Смекни!
smekni.com

Формирование и использование местного бюджета муниципального образования (стр. 19 из 21)

В условиях, когда большинство субъектов РФ являются получателями федеральной финансовой помощи, федеральное законодательство не определяет, какая часть этих трансфертов должна идти в муниципальные бюджеты. Это решение полностью отдано на усмотрение региональных органов влас­ти, которые, естественно, не заинтересованы в том, чтобы делиться с муниципалитетами свободными финансовыми ресурсами. То же самое происходит с федеральными налогами, расщепляемыми между уровнями бюджетной системы в порядке так называемого "регулирования".

В большинстве стран с развитым местным самоуправлением главным источником обеспечения местной общины являются имущество и доходы ее граждан. В современной России эти источники способны покрыть не более 20 - 25% минимальных финансовых потребностей муниципальных образований. В том числе и по той причине, что местные бюджеты несут львиную долю расходов по обслужи­ванию жилищно-коммунального сектора. В этих условиях главными источниками доходов для подав­ляющего большинства местных сообществ являются федеральные налоги, в числе которых, помимо подоходного, решающую роль играют налоги на прибыль предприятий и на добавленную стоимость. Но что данная "подпитка" не контролируется муниципалитетами: руку на "рубильнике" держит адми­нистрация региона. Именно она определяет, в каких размерах отчисления от общегосударственных налогов поступают в города и районы, и может изменять эти доли произвольно из года в год. В услови­ях, когда региональные элиты лишились прямого административного контроля за местными властями, финансовые рычаги оказываются единственным доступным им средством для того, чтобы держать в повиновении муниципалитеты. Это гораздо легче и привычнее, чем осваивать более цивилизованные способы контроля, например судебно-правовые.

В результате местные власти, как правило, не имеют представления о том, на какую финансовую базу они могут рассчитывать не только в отдаленном, но и в самом ближайшем будущем. На местном уровне отсутствует финансовая стабильность — важнейшее условие социально-экономического разви­тия территорий. Множество российских муниципалитетов сегодня располагают хорошим и средним эко­номическим потенциалом, но не в силах реализовать его, поскольку, до предела урезанные в финансо­вых правах, они не имеют возможности планировать свое социально-экономическое развитие, осуществлять даже самые минимальные инвестиции и в большинстве своем вынуждены перебиваться от од­ного финансового года к другому на подаяние, именуемое региональными трансфертами.

Попытка ограничить этот произвол была предпринята в Законе "О финансовых основах местного самоуправления в РФ". Основная идея Закона заключается в том, что определенные "дозы" централи­зованной финансовой "подпитки" (то есть доли отчислений от федеральных налогов) закрепляются за местными бюджетами на постоянной основе. Каждому субъекту Федерации предлагается в соответ­ствии с объективной методикой и с использованием фиксированной формулы закрепить за муници­палитетами в среднем по его территории не менее 50% подоходного налога с физических лиц, не ме­нее 5% налога на прибыль, 10% НДС и 10% акцизов. По замыслу разработчиков Закона, закрепление должно осуществляться дифференцированно; богатое муниципальное образование может получить в постоянное пользование меньшую часть отчисления от федерального налога, нежели бедный сельс­кий район. Сверх этих долей субъекту РФ предоставлено право устанавливать отчисления на времен­ной основе. Это означает, что сверх своего "кровного" процента богатый город получит на следующий год, допустим, 10% от того же налога на прибыль, а еще через год эта величина изменится в большую или меньшую сторону. Полностью избежать такого рода регулирования невозможно до тех пор, пока между территориями сохраняются резкие перепады экономических потенциалов. Но ограничить объем средств, подлежащих регулированию, сузить возможность манипуляций со стороны региональных администраций — и сделать все это за счет увеличения собственной доходной базы местных бюджетов — в этом и состоял замысел авторов Закона.

Законом задается целый ряд стратегических направлений развития института местных финансов. Са­мым важным из них, безусловно, является ограничение возможности коррупции и финансовых злоупот­реблений на местном уровне. Разработчики Закона сознательно исходили из следующей установки: орга­ны местного самоуправления не должны заниматься предпринимательской деятельностью, их энергия дол­жна быть направлена на то, чтобы создавать условия для развития предпринимательства на своих террито­риях. В соответствии с этой установкой Закон дает муниципалитетам больше прав для осуществления соб­ственно властных функций, например, предоставляя им право создавать налоговую службу для сбора местных налогов, местное казначейство для более четкого исполнения своих бюджетов и т.п. Но в то же время он отнимает у местных властей целый ряд прав коммерческого характера. Наступление на коррупцию осу­ществляется в законопроекте по следующим основным направлениям.

1. Существенно урезаны возможности нецелевого использования средств местными властями. С этой целью проводится курс на полный отказ от использования внебюджетных фондов, которые сегодня являются самым бесконтрольным сегментом финансовой системы страны. Ограничены возможно­сти участия местных властей во всевозможных финансовых рисках — от игры на фондовых рынках до вхождения средствами местной казны в уставные капиталы банков. Установлены предельно до­пустимые размеры муниципальных займов.

2. В Законе содержится требование размещать муниципальный заказ исключительно на основе открытого конкурса. Данное положение не только возводит дополнительный заслон против муниципальной корруп­ции, но и закладывает законодательную базу под коммунальную реформу. В настоящее время, в развитие данного положения Государственная Дума приняла Закон «О муниципальном заказе».

3. Расширяются возможности контроля за финансовой деятельностью местных властей. Государство вправе контролировать соблюдение ими налогового и бюджетного законодательства, проверять обоснованность предоставления муниципалитетам финансовой помощи, следить за надлежащим использованием суб­венций. Но усиливается не только государственный контроль. Депутаты местных собраний получают бо­лее широкие права по контролю за финансовой деятельностью администраций.

Закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» был принят 27 сентября 1997 г. В настоящее время уже можно сде­лать ряд выводов о его реальном исполнении.

Во-первых, разработчики заложили в Закон слишком сложную технологию работы с местными фи­нансами. Практически ни в одном регионе не была сформирована методика закрепления за муниципа­литетами долей федеральных налогов и распределения между ними трансфертов. Впрочем, предста­вить себе такую методику было бы крайне сложно в условиях отсутствия федерального закона о мини­мальных социальных стандартах, к которому отсылает не только Закон "О финансовых основах местного самоуправления в РФ», но и базисный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

Во-вторых, ошибкой разработчиков была недооценка крайне негативного отношения региональ­ных органов власти к местному самоуправлению вообще и к его конкретным представителям в особен­ности. Эта недоброжелательность выразилась, например, в том, что финансовые органы многих субъек­тов РФ решили оставить муниципалитетам-донорам отчисления от федеральных налогов в соответ­ствии с минимальными размерами, указанными в Законе, одновременно лишив их отчислений в по­рядке регулирования. В этих и во многих других случаях требования Закона просто игнорировались региональными властя­ми. Ведь наряду с долями федеральных налогов, закрепляемыми за местными бюджетами на постоянной основе, Закон предполагает традиционную практику ежегодного установления нормативов отчислений в местные бюджеты по тем же самым федеральным налогам. То, что администрации и законодательные со­брания регионов неожиданно "забывают" об этой практике, свидетельствует о крайне низкой готовности региональных властей к кооперации с муниципалитетами. Примеры недоброжелательности и нежелания сотрудничать с органами местного самоуправления можно продолжить.

Реакция федерального законодателя на трудности, связанные с реализацией Закона "О финансо­вых основах местного самоуправления", была неоднозначной и противоречивой. С одной стороны, комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления подготовил поправки в Закон, призванные устранить наи­более очевидные его несовершенства. С другой стороны, комитетом Государственной Думы по бюдже­ту совместно с правительством был разработан Бюджетный кодекс, который не решает ни одной из специфических и болезненных проблем местных финансов.

Однако самый болезненный удар по местным финансам был нанесен летом 1998 года, когда по инициативе правительства Кириенко был принят ряд налоговых законов и общая часть Налогового кодекса. Эта недружественная по отношению к местному самоуправлению акция правительства при­вела к следующим результатам:

· сократились общие поступления от местных налогов;

· была практически ликвидирована налоговая инициатива местных властей;

· резко возросла зависимость местного самоуправления от финансовых решений региональных вла­стей.

Все это означает, что местная доходная база стала еще менее стабильной. Наиболее опасной с точки зрения самостоятельности местных бюджетов явилась инициатива по внесению изменений в Закон «Об основах налоговой системы», предусматривающих введение налога с продажи отмену в связи с этим большинства местных налогов, в числе которых были существенно важные, например, сбор за право торговли и ряд других. Они служили очень серьезным пополнением местных бюджетов. Поступления от налога с продаж распределяются по этому Закону в пропорции 40% (региональный бюджет) к 60% (местный). Экспертами уже подсчитано, что убытие местных налогов далеко не везде компенсируется введением налога с продаж. На многих территориях, особенно сельс­ких, большой объем продаж совершается на розничных рынках, т.е. проходит мимо кассовых аппара­тов. Таким образом, местные бюджеты, на которых лежит основное бремя расходов по финансирова­нию социальной сферы (школы, зарплаты учителям, врачам и т.д.), резко теряют свои привычные фи­нансовые поступления.