Смекни!
smekni.com

Роль России в мировом топливно-энергетическом комплексе (стр. 1 из 3)

Всероссийская Академия Внешней Торговли

Факультет государственной и международной внешнеэкономической службы

Вечернее отделение

Реферат

по курсу «Мировая экономика»

Роль России в мировом топливно-энергетическом комплексе

Студент: Большаков А.Н. - ФГС

Преподаватель: проф., к.э.н. Пстыго В.И.

Москва

2001г.

Роль России в мировом топливно-энергетическом комплексе (ТЭК)

1. Тенденции развития и структура мирового ТЭК

Современная структура мирового топливно-энергетического комплекса складывалась под воздействием процессов развития мировой экономики, роста населения и производства, а также в зависимости от объемов и географического расположения природных запасов основных энергетических ресурсов.

Из данных таблицы [1] и графика, представленных ниже, видно, что за последние 50 лет абсолютный прирост потребления первичных ресурсов составил примерно 8 млрд. т условного топлива, т.е. увеличился почти на 200%.

млрд.т.у.т.

1950 г. 1960 г. 1970г. 1980г. 1990г. 1997г.

3,94,7 6,8 8,7 10,3 11,9

В начале XX в. в структуре потребления энергоресурсов абсолютно преобладающее место занимал уголь. Например, в развитых странах к 1950г. не долю угля приходилось 74%, а нефти – 17% в общем объеме энергопотребления [1]. При этом основная доля энергоресурсов использовалась внутри стран, где они добывались.

Среднегодовые темпы роста энергопотребления в мире в первой половине XX в. составляли 2-3%, а в 1950-1975гг. - уже 5% [1].

Во второй половине XX в. мировая структура потребления энергоресурсов претерпевает большие изменения. В 50-60-х гг. на смену углю все больше приходят нефть и газ.

Покрытие прироста энергопотребления обеспечивалось в первую очередь за счет увеличения добычи нефти. В период с 1952 по 1972гг. нефть была дешевой. Цена на нее на мировом рынке доходила до 14 долл./т [1]. Во второй половине 70-х также начинается освоение крупных месторождений природного газа и его потребление постепенно наращивается вытесняя уголь.

До начала 70-х годов рост потребления энергоресурсов был в основном экстенсивным. В развитых странах его темп фактически определялся темпом роста промышленного производства. Между тем, освоенные месторождения начинают истощаться и начинает расти импорт энергоресурсов, в первую очередь – нефти.

В 1973г. разразился энергетический кризис. Мировая цена на нефть подскочила до 250-300 долл./т[1]. Одной из причин кризиса стало сокращение ее добычи в легкодоступных местах и перемещение в районы с экстремальными природными условиями и на континентальный шельф. Другой причиной стало стремление основных стран - экспортеров нефти (членов ОПЕК), которыми в основном являются развивающиеся страны, более эффективно использовать свои преимущества владельцев основной части мировых запасов этого ценного сырья.

В этот период ведущие страны мира были вынуждены пересмотреть свои концепции развития энергетики. В результате, прогнозы роста энергопотребления стали более умеренными. Значительное место в программах развития энергетики стало отводиться энергосбережению. Если до энергетического кризиса 70-х энергопотребление в мире прогнозировалось к 2000 г. на уровне 20-25 млрд. т условного топлива, то после него прогнозы были скорректированы в сторону заметного уменьшения до 12,4 млрд. т условного топлива [1].

Промышленно развитые страны принимают серьезнейшие меры по обеспечению экономии потребления первичных энергоресурсов. Энергосбережение все больше занимает одно из центральных мест в их национальных экономических концепциях Происходит перестройка отраслевой структуры национальных экономик. Преимущество отдается мало энергоемким отраслям и технологиям. Происходит свертывание энергоемких производств. Активно развиваются энергосберегающие технологии, в первую очередь, в энергоемких отраслях: металлургии, металлообрабатывающей промышленности, транспорте. Реализуются масштабные научно-технические программы по поиску и разработке альтернативных энергетических технологий. В период с начала 70х до конца 80х гг. энергоемкость ВВП в США снизилась на 40%, в Японии – на 30% [2].

В этот же период идет бурное развитие атомной энергетики. В 70-е годы и за первую половину 80-х годов в мире было пущено в эксплуатацию около 65% ныне действующих АЭС.

В этот период в политический и экономический обиход вводится понятие энергетической безопасности государства. Энергетические стратегии развитых стран нацеливаются не только на сокращение потребления конкретных энергоносителей (угля или нефти), но и в целом на сокращение потребления любых энергоресурсов и диверсификацию их источников.

В результате всех этих мер в развитых странах заметно снизился среднегодовой темп прироста потребления первичных энергоресурсов: с 1,8% в 80-е гг. до 1,45% в 1991-1997 гг. По прогнозу на 1995-2015 гг. он не превысит 1,25% [1].

Во второй половине 80-х по явился еще один фактор, оказывающий сегодня все большее влияние на структуру и тенденции развития ТЭК. Ученые и политики всего мира активно заговорили о последствиях воздействия на природу техногенной деятельности человека, в частности, влиянии на окружающую среду объектов ТЭК. Ужесточение международных требований по охране окружающей среды с целью снижения парникового эффекта и выбросов в атмосферу (по решению конференции в Киото в 1997г.) должно привести к снижению потребления угля и нефти как наиболее влияющих на экологию энергоресурсов, а также стимулировать совершенствование существующих и создание новых энергетических технологий.

Все вышесказанное в целом повлияло на формирование современной глобальной структуры ТЭК. В результате, структура мирового потребления первичных энергоресурсов к настоящему времени выглядит следующим образом [1] [3]:

(%)

Энергоресурсы 1990 1995 1997 2000
Всего,в том числе: 100 100 100 100
Нефть 39,0 39,0 40,2 38,5
Газ 22,0 21,9 21,0 22,3
Твердое топливо 29,0 28,7 28,4 28,5
АЭС 7,0 7,0 7,0 6,9

ГЭС и др.2,8 3,2 3,2 3,8

Как видно из таблицы и диаграммы (на примере 2000г.):

Доля промышленно развитых стран в мировом потреблении первичных энергоресурсов снизилась с 59,5% в конце 80-х гг. до 51% в 1995 г. и по прогнозу в 2015 г. она снизится до 43%. Хотя в расчете на душу населения потребление энергоресурсов велико и продолжает расти - с 4803 кг нефтяного эквивалента в 1980 г. до 5118 кг в 1995 г., доля развивающихся стран (включая Китай) в общем потреблении повысилась за указанный период с 21,9 до 31,4% и ожидается на уровне 40% в 2015 г., а доля стран с переходной экономикой (кроме Китая) сокращается и достигнет 17% в 2015 г. (по прогнозу) [1].

Энергоемкость ВВП (прирост потребления первичных энергоресурсов на каждый процент прироста ВВП) в 90-e гг. составляла: в развитых странах - 0,6%, развивающихся (включая Китай) - 0,8%, государствах - членах СНГ, Центральной и Восточной Европы - 0,9% [1].

2. Перспективы мирового ТЭК и роль России

Россия была и, очевидно, будет оставаться мировой энергетической державой. Соответственно, от того, как в перспективе будет трансформироваться мировая геополитическая и геоэкономическая ситуация, во многом зависят условия функционирования российского топливно-энергетического комплекса, что соответственно будет оказывать существенное воздействие на российскую экономику в целом.

2.1. Геополитические и геоэкономические предпосылки функционирования ТЭК России

Энергетический комплекс России является неотъемлемой частью мирового энергетического рынка. Доля нашей страны в структуре спроса на энергоресурсы за последние 10 лет существенно снизилась, прежде всего из-за сокращения внутреннего рынка энергоресурсов. В то же время Россия активно участвует в формировании международной торговли энергетическими ресурсами. В 1998 г. Россия занимала второе место в мире (после Саудовской Аравии), как экспортер нефти и нефтепродуктов, а также первое место по межгосударственной торговле сетевым природным газом. Основным рынком для российских энергоресурсов выступают страны Западной, Центральной и Восточной Европы, для которых доля России в суммарном импорте составляет более 50% по сетевому газу и порядка 23% по нефти и нефтепродуктам [3]. Помимо этого, географическое положение России предопределяет ее особую роль в транзите энергоресурсов в пределах евразийского континента, обеспечивая наиболее эффективную конфигурацию энергетической инфраструктуры не только по оси запад – восток, но и в направлении юг - северо-запад континента.

Таким образом, геополитическое значение энергетики России важно не только для российской экономики, но и является важным элементом процесса развития европейских энергетических рынков, и, следовательно, мировой энергетики.

В то же время, собственно экономическое развитие России, ее внутреннее энергопотребление не являются ключевыми факторами, определяющими конъюнктуру развития мировой энергетики, а являются, скорей, факторами дополнительной неопределенности и риска. Поэтому импортеры российских энергоресурсов очевидно будут стремиться минимизировать эту неопределенность, даже за счет некоторой потери в экономической эффективности, как это происходит при развитии ситуации вокруг прикаспийских нефти и газа. Таким образом, Россия вынуждена постоянно бороться за поддержание и улучшение своих позиций на мировых энергетических рынках в каждый конкретный момент времени в условиях не только жестокой конкуренции, но и в силу объективных причин, в том числе, возможно, и политических.