Смекни!
smekni.com

Валютные операции в Российской Федерации (стр. 12 из 21)

Приведенные данные свидетельствуют о неудовлетворительности регионального распре­деления иностранных инвестиций. Одна из при­чин этой деформированности — слабость ре­гиональной политики привлечения иностран­ных инвестиций, прежде всего в аспектах стра­хования, залога, гарантий безопасности капи­тала и инвесторов, обеспечения последних ин­формацией об инвестиционных проектах По­литика, о которой идет речь, тоже должна быть дифференцированной и направленной в первую очередь на привлечение капиталов в депрессив­ные регионы. Для улучшения региональной структуры иностранных инвестиций желательно создать на территории России (помимо Мос­квы и Санкт-Петербурга) несколько крупных инвестиционных центров, в частности, в Ниж­нем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Ново­сибирске и во Владивостоке.

Но говорить о перспективах дальнейших иностранных инвестиций сложно, т.к. августовский кризис 1998 г. явно показал, что Россия до сих пор подвержена экономической и политической нестабильности.

Проблема вывоза капитала в РФ на современном этапе.

Одной из наиболее важных проблем, стоящих сегодня перед экономикой России, является продолжающийся вывоз капитала из страны. В то время как Правительство РФ изыскивает свободные кредитные средства на Западе и ведет переговоры с МВФ о предоставлении стране очередного транша на сумму 4 – 5 млрд. $, из России, по оценке бывшего премьер–министра РФ Примакова Е.М., ежегодно уходит порядка 20-25 млрд. долларов. Общая сумма капитала, вывезенного из России за период реформ, оценивается в сумму равную 200 млрд. $.1

Вывоз капитала преследует следующие цели:

- попытка сохранить легально нажитый капитал в условиях политической и экономической нестабильности в стране;

- «отмывание» денег, полученных в результате преступной деятельности.

Поэтому целесообразно рассмотреть два данных вопроса в отдельности.

3.1 Вывоз капитала предпринимателями с целью сохранить легально нажитый капитал в условиях политической и экономической нестабильности в стране.

Говорить о том, что бегство капиталов – проблема только России, неверно. Как свидетельствует мировой опыт, капитал всегда остро реагирует на угрозу политической и экономической нестабильности и именно тогда начинает перекачиваться из страны в страну. Возвращение же его начинается после восстановления национальной экономики, введения конвертируемости национальной валюты и других положительных экономических сдвигов.

Бегство капитала – это анормальный отток капиталов, вызванный страхом инвесторов перед возможной потерей активов. К анормальным мотивам вывоза капитала относятся те мотивы, которые возникают у экономических агентов в обстановке возрастания страновых рисков (усиление экономической либо политической нестабильности, ухудшение состояния основных макропеременных) и в ожидании неблагоприятных поворотов в экономической политике государства (риски национализации, девальвации, повышения налогов, ужесточения мер валютного контроля, замораживания выплат по внутреннему госдолгу и др.). Можно также сказать, что к убежавшим относятся все те легально и нелегально вывезенные за рубеж инвестиционные ресурсы, доходы по которым не вернулись в страну.

Проблема бегства отечественных капиталов в России остро встала после объявления либерализации внешнеэкономической деятельности в начале 90-х годов. Выход на внешние рынки получили все участники внешнеэкономической деятельности, а адекватная правовая система валютного регулирования и контроля не была сформирована.

Предпринимательский капитал уходит из России в поисках безопасности от непредсказуемых изменений российской политической и экономической конъюнктуры, от давления криминальных структур, а также от жесткого российского таможенного и налогового законодательства, о реформировании которых давно идут жаркие дебаты.

Все основные каналы утечки капиталов известны.

Значительная доля российских денег попадает на Запад после проведения внешнеторговых сделок через подставные фирмы. При импорте товаров заключаются договоры комиссии со специально для того созданными фирмами-однодневками. Туда переводятся значительные валютные средства, фирма заключает контракты на импорт товаров, отправляет контрагенту деньги, а товар не поступает. При этом директор – владелец денег подает иск на то, что товар не поставлен. Налоговые органы ничего не могут поделать, так как у фирмы-однодневки нет никаких активов, а ее директор к этому времени уже уволился. При этом владелец денег остается чист перед законом.

При экспортном варианте используется та же схема с использованием фирмы-однодневки. Она поставляет деньги за рубеж, получает деньги, переводит их на счета в зарубежные банки, а затем ликвидируется. Даже не смотря на запрет иметь счета в иностранных банках, этот запрет игнорируется.

Еще один часто используемый способ вывоза капитала – игра с контрактными ценами. Экспортные цены занижаются, импортные завышаются, а разница переводится на счет в зарубежный банк.

Также регулярно встречается такой способ как штрафные оговорки во внешнеторговых контрактах. Например, покупатель товара (российский импортер) обязуется выплатить поставщику (иностранной фирме) штраф в размере, к примеру, 25% таможенной стоимости товара, если товар не пройдет таможенную очистку в течение суток. После этого данный срок превышается, импортер платит штрафы - то есть вывозит деньги за рубеж.

Очень часто российские компании для вывоза капиталов используют офшорные компании и прибалтийские банки. Основное преимущество работы с прибалтийскими банками состоит в том, что они принимают и конвертируют рубли, равно как и валюты стран СНГ. Схема вывоза денег состоит в том, что российская фирма через российский банк перечисляет деньги на счет офшора на основании, например, фиктивного контракта на проведение консалтинговых работ. При этом офшорная компания должна иметь счет в прибалтийском банке. Если будут перечислены рубли, то банк проведет их конвертацию в любую валюту по выбору клиента и перечислит ее, куда он скажет. Бороться с этой схемой трудно, так как сложно проверить реальное выполнение консалтинговых услуг.

При вывозе капитала за границу используется также фиктивный экспорт услуг, ссылки на недобропорядочность контрагентов, вывоз денег физическими лицами и другие способы.

Оценки капитала, нелегально вывезенного из страны за годы реформ, находятся в диапазоне от 40 до 300 млрд.$. Нижняя граница, 40 миллиардов долларов, по мнению депутата Госдумы и в прошлом министра внешнеэкономических связей Александра Шохина, получается в результате суммирования пропусков и ошибок платежного баланса страны за последние семь лет. Однако эта оценка не отражает реальной ситуации и является слишком заниженной. Максимальную цифру в 200 миллиардов долларов называют эксперты МВД РФ, ссылаясь на своих зарубежных коллег. Последнюю оценку, 25 миллиардов долларов ежегодного вывоза капитала, дал бывший премьер-министр России Е.М. Примаков. Если ориентироваться на нее, то сегодняшняя официальная оценка эмигрировавшего капитала – 200 миллиардов долларов. И именно эта цифра приводится чаще всего[1].

Представление о том, насколько серьезным является этот финансовый ресурс, дает простое сравнение 200 миллиардов долларов с несколькими жизненно важными для экономики страны параметрами.

Вывезено капиталов из России за 1991-1998 гг. 200 млрд. $
Российский внешний долг (без учета долгов СССР) 100 млрд. $
Выплаты по долгам в 1999 г. (без учета возможной реструктуризации) 17 млрд. $
Сумма рефинансирования текущей задолженности России в 1999 г. (при условии договоренности с МВФ) 4,5 млрд. $
Объем реального финансирования всех федеральных инвестиционных программ в 1998 г. 862 млн. руб.1

Масштабы вывоза капиталов из России и степень развития теневой экономической деятельности во многом обусловлены недопустимым затягиванием решения вопросов организационно-правового укрепления валютного контроля.

Однако, несмотря на отсутствие в стране достаточной законодательной базы, адекватной сложившейся ситуации, Правительство и Банк России как основные органы валютного регулирования и валютного контроля посредством своих решений все-таки добивались определенных позитивных сдвигов в решении данной проблемы. Первым шагом к контролю за репатриацией валютной выручки от экспорта принятие совместной Инструкции Банка России и ГТК России №19 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг» и введение с 1 января 1994 года таможенно-банковского контроля с помощью паспортизации экспортных сделок. Мера была вынужденной: она стала реакцией на кульминацию контрабандного экспорта.