Смекни!
smekni.com

Проблема возникновения жизни на земле (стр. 2 из 9)

Дарвин в своей гениальной книге «Происхождение видов» нанес сокрушительный удар креационно- мета­физическому учению о живой природе, дав непревзойденное по своей убе­дительности доказательство факта органиче­ской эволюции, — факта не только «текучести» органиче­ских видов, но и их неразрывной преемствен­ной связи. Благодаря этому стало ясно, что органические формы по­явились не сразу чудесным образом, в го­то­вом виде, а ес­тественным путем одни от других в процессе длительного развития. А это означает, что жи­вая природа не находится в стабильном, неизмененном состоянии: она имeeт свою долгую историю — свое про­шлое, настоящее и будущее.

Когда капитан корабля «Бигль» Р. Фиц-Рой, с которым Дарвин совершил свое зна­менитое кругосветное путе­шествие, рьяно выступил против основного вывода эволюци­он­ной тео­рии, отстаивая несомненность библей­ского сказания о сотворении мира, Дар­вин сказал: «Жаль, что он не предложил своей теории, по которой мас­тодонт и прочие крупные живот­ные вымерли по той причине, что дверь в ковчеге Ноя была сделана слишком узкой, чтобы они могли пролезть туда».

Повседневно мы наблюдаем, что все живые существа возникают путем рождения от себе подобных: человек родится от человека, теленок — от коровы, цыпленок вы­лупля­ется из того яйца, которое снесла курица, рыбы раз­виваются из отложенной такими же рыбами икры, рас­тения вырастают из семян, которые созрели на таких же растениях. Но так не могло быть всегда, извечно. Наша планета Земля имеет свое начало, она когда-то воз­никла. Откуда же появились на ней прародители .всех животных и растений?

Согласно религиозным представлениям все разнооб­разные живые существа были первона­чально созданы бо­гом. Вследствие этого творческого акта божества на Земле сразу, в гото­вом виде, возникли все прародители (тех животных и растений, которые сейчас населяют нашу планету. Особым творческим актом был якобы соз­дан и первый человек, от которого пошли все люди на Земле.

В частности, согласно священной книге евреев и хри­стиан — библии — бог создал весь мир в шесть дней, при­чем на третий день им были сотворены растения, на пя­тый — рыбы и птицы, а на шестой — звери и, нако­нец, — люди: сперва мужчина, а потом жен­щина. Пер­вого чело­века, Адама, бог слепил из безжизненного мате­риала, глины и затем вдунул в него душу , от чего он и стал живым.

Изучение истории религии показывает, что эти наив­ные сказки о внезапном возник­новении животных и рас­тений во вполне готовом, организованном виде покоятся на не­вежествен­ном, некритическом истолковании по­верх­ностных наблюдений окружающей нас природы.

На этой основе в течение многих веков существовало убеждение, что Земля является пло­ской и неподвижной и что Солнце обращается вокруг нее, подымаясь на востоке и скрыва­ясь в море или за горами на западе. Такого же рода поверхностные наблюдения нередко внушали чело­веку мысль, что различные живые существа, как, напри­мер, насе­комые, черви, а иной раз даже рыбы, птицы и мыши, могут не только рождаться от себе подоб­ных, но и непосредственно возникать сами собой, самозарождаться из ила, навоза, земли и других безжизнен­ных материа­лов. Всюду, где человек сталкивался с внезапным и мас­совым появ­лением живых существ, он рас­сматривал его как самозарождение жизни. Ведь и сейчас ино­гда неве­жественный человек убежден в том, что черви зарожда­ются в навозе и гниющем мясе, а различные паразиты в домашнем быту возникают сами собой из отбросов, грязи и нечистот. От его поверхностного наблюдения усколь­зает то обстоятельство, что грязь и от­бросы являются лишь тем местом, гнездом, куда паразиты откладывают свои яички, из ко­торых затем и раз­вивается новое поко­ление живых су­ществ.

Древние учения Индии, Вавилона и Египта рассказы­вают о таком внезапном зарожде­нии червей, мух и жу­ков из навоза и грязи, вшей из человеческого пота, лягушек, змей, мышей и крокодилов из грязи Нила, светля­ков из искр догорающих костров. Эти сказа­ния о самоза­рожде­нии связывались в указанных учениях с религи­озными легендами и преданиями. Вне­запное возникновение жи­вых существ объяснялось лишь как частный случай про­явления творческой воли богов или демонов.

1.3. Научный взгляд на жизнь.

Только в середине XVII в. тосканский врач Франческо Реди (1626-1698) пред­при­нимает первые опыты по самозаро­ждению. В 1668 г. он доказал, что белые черви, кото­рые встре­чаются в мясе, являются личинками мух; если мясо или рыбу закрыть, пока они свежие, и предот­вратить доступ мух, то они, хотя и сгниют, но не произведут червей.

Сегодня опыты Реди выглядят на­ивными, но они представляли собой первый про­рыв фронта мистических представлений о формировании живых существ.

Опыты по самозарождению жизни проводит и шотландский ученый Т. Ниидам (1713-1781), но их опровергает итальянец Л. Спалланцани (1729-1799) как совершенно нечисто постав­ленные. Сам Спалланцани проводит опыты, ко­торые подтверждают выводы Реди о ро­ли стерильности при подобных экспери­ментах.

Почти через двести лет после Реди в 1862 г. великий французский ученый Луи Пастер (1822-1895) публикует свои на­блюдения по проблеме произвольного самозарож­дения.

Он доказывает, что вне­запное возникновение («спонтанное самозарождение» ) мик­робов в различных ви­дах гниющих настоек или экстрактов не есть возникновение жизни. Гниение и брожение-это результат жизнедея­тельности микроорганизмов, чьи заро­дыши внесены из­вне. Микробы—слож­но устроенные организмы и могут производить себе по­добные суще­ства, т. е. живое происходит от живого. Как уче­ный, который доверяет только результа­там научных опытов, Пастер не делает глубоких выводов о происхожде­нии жиз­ни. Однако его исследования окончатель­но разрушили вековые предрассудки о спонтанном самозарожде­нии.

Независимо от этого после опытов Пастера решение проблемы происхожде­ния жизни стало чуть ли не невоз­можным. Приверженцы религии с облег­чением вздохнули. Разуме­ется, сам Па­стер никогда не утверждал, что жизнь не может возникнуть первично. Но боль­шинство его современников именно так истолковали его опыты, принимая их за доказатель­ство того, что жизнь не может возникнуть из неживой материи. В связи с этим известный английский ученый Дж. Холдейн отмечает: «По целому ряду историче­ских причин христи­анская цер­ковь приняла именно эту последнюю точку зрения, потому что она, по мнению церкви, подчеркивала контраст между духом и материей».

В эти тяжелые для естествознания времена появляются трезвые умы (Т. Гексли, Дж. Тиндал и др.), которые во второй половине XIX в. высказывают предположение, что жизнь возникла в первичном океане из неорганического ве­щества в результате природ­ного процес­са.

1.4. Жизнь из космоса.

В это время возрождается и идея кос­мического посева (панспермии), выска­занная еще в V в. до н. э. греческим фи­лософом Анаксагором. По его учению, жизнь возникла из семени, которое суще­ствует «всегда и везде». Возрождение этой идеи —естественная реакция на кри­зис в вопросе происхождения жизни, в который попало естествознание в середи­не XIX в. Тогда этот вопрос выглядел принципиально неразрешимым. И снова выход ищут в само­зарождении или при­внесении зародышей жизни с других кос­мических тел.

После многовекового сна идея Анаксагора о «вечных семенах» была разбуже­на X. Рихте­ром в 1865 г. Согласно по­следнему, зародыши жизни занесены на Землю метеори­тами или космической пылью. В развитом и видоизмененном виде гипотеза о космиче­ском посеве (панспермии) разработана шведским физикохимиком Сванте Авенариусом в 1884 г. По Авенариусу, жизнь на Земле произошла от спор растений или ми­кроорга­низмов, которые перенесены с других планет под действием светового давления или, возможно, метеори­тами. Уже в то время П. Беккерель, а позже и ряд других ученых до­казали невозмож­ность переноса в жизнеспособном со­стоянии (активном или поддаю­щемся ак­тивизации) зароды­шей жизни. На них губительно действуют космические лучи, особенно коротковолновое ультрафиоле­товое излучение, которым пронизана Вселенная.

Идея панспермии жива и сегодня, она предстает в постоянно изменяющихся формах. Со­гласно одному из новейших вариантов этой гипотезы (называемому еще «инфекционной теорией»), жизнь на Землю была занесена обитателями дру­гих планет, которые совершали межпла­нетные и межзвездные перелеты. Однако этому нет никаких доказательств.

Ни один серьезный ученый сегодня не считает, что жизнь на явление во Вселенной. Од­нако некоторые допускают, что это действи­тельно так и что земная жизнь—един­ст­венное счастливое (очевидно, для чело­века!) исключение. Но тот факт, что до сегодняш­него дня не установлен контакт с другими (внеземными) цивилизациями, еще не доказа­тельство, что жизнь имеет место только на Земле. Вместе с тем при­знание возможности существования жиз­ни на других планетах вовсе не означает, что «зародыши жизни» с таких вне­земных «плантаций» могут беспрепят­ственно переноситься с одного космиче­ского тела на другое. Несмотря на то что проведено и проводится множество целе­на­правленных исследований, до сих пор не установлено никаких фактов, которые показы­вали бы, что живые существа при­несены на Землю метеоритами или с космической пы­лью. Все опыты в этом направлении оказываются напрасными даже сейчас, когда чело­век сам или с по­мощью аппаратов прони­кает в ближай­ший космос. Опубликованные данные Б. Нада и других о микроорганизмах в метеоритах Оргюэй и Ивонна (Франция) оказались результатом ошибочного определения минеральных зерен в каче­стве некоего окаменелого микроорганиз­ма и вторичного загряз­нения поверхно­сти метеорита.