринята Петром I, хотя первый русский вексельный устав появился уже после смерти преобразователя - в 1729г.

Насильственное приобщение к европейской правовой культуре, конечно же, не принесло плодов. Форма простого векселя как формализованной долговой расписки могла встретить понимание, для хождения переводного векселя предпосылок не было. Консервативность права в первую очередь основывается на консервативности правосознания.

Конечно же, следует признать, что переводной вексель - спутник развитого торгового оборота. НоГ.-Дж. Берман указывает на идеалистическую основу развития переводных векселей: "Система передачи будущего обязательства должника от одного кредитора другому не смогла бы развиться и сохраниться, если бы не существовало крепкой веры, доверия и уверенности в честности и прочности того сообщества, к которому принадлежали все кредиторы и должники". Может быть, дело действительно в непрочности моральных устоев русского купечества? Однако, к примеру, неуспех насаждаемых Петром I акционерных компаний в России в юридической литературе объясняется, напротив, уникальной честностью и открытостью отечественных купцов, почему товарищество на вере и было преобладающей формой предпринимательства.

Видимо, роль морального фактора в сфере торгового оборота вообще не стоит переоценивать. Экономический расцвет дореволюционной России связан с последней третью XIX в. Переводной вексель мог бы быть востребован предпринимательской практикой, но, как уже указывалось выше, к этому времени относится начало заката самого векселя. Следует отметить, что российский опыт не был столь уж уникален: Г.Ф.Шершеневич указывал, что господство простого векселя характерно и для внутреннего оборота США, страны, чьи фазы экономического развития совпадали в XIX в. с российскими. Тем самым надо признать: в России просто отсутствует правовая традиция оборота переводных векселей, что само по себе совсем не свидетельствует об убогости гражданского оборота.

Возрождение потребности в векселе в начале 1990-х годов подтвердило, что и в современной России именно простой вексель остается преобладающей формой вексельного оборота. Но если уж в наше время простой вексель продолжает иметь хождение в России, то, следовательно, его потенциал еще не исчерпан. Простой вексель не создает каких-то уникальных юридических конструкций, отличных от договора займа. Нет сомнения, что индоссамент как особая форма передачи права требования и формальная строгость векселя остаются привлекательными для участников гражданского оборота.


2. История развития вексельного законодательства

Вексельное законодательство отражало исторические тенденции развития самого вексельного обращения. В национальных вексельных законодательствах четко прослеживается влияние итальянского, французского и немецкого этапов развития вексельного права.