Смекни!
smekni.com

Капитальные вложения в недвижимость (стр. 4 из 6)

фрезерных станков, увеличения производства всех видов чисто­вых станков. Тем самым будет повышен коэффициент выхода изделий по отношению к расходу металла, сократятся расходы металла в стружку, повысится производительность труда.

Увеличение производства подъемно-транспортных машин но­вого поколения позволит решить проблему механизации погрузо-разгрузочных работ во многих отраслях народного хозяйства.

Особая роль машиностроения в подъеме технического уровня строительного производства.

Каким бы способом ни осуществлялись инвестируемые программы капитальных вложений (подрядным или хозяй­ственным), для современной технологии строительных работ в промышленности потребуются экскаваторы, скреперы, бульдо­зеры, копры и молоты, камнедробилки, гроходы, мельницы, бетономешалки, бетононасосы и др. техника. Строительство должно быть оснащено высокопроизводительными, экономич­ными машинами и инструментами. Нуждаются в обновлении технического оснащения такие важные подотрасли строитель­ства, как дорожное, железнодорожное, аэродромное. Здесь также требуются новые машины.

Объемы инвестируемых капитальных вложений должны со­ответствовать масштабам обновления фондов. Обновление вы­пускаемой продукции — процесс постоянный, происходящий с разной степенью интенсивности на различных этапах развития экономики. Чем быстрее развивается техника производства, тем интенсивнее происходит процесс обновления выпускаемой продукции.

3.3. Конверсия военно-промышленного комплекса

В марте 1992 г. был принят Закон «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации». Он установил роль и ответственность государства в процессе конверсии; права, обя­занности и ответственность конверсируемых предприятий; ком­пенсации и льготы трудящимся, потерявшим работу в результа­те конверсии.

Первым непременным условием конверсии в соответствии с Законом является наличие государственного заказа, по воору­жению и военной технике как минимум на два года вперед и подкрепленного контрактом государственного закона на со­держание мобилизационных мощностей.

Для оказания реальной помощи конверсируемым предприя­тиям Правительство приняло пакет федеральных конверсион­ных программ. В связи с этим перестроен механизм управления с отраслевого на программный, обеспечено бюджетное финан­сирование утвержденных программ. Последовательно прово­дится в программах комплексный подход с учетом всей техно­логической цепочки разработки и производства конверсионной продукции.

Созданы программы, ориентированные на приоритет про­изводства экспортопригодной продукции и предприятий, вы­пускающих импортозаменяющую продукцию.

Глобально задачу конверсии можно было бы сформулиро­вать так: создание на базе конверсируемых предприятий современ­ного гражданского машиностроительного комплекса, ориентиро­ванного в первую очередь на огромный внутренний рынок. Но се­годня приоритеты в целях выживания предприятий с их про­фессиональными коллективами иначе формулируют задачу – изменить структуру экспорта и импорта.

Взаимовыгодное сотрудничество в производстве принципи­ально новых видов продукции на базе достижений, имеющихся в военно-промышленном комплексе, является необходимым условием для реализации отдельных отраслей гражданского машиностроения.

Важное значение для осуществления конверсионных проек­тов приобретает поиск дополнительных финансовых ресурсов, так как льготное кредитование не может покрыть всех расходов на конверсионные программы. Ряд крупных регионов (Удмуртия, Пермь) выдвигают идею самофинансирования, ко­торое может осуществляться за счет экспорта оружия. По рас­чету специалистов экспорт разрешенного к продаже оружия и военной техники Удмуртии может составить около 1 млрд. долл. США, 70% этой суммы (по Указу Президента РФ) остается в республике, что вполне может обеспечить нужды конверсии и потребности местного бюджета.

Идею самоокупаемости конверсии осуществить нелегко, по­скольку:

во-первых, государственный заказ на производство оружия в экспортном исполнении составляет в некоторые годы не более 10% экспортных возможностей российских предприятий;

во-вторых, доля России в мировой торговле оружием в по­следние годы сократилась с 38 до 17%; вместо 3–4 млрд. долла­ров США поступления от продажи составляют менее 2 млрд. долл.США;

в-третьих, на рынке вооружений царит ожесточенная кон­курентная борьба.

Поэтому поиск свободных ниш на рынках вооружений не­обходимо совмещать с активным привлечением инвестиций из местных и западных источников финансирования с целью ускорения процесса перепрофилирования предприятий ВПК на выпуск гражданской продукции.

В соответствии с Законом «О конверсии» были предусмот­рены следующие статьи расходов:

• финансирование конверсируемых предприятий оборонно­го комплекса (осуществляется дотированием; прежде всего, дотируются расходы на содержание социальной сферы и уникального испытательного оборудования, не­загруженного в связи со снижением оборонного заказа);

• финансирование НИОКР гражданского назначения, вы­полняемых по государственным конверсионным про­граммам.

Отдельно финансируются две государствен­ные научно-технические программы, в которых велика роль и участие конверсируемых предприятий:

• российская государственная космическая программа;

• программа развития гражданской авиации. Технология производства на предприятиях оборонной про­мышленности опирается на мощный научно-технический по­тенциал, который располагает фундаментальными и приклад­ными исследованиями, зачастую превосходящими мировой уровень. Это создает возможность для решения проблем пере­вода производства на новый научно-технический уровень в гражданские отрасли. Поэтому инвестиции в оборонную про­мышленность могут в широком смысле способствовать модер­низации технологий во многих отраслях промышленности и сельского хозяйства, развитию коммунального хозяйства горо­дов и населенных пунктов, решению проблем оздоровления окружающей среды и переводу производств на экологически чистые технологии.

4. Производство традиционных и новых конструкционных строительных материалов и тенденции их расхода в производстве

Производство конструкционных и строительных материалов сосредоточено в нескольких отраслях промышленности – чер­ной и цветной металлургии, промышленности строительных материалов и химико-лесном комплексе.

Предстоящий цикл обновления основных фондов может стать «инвестиционным бумом» в России и вызвать положи­тельные сдвиги в производстве традиционных и новых кон­струкционных материалов. Как известно, в прежние века глав­ный конструкционный поделочный материал олицетворял век, в котором из него производились орудия и предметы труда. Че­ловечество пережило Века камня, бронзы, железа. С конца XIX века основной конструкционный материал – сталь. В се­редине XX века в экономической жизни высокоразвитых стран все большую роль стали играть новые кострукционные мате­риалы: пластмассы, синтетические волокна, синтетический каучук, легкие металлы. Новые качества приобрел камень – каменное литье, пиленые облицовочные блоки, керамика и др. В новом виде предстал древний конструкционный материал – дерево: широкое применение получили древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты, клеевые деревянные конструк­ции и т.д.

Изменится ли в XXI веке судьба стали? Анализ развития мирового производства стали показывает, что за двадцатилетие (с 1951 по 1970 гг.) производство стали, а также ее потребле­ние увеличились с 200 млн. почти до 600 млн. т, или в три раза. По десятилетиям прирост производства составил: с 1951 по 1960 гг. – 80%, а за период с 1961 по 1970 гг. – 73%.

Несмотря на некоторое снижение объема производства ста­ли в СССР и за рубежом в этот период были построены новые металлургические предприятия, введены крупные металлурги­ческие агрегаты, усовершенствованы технологии, интенсифи­цированы металлургические процессы. По прогнозам специа­листов, в США, Японии, ФРГ и др. странах в перспективный период производство стали в мире возрастет.

Еще до спада производства, в 90-х гг. XX века, в СССР и в ряде других стран коренным образом изменилось соотношение

темпов роста выплавки стали и промышленного производства в целом. До первой мировой войны выплавка стали в индустриаль­ных странах росла более высокими темпами, чем промышленное производство. В период между первой и второй мировыми война­ми эти темпы были примерно равны, а после второй мировой войны темпы роста производства начали значительно отставать от темпов роста промышленности. В США выплавка стали в неко­торые годы даже снижалась, но объем производства в отраслях, потребляющих сталь, – промышленность, строительство, транс­порт, сельское хозяйство – непрерывно рос.

Причины этого экономического явления заключались в том, что снижался расход стали на единицу промышленной продук­ции и развивалось производство и применение заменителей. В машиностроении нет ни одной отрасли, в которой не наблюда­лось бы сокращение расхода металла на единицу продукции. Этому способствовали и металлурги развитием производства профилированного проката, а машиностроители – увеличени­ем доли штамповки и т.д. Например, использование толстого листа из низколегированной стали толщиной 37,5мм вместо листа из углеродистой стали позволяет сэкономить 35% металла (по массе).

Сокращение потребления стали произошло в результате уменьшения доли железнодорожного машиностроения – весь­ма металлоемкой отрасли промышленности, а также примене­ния нержавеющих и легированных сталей, что позволило удли­нить сроки эксплуатации машин.