Смекни!
smekni.com

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2 (стр. 86 из 154)

В 1974 г. Банк де Брюссель потерпел огромные убытки и спасся от банкротства лишь благодаря слиянию с Банк Ламбер и Ком­панией Брюссель-Ламбер, а также созданию финансовой группы Брюссель-Ламбер. Некоторые банки потерпели банкротства в ре­зультате чрезмерной валютной спекуляции, например Франклин нэшнл бэнк (США) в 1974 г., Банкхаус Херштатт (ФРГ) в 1973 г. В результате спекулятивных валютных операций Фудзи бэнк (Япо­ния) понес убытки в 11,5 млрд иен в 1984 г., покрытые за счет продажи части ценных бумаг из его портфеля. В 1997—1998 гг. глубокий финансовый и валютный кризис в регионе ЮВА и дру­гих странах вызвал огромные валютные потери банков и фирм во всем мире.

Банкротства банков привели к усилению контроля за валют­ными операциями со стороны руководства банков и соответству­ющих государственных органов. Национальные органы надзора над банками наблюдают за их валютными позициями в целях контроля за движением капиталов и объемом банковских рисков. Операции на мировых валютных, кредитных рынках служат объектом постоянного изучения национальных и международных органов. Необходимость этого диктуется тем, что курсы валют, ценных бумаг, процентные ставки оказывают значительное воз­действие через экспорт и импорт, движение капиталов на перспек­тивы развития производства, конъюнктуру, темп инфляции.

Межбанковский рынок делится на прямой и брокерский. Поэто­му составным звеном в институциональной структуре валютного рынка являются брокерские фирмы, через которые проходит приме­рно 30% валютных операций. Брокерские фирмы взимают за посре­дничество комиссию (до 20 долл. США за каждый купленный или проданный миллион долларов или его эквивалент). С развитием электронных средств межбанковской связи и совершением валют­ных сделок (Рейтер-дилинг, Телерейт) роль брокерских фирм на межбанковском рынке снизилась, хотя они продолжают играть значительную роль в операциях частных лиц и небольших фирм.

В международной практике принята система начисления бро­керской комиссии, оплата которой делится поровну между покупа­телем и продавцом валюты и не включается в котировку. Она выплачивается контрагентами непосредственно брокеру, обычно ежемесячно. Лишь на валютных рынках США брокерская комис­сия долгое время прибавлялась к курсу продавцов и после прода­жи валюты уплачивалась брокеру. С сентября 1978 г. по решению Ассоциации валютных брокеров Нью-Йорка на американских ва­лютных рынках введена существующая международная практика начисления брокерской комиссии.

ТНК играют ведущую роль на валютном рынке. Сделки с ино­странной валютой занимают важное место в их деятельности. Это объясняется их политикой диверсификации валютных активов, совершенствования управления своими ликвидными средствами, стремлением уменьшить риск потерь от обесценения активов в не­устойчивых валютах, получить прибыль от спекуляции на разнице курсов валют. Если курс какой-либо валюты имеет тенденцию к понижению, то ТНК переводят активы в более устойчивые денежные единицы, способствуя их укреплению за счет дальнейше­го ухудшения позиций ослабленной валюты. Операции ТНК на валютном рынке служат одним из факторов изменения курсов ведущих валют.

Виды валютных рынков. Различаются мировые, региональные, национальные (местные) валютные рынки в зависимости от объ­ема, характера валютных операций, количества используемых ва­лют и степени либерализации.

Мировые валютные рынки сосредоточены в мировых финан­совых центрах. Среди них выделяются валютные рынки в Лон­доне, Нью-Йорке, Франкфурте-на-Майне, Париже, Цюрихе, То­кио, Сянгане, Сингапуре, Бахрейне. На мировых валютных рын­ках банки проводят операции с валютами, которые широко используются в мировом платежном обороте, и почти не совер­шают сделки с валютами регионального и местного значе­ния независимо от их статуса и надежности. Лидирующее поло­жение сохраняет Лондонский валютный рынок (400—460 мдрд долл., или более 30% ежедневных валютных сделок в мире). Этот показатель в 9 раз превышает объем валютных операций в Париже, в 5 раз — во Франкфурте-на-Майне, в 2 раза — в Нью-Йорке. 40% мирового валютного оборота приходится на европейский рынок, 40% — на американский, 20% — на азиатс­кий рынок.

Лондон издавна лидировал в торговле иностранными валюта­ми благодаря большому опыту работы в этой сфере, ликвидности валютных операций, обилию иностранных банков (524 из 76 стран на квадратной миле Сити). В результате интеграционного процес­са в Западной Европе сформировался международный (региональ­ный) европейский валютный рынок, расчеты на котором в 1979— 1998 гг. осуществлялись в ЭКЮ. С января 1999 г. наступил новый этап развития европейского валютного рынка, расчеты на кото­ром стали осуществляться в новой коллективной европейской валюте — евро. Котировку курса евро к доллару и валютам стран, не входящим в зону евро, осуществляет Европейский центральный банк во Франкфурте-на-Майне.

В азиатском регионе наиболее быстрыми темпами развивается сингапурский валютный рынок, который по дневным оборотам (139 млрд долл.) занял второе место после Токио (149 млрд долл.). Более открытый, чем рынки других азиатских стран, валютный рынок Сингапура по объему операций вырос на 32%, в то время как в Токио он сократился на 8%, а в Гонконге (Сянгане) — на 13% с 1995 по 1998 г.

На региональных и местных валютных рынках осуществляют­ся операции с определенными конвертируемыми валютами. В их числе сингапурский доллар, саудовский риял, кувейтский динар и др. Котировка валют, используемая для валютных операций в определенном регионе, относительно регулярно осуществляется банками данного региона, а валют местного значения — банками, для которых эта валюта является национальной и активно приме­няется в сделках с местной клиентурой.

Валютные рынки — одно из важных звеньев мирового хозяй­ства — чутко реагируют на изменения в экономике и политике, оказывая на них обратное влияние. Интернационализация хозяй­ственной жизни способствует развитию валютных рынков. Объем сделок на них превышает ежедневно триллион долларов. Резкие колебания курсовых соотношений осложняют деятельность ва­лютных рынков. Механизм валютных рынков создает условия для валютной спекуляции, так как дает возможность производить сделки, не имея в наличии валюты. В результате валютных опера­ций усиливаются стихийное движение «горячих» денег, «бегство» капитала, колебания валютных курсов. «Валютная лихорадка» пагубно воздействует на слабые валюты, увеличивает нестабиль­ность валютно-экономического положения отдельных стран, ми­ровой экономики и валютной системы. Валютные трудности, усу­губляемые стихийной деятельностью валютных рынков, оказыва­ют определенное влияние на экономическую политику стран и являются важной проблемой при согласовании их действий по регулированию экономики.

Котировка иностранных валют. Валютные операции невозмож­ны без обмена валют и их котировки. Котировка валют (от франц. coter) — определение их курса. Исторически сложились два метода котировки иностранной валюты к национальной — прямая и кос­венная. Наиболее распространена прямая котировка, при которой курс единицы иностранной валюты (базовая валюта) выражается в национальной валюте (котируемая валюта). По отношению к некоторым иностранным валютам в связи с их малым масш­табом за единицу принимаются 100 единиц (бельгийский франк, японская иена) или 1000 (итальянская лира). При прямой котиров­ке, например, во Франкфурте-на-Майне 1 долл. США приравнива­ется к определенному количеству марок ФРГ. При косвенной коти­ровке за единицу принята национальная валюта, курс которой выражается в определенном количестве иностранных денежных единиц.

Косвенная котировка применяется преимущественно в Велико­британии, где эта традиция сложилась с тех пор, когда все валюты приравнивались к фунту стерлингов, на долю которого приходи­лось 80% международных расчетов (1913 г.). Этому способст­вовало сохранявшееся до конца 60-х годов неудобное деление фунта стерлингов на шиллинги и пенсы. С сентября 1978 г. в США частично введена косвенная котировка: за единицу принят доллар при котировке марки ФРГ, французского, швейцарского и бель­гийского франков, итальянской лиры, голландского гульдена, крон Скандинавских стран, японской иены, мексиканского песо. Это решение принято Ассоциацией валютных брокеров Нью-Йор­ка в соответствии с международной практикой для облегчения работы дилеров. Но для других валют (Великобритании, Канады, ЮАР, Австралии, Индии, Пакистана, Сянгана, Сингапура и т.д.) в США сохранена прямая котировка, т.е. за единицу принимается иностранная валюта, и ее курс выражается в долларах и центах.

Сочетание прямой и косвенной котировок создает практическое удобство, исключая потребность в дополнительных вычислениях. Разные методы котировок не имеют экономического различия, так как сущность валютного курса едина. Котировки двух валют по прямому методу на национальных валютных рынках будут обрат­ными друг другу. Если швейцарский франк котируется во Франкфурте-на-Майне против марки ФРГ по курсу 1,31 (1 швейцарский фр. = 1 марке 31 пфеннигу), то котировка марки ФРГ в Цюрихе будет 0,76 (1 марка = 76 сантимам) при сохранении одного и того же их курсового соотношения на этих валютных рынках. При повышении курса марки к франку котировка на обоих валютных рынках меняется и составит, например, 1,20 во Франкфурте-на-Майне (меньше марок за франк) и 0,83 в Цюрихе (больше франков за марку).