Смекни!
smekni.com

Рынок ценных бумаг и рынок капитала (стр. 6 из 7)

4. Узость, недостаточность инвестиционных ресурсов внутри страны и сложившаяся модель фондового рынка приводят к тому, что российский рынок акций перемещается в виде рынка АДР на зарубежные фондовые рынки. Внутренний рынок становится зависимым от динамики мирового рынка и от настроений иностранных инвесторов. ФКЦБ приняла в этом году постановление, ограничивающее долю АДР в общей структуре акционерного капитала, что приведет к сокращению доли внешнего рынка.

5. Особенностью складывающейся модели российского фондового рынка является ее преимущественно долговой характер. Основные ресурсы предприятия черпают в виде банковских кредитов или в виде корпоративных заимствований. Доля IPO ничтожно мала по сравнению с европейским, американским и японским фондовыми рынками. Так, только в первой половине 2003 г. объем мировых IPO составил 6,3 млрд долл. (причем это минимальный показатель с 1979 г.). В 2002 г. объем первичных размещений акций составил в США 12,4 млрд, а в Европе - 6,9 млрд долл. В России же крупных первичных публичных размещений (за исключением РБК) не было. Но и на иностранном фондовом рынке, несмотря на значительное число выпуска еврооблигаций, только три российских эмитента (МТС, Вымпелком и Вимм-Биллъ-Данн) осуществили первичное размещение своих акций на американском фондовом рынке. Причем характерно, что на российском рынке их акции неликвидны. Это говорит о том, что первичное размещение акций пока не рассматривается эмитентами как реальный источник привлечения инвестиций.

6. Проблемой российского рынка ценных бумаг остается наличие узкого круга финансовых инструментов. Выше уже отмечалось малое количество акций, обращающихся на организованных рынках. Здесь отметим отсутствие ипотечных бумаг, слабую развитость рынка субфедеральных заимствований и неразвитость срочного рынка, стагнацию на рынке государственных ценных бумаг.

В настоящее время российский фондовый рынок пока не стал рынком, привлекающим инвестиции большого числа частных инвесторов. По данным Министерства экономического развития и торговли, участниками российского фондового рынка в России является 0,1% населения, в Южной Корее - 8,3, в Японии - 26,6, Австралии - 36,5, в США - 48,2% домохозяйств.

Наконец, проблемой российского финансового рынка является наличие большого числа регуляторов. Это и Центральный банк, и Министерство финансов, и Министерство экономического развития и торговли, И ФКЦБ и мн. др. Кроме того, есть еще саморегулируемые организации профессиональных участников рынка. Наличие множества регуляторов сложилось исторически, но сегодня возникла потребность в согласовании их действий, так как различные регуляторы издавали и издают разные нормативные акты, многие положения которых противоречат друг другу. Наличие множества регуляторов объективно противоречит развитию российского финансового рынка.

Нерешенными проблемами российского финансового рынка остаются манипулирование ценами и возможности по использованию инсайдерской информации участниками рынка. До выхода новой редакции Закона «О рынке ценных бумаг» в законодательстве отсутствовало определение манипулирования ценами. Это делало невозможным констатировать сам факт манипулирования. Принятие закона и нормативных актов позволило ФКЦБ начать работу по искоренению случаев манипулирования ценами. Прошлым летом, например, была приостановлена лицензия инвестиционной компании «Алор-инвест» в связи с обвинением последней в манипулировании ценами.

Дальнейшее развитие российского финансового рынка связано с расширением функций торговых систем. Увеличение роли Интернета оказывает существенное влияние на инфраструктуру рынка ценных бумаг и функции его основных участников.

Стирая географические границы, Интернет сделал московские биржи доступными региональным компаниям. Все крупнейшие интернет-брокеры предоставляют специальный «пакет функций» для профессиональных участников фондового рынка, позволяющий инвестиционным компаниям обслуживать через интернет-системы своих клиентов, создавать дилинговые центры, пробовать свои силы в интернет-брокерском бизнесе.

Внедрение в российских условиях систем интернет-торговли ценными бумагами может внести решающий вклад в развитие фондового рынка. Даже если лишь несколько процентов тех средств, что сейчас хранятся дома у частных инвесторов, поступит на фондовый рынок, то это резко повысит ликвидность рынка и в перспективе станет важнейшей предпосылкой для значительного увеличения потока инвестиций. К сожалению, до сих пор не решены многие юридические вопросы, связанные с электронным оформлением сделок. Решение подобных вопросов чрезвычайно необходимо фондовому рынку.

Несмотря на то что срочный рынок лишь недавно начал возрождаться, его объемы демонстрируют уверенный рост, также стали заметны тенденции к росту количества долгосрочных позиций. Можно отметить, что срочный рынок стал использоваться не только как инструмент спекуляций, но и хеджирования. Улучшение показателей надежности, совершенствование технологий, появление новых инструментов привлекают на рынок крупных участников. В то же время введение интернет-торговли позволяет присутствовать на рынке все большему числу индивидуальных инвесторов. К настоящему моменту рынок стал межрегиональным, на нем не преобладают московские участники (особенно если речь идет об РТС). С начала 2002 г. было смягчено налоговое законодательство, что позволило участникам воспользоваться преимуществами рынка и изучить методы их использования.

3. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА КАПИТАЛА

3.1 Последние тенденции мирового инвестиционного капитала

Деньги воспроизводят деньги - таков алгоритм движения мировых капиталов. Капиталы, как известно, не пришвартовываются в тихой гавани, они ищут зону высоких, но прогнозируемых рисков или экономический залив со стабильным потенциалом поступательного движения
Именно поэтому мировой инвестиционный капитал размещен неравномерно. Развивающимся странам он предпочитает развитые. Но в развитых невелик рынок капвложений, что ограничивает инвестиционные потоки. Если в 2000-2003 гг. в развитые страны поступило прямых мировых инвестиций не более 15% от ВВП этих стран, то в государства Центральной и Восточной Европы - более 15%.

Среди рекордсменов привлечения прямых иностранных капвложений наряду с Чехией, Польшей, Словенией, Болгарией стали ближайшие соседи РФ - Эстония (48% от ВВП) и Латвия (30% от ВВП). В России этот процент на порядок ниже, что говорит об осторожности инвесторов.
Многие из 30 стран мира, занимающихся инвестиционной деятельностью, осваивают пространства на подступах к необозримому, но пока слабо прогнозируемому рынку России. Крупные инвестпроекты на юго-востоке (Казахстан, Азербайджан) имеют не менее отчетливые перспективы, чем на северо-западе (Эстония, Латвия)[5].

Латвийские экономисты, и в частности доктор экономики экс-министр экономики Улдис Осис, неоднократно подчеркивали аналогию между геополитическим и экономическим положением Гонконга и Латвии. В конце 1990-х годов в семимиллионный Гонконг было вложено около $150 млрд. Именно в этом экономическом заливе мировой капитал ждал китайского экономического чуда, а в сущности - готовил его.

С 2001-го по 2003 год - период политической стабилизации в Китае и публичного признания страной рыночных принципов экономики. В это время Китай добился небывалого притока прямых иностранных инвестиций.
Именно об этой параллели напоминает Улдис Осис, объясняя рост ВВП в Латвии расширением торговли с Россией и началом стабилизации на гигантском российском рынке. Подтверждением правоты экономиста служат не только структура прямых инвестиций в Латвию и Эстонию (крупные производственно-торговые корпорации и торговые сети Норвегии, Швеции, Дании заинтересованы в потоке своих товаров на Восток, прежде всего в Москву и Петербург), но и стратегические задачи инвесторов - вложение вторичного капитала в производства на ресурсобогатых территориях России.
Процесс неизбежен, поскольку продиктован кризисом в ряде отраслей мировой экономики и экономической стабилизацией в России.
Массовая приватизация, вызвавшая негативные настроения у части населения Восточной Европы, стран Балтии и России, для первых уже обернулась привлекательной стороной - увеличением прямых иностранных инвестиций и ростом ВВП. Россия хотя и позднее других, но тоже начинает ощущать результаты иностранных инвестиций, вектор которых от торговых и пищевых производств смещается в сторону наукоемких производств[6].

Начало XXI века ознаменовалось мировым инвестиционным бумом: вложения составили $1,3 трлн. По данным ООН, начиная с 2000 года более 70 стран мира внесли коррективы в свои инвестиционные законы, направленные на создание максимально благоприятной среды для зарубежного капитала. За последние три года число государств, в которые инвестировано более $1 млрд в год, возросло в три раза[7].

3.2 Влияние сети интернет на мировой рынок капитала

В течение ближайших десяти лет ожидается беспрецедентный рост рынка электронного бизнеса - общая стоимость ценных бумаг на мировом фондовом рынке может достичь 200 триллионов долларов США. Такой прогноз был сделан экспертами в области управления фирмы PricewaterhouseCoopers в недавно вышедшем исследовании «Метакапитализм – Революция в электронном бизнесе и структура компаний и рынков 21 века». По мнению её авторов, трансформация бизнеса разделит всех его участников на победителей и побежденных. Сеть Интернет создала уникальные возможности для формирования электронных рынков - «Передовых сообществ», предоставив в распоряжение компаний бизнес-инструмент принципиально более высокого качества. И, что самое важное, благодаря Интернет компании получили возможность гораздо быстрее реагировать на пожелания клиентов, чем когда-либо ранее. По мнению Элана Хаммилла, партнера PricewaterhouseCoopers, руководителя европейской Группы по стратегическим преобразованиям, «традиционные модели ведения бизнеса устаревают. В будущем году произойдут беспрецедентные изменения: ситуация на финансовых рынках станет более благоприятной для компаний, переориентирующихся с управления производством и внутренними капиталами на использование новых технологий для своей реорганизации, привлечение новых участников, создание новых партнерских отношений и объединений. Руководители традиционного бизнеса должны четко понять и принять новую реальность электронного бизнеса (Вusiness to Business - B2В) или в будущем им придется столкнуться с неприятными последствиями».