Смекни!
smekni.com

Конвертируемость национальной валюты, её типы (стр. 5 из 9)

Теперь Международный Валютный Фонд практически автоматически регистрирует заявку любой страны о ее присоединении к статье VIIIУстава Фонда, независимо от экономического и финансового положения, и на этой основе данная валюта признается конвертируемой. С такими заявлениями выступили уже 150 стран. В результате абсолютное большинство национальных валют сегодня де-юре признаются конвертируемыми.

В первые годы после Второй мировой войны только США и Швейцария сохранили конвертируемость своих валют, т.е. свободный обмен на иностранные валюты по текущим операциям платежного баланса для резидентов и нерезидентов. Тогда же Великобритания заключила с рядом государств соглашения об открытии им переводных счетов, с которых фунты стерлингов переводились на счета только этих государств. В 1954 г. этот режим был распространен на все иностранные государства, что расширило сферу конвертируемости английской валюты.

Проблема восстановления конвертируемости валют Западной Европы, Японии стала фокусом, в котором сосредоточились послевоенные валютные противоречия. США настойчиво добивались введения обратимости западноевропейских валют, чтобы содействовать экспансии национальных монополий. Под натиском американского капитала Великобритания в качестве платы за заем, полученный от США в 1946 г., в июле 1947 г. восстановила свободный размен фунта стерлингов на доллары, что привело к локальному валютному кризису. Через месяц в стране были восстановлены еще более жесткие валютные ограничения. Негативный опыт Великобритании свидетельствует о необходимости создания условий для перехода к конвертируемости валюты.

Мировой опыт перехода к конвертируемости национальной валюты позволяет выделить узловые проблемы этого процесса:

· выбор момента и темпа введения обмена валюты;

· для кого – резидентов или нерезидентов и в какой последовательности;

· по каким операциям – текущим операциям платежного баланса или финансовым.

Первая проблема.

Истории валютных отношений известны две модели - шоковый и постепенный переход к конвертируемости валюты по мере создания необходимых предпосылок.

Первый - волюнтаристский - вариант (Турция, страны Восточной Европы, Россия) сопровождается падением курса национальной валюты, истощением официальных валютных резервов, так как растет спрос на иностранную валюту.

Второй вариант, т.е. поэтапный переход к конвертируемости валюты (опыт стран Западной Европы, Японии), имеет преимущество перед шоковым вариантом, так как основан на увязке условий функционирования национального и мирового рынков, в частности ценообразования, и подготовке предпосылок.

Вторая проблема.

К ней относится определение последовательности введения конвертируемости валюты для резидентов и нерезидентов. Судя по мировому опыту, обычно предпочтение отдается вначале иностранным партнерам с целью заинтересовать их в сотрудничестве.

Третья проблема.

Она касается выбора операций, по которым вводится обмен валюты.

Доминирующий критерий конвертируемости валюты – отсутствие валютных ограничений по текущим операциям. Переход от частичной к свободной конвертируемости валют требует отмены валютных ограничений на операции по счету движения капиталов и длительной подготовки. Лишь с середины 70-х гг. постепенно в течение почти 20 лет с определенными интервалами страны распространили конвертируемость своих валют на финансовые операции. Это объясняется тем, что международная миграция капиталов, включая прямые и портфельные инвестиции, сделки с ценными бумагами, кредитные операции, значительно опережает движение товаров и услуг, что оказывает существенное влияние на платежный баланс и валютный курс. Поэтому отмена валютных ограничений по финансовым операциям происходит медленно и неравномерно; периодически они возобновляются с целью защиты национальной экономики. Со второй половины 60-х гг. и в 70-80-е гг. в условиях переплетения структурных кризисов либерализация валютных отношений сменилась протекционизмом в форме барьеров на пути движения товаров и капиталов. Этот процесс отличался неравномерностью, что усиливало межстрановые разногласия.

Глава 3

Конвертируемость национальной валюты

Опыт России

3.1

Этапы перехода к конвертируемости рубля

После распада в 1991 г. Советского Союза Россия вслед за странами Центральной и Восточной Европы стремительно двинулась по пути демонтажа социалистической хозяйственной системы и перехода к рыночно-капиталистическим методам хозяйствования. Одной из «несущих конструкций», так называемых гайдаровских реформ, была ликвидация валютной монополии государства, свободный доступ предприятий и граждан к иностранной валюте.

Условно, весь процесс перехода национальной валюты РФ к свободной конвертируемости можно разделить на несколько этапов с учетом всех мероприятий, проводимых правительство РФ и ЦБРФ.

Первый этап (1992-1996 гг.)связан с установлением частичной конвертируемости рубля.

Формальное вступление России в мировую финансовую систему – это начало июня 1992 года, вступление в члены МВФ и подписание XIV статьи Устава этой организации. Там речь шла, в том числе, о конверсионных операциях в рамках валютного законодательства, действовавшего в стране. В России была введена частичная конвертируемость рубля, то есть его внутренняя конвертируемость по экспортно-импортным операциям для резидентов. Обмен рублей на иностранные валюты (и наоборот) для других целей осуществлялся с ограничениями, в том числе с разрешения Банка России. Норматив обязательной продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке был установлен в размере 50%, введен единый курс рубля, который определялся Банком России по итогам валютных торгов на основе спроса и предложения на доллары США.Именно тогда стало возможным перевести обменные операции из области уголовного права в область общегражданского законодательства, появились первые обменные пункты, произошла отмена соответствующей статьи Уголовного Кодекса. С тех пор валютные ограничения постепенно ослаблялись, особенно на текущие операции.

Второй этап (1996-2003 гг.) связан с отменой ограничений по текущим операциям.

Международно-правовые обязательства по обеспечению конвертируемости рубля были закреплены в июне 1996 г., когда Россия официально присоединилась к статье VIII Устава МВФ, предусматривающей отказ от всех ограничений в использовании национальной валюты при совершении текущих операций. Председатель ЦБРФ С.К.Дубинин выпустил письмо, где говорилось, что с этого момента введение в России каких-либо ограничений по конвертируемости иностранной валюты по операциям, которые ассоциируются с текущим счетом платежного баланса, должны осуществляться по согласованию с МВФ и на сроки, ограниченные в процессе согласования. Это не означает, что нельзя вводить никаких ограничений на конвертируемость по текущим операциям. Норматив обязательной продажи экспортной выручки в иностранной валюте был постепенно снижен с 75 до 10%.

Третий этап (2003-2006 гг.) связан с дальнейшей либерализацией и отменой валютных ограничений.

В послании 2003 г. Президент РФ В.В.Путин поставил задачу обеспечения конвертируемости рубля к 1 января 2007 г.

В 2004 г. с принятием новой редакции Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» вместо разрешительного введен уведомительный порядок осуществления операций движения капитала в иностранной валюте. По этому закону (ст. 12 «Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации») с 19 июля 2005 г. резиденты получили право открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).

Четвертый этап (с 2006 г.) связан с отменой всех ограничений по валютным операциям и принятием закона о полной конвертируемости рубля.

C 1 мая 2006 г. снижены в 2 раза требования по резервированию средств при осуществлении валютных операций. Норматив обязательной продажи экспортной выручки в иностранной валюте с 7 мая 2006 г. установлен на нулевом уровне.

В ежегодном послании Президента России Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. предложено обеспечить полную конвертируемость рубля к 1 июля 2006 г. При отсутствии каких-либо законодательных ограничений на совершение валютных сделок по любым видам операций (торговым, неторговым, движению капитала) как для резидентов, так и для нерезидентов валюта относится к свободно конвертируемой(СКВ). С точки зрения большинства экспертов, ускорение процесса по отмене ограничений на капитальные операции связанно с конъюнктурно-политическими моментами, а именно июльским Саммитом стран большой восьмерки, и обсуждением проблем вступления России в ВТО.

С 1 июля 2006 года Центробанк России добровольно снял все ограничения по валютным операциям. Но пока, в случае форс-мажорных обстоятельств, за ним остается право вернуться к прежнему режиму, ограничивающему движение капиталов. [2]

8 июля 2006 г. Госдума приняла во втором и третьем чтении Федеральный Закон №131-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», отменяющий ограничения для свободной конвертируемости рубля. При необходимых 226 голосах за законопроект проголосовал 251 депутат, против – 47, воздержавшихся не было. 14 июля 2006 г. закон одобрен Советом Федерации, 26 июля 2006 г. подписан Президентом России В.В.Путиным.