Смекни!
smekni.com

Вопросы и ответы к экзамену по курсу «История экономических учений» (стр. 1 из 19)

Для студентов 2 курса специальности 061100 - «Менеджмент организации»

Составитель: к.и.н., доцент кафедры международного маркетинга Ешкилев Ю.Б.

1. Экономич-е воззр-я Античности.

Эконом. мысль появил. тогда, когда чел-к начал задумыв-ся над проц-сами хоз. деят-ти. ?-ос, когда зародил. экономич. мысль, остает. дискуссион-м. Зачатки эконом. мысли обнаруж-ся уже в приписыв-ых Гомеру (10-13вв. до н.э.) поэмах “Илиада” и “Одиссея”, в к-рых нашла отраж-е натур-хоз. конц-ция. Древнегреч. мыслит. – Ксенофонт, Платон и Аристотель – образуют фундамент, на к-ром формир-сь эконом. наука. “Экономия” от греч. ойкос – хоз-во, дом; номос – правило, з-н. Экономия – наука о ведении домашн. хоз-ва, т.е. домоводства.

Ксенофонт в свое трактате “Домострой” восхвалял достоин-ва землед-я и осуждал занятие ремеслами и торговлей. Его идеалом явл. замкнутое натур. хоз-во. Рабство считал естетсвен. формой эксплуат-и, а рабов – говорящими орудиями. Осознавал низк. произв-ть труда рабов и рекоменд-л рабовлад-цам использ-ть материал. стимулы к тем, кто отлич-ся усердием в выполн-и работ. Разделял физич-ий и умствен. труд. Он указыв., что физич. трудом должны заним-ся рабы, а свободн. должны выполнять ф-ции надзора и управл-я. Он один из 1-ых анализир-л раздел-е труда. Говоря о “ценности” товара, он рассматр-л цен-ть как в смысле потребительн. стоим-ти, так и в смысле менов. стоим-ти. Фактич-ки он был одним из 1-ых, кто поставил ?-ос об этих 2-х сторонах товара. При всем отрицат. отнош-и к торговле и денежн. хоз-ву, К. признавал полезн-ть денег как в пер-д экономич. благополуч., так и в годы бедствий. Понимал, что деньги явл. специфич-им товаром, поск-ку их никто не имеет столько, чтобы не желать иметь еще больше. Признавал лишь 2 ф-ции денег: деньги как сред-во обращ-я и как сокровище. Осуждал ростовщич-во и использов-е денег в кач-ве ссудн. капитала.

Платон в сочин-и “Гос-во” сформулир-л проект идеальн. гос-го устройства, а в сочин-и “Законы” – гос-ва, более близк. к реальн. действит-ти. Гос-во у П. выступ. как форма разреш-я противоречия м-ду многообразием потребн-ей людей и однообраз. их способн-ей. В идеальн. гос-ве сущ-ют 3 сословия: 1) философы, управляющ. общ-вом; 2) стражи (воины); 3) землед-цы, ремеслен-ки и торговцы. Рабы не относ-сь ни к какому из сословий. По мнен. П., у филос-ов и стражей не д.б. никакой собствен-ти, им запрещ-сь иметь золото и серебро. Частн. собств-ть могли иметь лица, не способн. к политич. деят-ти, т.е. представ-ли 3-го сословия и д.б. обеспеч-ть всем необх-ым филос-ов и стражей. Наилучш. удовлетв-е потребн-ей возможно при широк. раздел-и труда м-ду гражданами. В гос-ве, близк. к реальн. действит-ти все граждане делят. на 4 кл. в зависим-ти от своей материал. обеспечен-ти. По жребию они получ. у гос-ва дом и земельн. надел. Стоим-ть надела объявл-сь “пределом бедн-ти”. Стоим-ть имущ-ва, к-рое могли приобр-ть граждане, не д.б. превышать этот min более чем в 4 раза. Запрещ-сь иметь золото и серебро, заним-ся ростовщ-ом, вести роскошн. образ жизни. Наибол. важн. отраслью эк-ки П. считал землед-е, менее почетн. явл. ремесло, а торговля – занятие непочетное. У П. деньги выполн. не только ф-ции сред-ва обращ-я и сокровища, но и ф-ции меры стоим-ти. Выступал против использ-я денег для накопл-я богат-ва и осуждал ростовщич-во. Он считал, что цены должны регулир-ся гос. властью, а за основу должна браться такая цена, к-рая обеспеч-ла бы получ-е умерен. прибыли.

Основн. сочин-ми Аристотеля, в к-рых содерж-ся размышл-я по экономич. ?-ам, явл. “Никомахова этика” и “Политика”. Он был принцип-ым сторон-ком рабовладения. Рабство – это явление абсолютно закономерное и естествен. Деление людей на свободн. и рабов объяснял закон. природы. Он выдвинул проект идеальн. гос-ва, к-рое примиряло бы противореч. м-ду класс. и имело бы своей социальн. основой среднее сословие. Насел-е такого гос-ва должно состоять из земледельцев, скотоводов, ремеслен-ов, торговцев, наемн. рабочих и рабов. Наибол. важной и почетн. сф. деят-ти признав-сь землед-е, базиров-ся на использов. рабск. труда. Идеалом для А. было натур. хоз-во. Выступ. против торговли, ростовщ-ва и вообще против разв-я товарно-денежн. отнош-ий. Он положил начало поиску з-на стоим-ти. Установил, что любой товар имеет 2 стороны: потребительн. стоим-ть – способн-ть товара удовлет-ть определен. потребн-ти чел-ка и менов. стоим-ть – затраты труда на произв-во данн. товара. Справедлив. обмен – обмен, к-рый не влечет за собой привлеч-е прибыли. Почему же происх. обмен одного товара на др.? Менов. стоим-ть делает сравнит-ми товары. Разные товары делают деньги. А. показал, что от менов. торговли (Т-Т) осущ-ся переход к товарн. обращ-ю (Т-Д-Т), а затем и к обращ-ю денег в кач-ве капитала (Д-Т-Д). По его мнен., деньги изобр-ны людьми для удоб-ва обмена. Их основн. ф-циями считал ф-цию меры стоим-ти и ф-цию сред-в обращ-я. Проводил различ. м-ду обращ-ем денег как денег и обращ-ем денег как капитала. Хоз. деят-ть он подразд. на 2 направл-я: 1) экон-ка – искус-во приобрет-я благ, необх-ых для жизни и домашн. хоз-ва, а также гос-ва. К сф. эк-ки относит. и мелк. торговля, т.к. она необх-ма для удовлетв-я естествен. потребн-ей чел-ка. 2) Хрематистика – это искус-во наживать состояние путем торговли. В отлич. от эк-ки, хремат-ка не явл. необх-ой и не сообраз-ся с закон. природы, т.е. хремат-ка противостоит эк-ке. Эконом. мысль Др. Рима в основн. решала аграрн. проблемы, и пр. всего проблемы рациональн. организ-и рабовладельч. вилл и латифундий. Главн. сф. примен-я рабск. труда было с/х. В своем сочин-и “О земледелии” Канон Старший обоснов-л преимущ-ва с/х в сравн-и с др. отраслями эк-ки, и даказыв., что доход от землед-я самый чистый и верный. К. призывал побольше продавать (и то лишь излишки) и поменьше покупать (то, чего нельзя произв-ти в своей вилле). В целях получ-я высок. прибыли следовало продавать продукц. своего хоз-ва в пер-ды высок. цен. Он уделял вним-е проблемам организ-и рабск. труда на вилле. Призывал сеять м-ду рабами распри, наказыв. их, и в то же время советов. использ-ть материал. и моральн. стимулы. Проблемы рациональн. организ-и рабовладельч. хоз-ва нашли отраж-е в трудах римск. агрономов Варрона (II–Iв. до н.э.) и Колумеллы (I в. н.э.). В трактате Варрона “О с/х” обосновыв-сь достоин-ва этой отрасли эк-ки и осужд-сь пересел-е римлян в город. Для укрепл-я хоз-ва латифундии рекоменд-л сочетать разв-е землед-я с животновод-ом, т.к. цены на зерно были низкими, поск-ку оно в больш. колич-ах поступало из провинций, а доходн-ть животн-ва была гораздо выше. Предлаг. использ-ть материал. заинтересов-ть для стимулир-я рабск. труда. В сочин-и Колумеллы “О с/х” нашел отраж-е кризис латифундиальн. рабовладельч. хоз-ва. Он осознал неээффек-ть рабск. труда и предлаг. отказ-ся от труда рабов, заменить труд наемн. работ-ми. Защит-ми интересов разорявшихся мелк. землевлад-цев выступили братья Тиберий и Гай Гракхи. В целях реш-я аграрн. ?-са Тиберий предложил принять з-н, по к-рому римск. гражданам разреш-сь арендовать не более 500 югеров (125 га) гос. пахотной земли, причем одна семья не могла заним. больше 1000 юг. Все излишки земли подлежали возвращ-ю гос-ву и распредел-ю среди нуждающ-ся по 30 юг. Этот проект был частично осущ-н. После убийства Т. дело продолжил Гай. Было возобнов-но надел-е крест-н землей и принят з-н о продаже городск. беднякам хлеба из гос-ых хранилищ по низк. ценам.

2. Экономич. учения европейск. Средневек.

Господств-щей формой идеологии в странах Зап. Евр. в эпоху феод-зма был католицизм. Поэт. все рассужд-я средневек. авторов по эконом-им ?-ам были облечены в религиозно-этическ. форму. Эконом. мысль 6-9 вв. ярко отраз-сь в “Салической Правде”, к-рая представл. собой продукт обычного народн. права, судебник – собрание старин-х судебн. обычаев франков, записан. и редактир-ых в теч-е 6-9вв. В Сал. Пр. проводит. мысль о верховн. праве общины на пахотную землю, леса, луга, болота, вводятся серьезн. огранич-я на проникнов-е в общину чуждых ей элем-ов. В ней нашел отраж-е проц-с разлож-я общин-го строя салич-их франков и постепен. формиров-я классов, характ-ых для феодальн. общ-ва. Этот памятник свидет-ет о господ-ве у франков натуральн. хоз-ва. Итак, в Сал. Пр. отражено хоз-во франков, община-марка у франков, распад родовых отнош-ий и возникн-е имуществ-го и социальн. нерав-ва во франкск. общ-ве. Проблема эконом. организ-и раннесредневек. вотчины, основан. на натур. хоз-ве и крепостной эксплуат-и крест-н, нашла отраж-е в “Капитулярии о виллах”(нач. 9в.). Здесь провод-ся мысль о том, что монопольным собствен-ом земли вотчины явл. ее владелец, а насел-е вотчины должно нести по отнош-ю к нему установлен. повинности. Ориентир-сь на натур. хоз-во, составит. “Капитул-я” предписывал взимать оброки в натур. форме, создавать запасы натурой, иметь в вотчине ремеслен-ов разных специальн-ей. Хоз-во вотчины было слабо связано с р-ком, и продавать предписыв-сь лишь излишки с/х прод-ции. Упоминаний об общине нет. Определен. вклад в пер-д классич. средневек. в эконом. мысль внесли служители церкви. В серед. 12в. болонский монах Грациан составил “Свод канонического права”, в к-ром содерж-сь высказыв-я по экономич. ?-ам. Канонисты провозгл-ли в кач-ве идеала общую собствен-ть, и одновр-но доказыв., что институт частн. собствен-ти установлен богом в наказ-е за людские грехи. Занятиями, угодн. Богу, счит-сь землед-е и ремесло, а неугодными – ростовщич-во, а также торговля в целях получ-я барыша. Фома Аквинский выступ. за самообеспеч-ть гос-ва, отдавал предпочт-е натурал. формам богат-ва, а золото и серебро считал богат-вом искусств-ым. В “Сумме теологии” нашли отраж-е ?-сы товарн. произв-ва. Централ. из них явл. проблема “справедлив. цены”. Основанием обмена Аквинат считал равен-во пользы обмениваемых вещей. За феодалами признавал право продавать товары дороже их естествен. цены. Т.о., он пытался дать сословную тракт-ку цены товара. Выступал против порчи монеты, понимая, что деньги обладают внутрен. цен-ью. Он, как и Аристотель утвержд., что деньги не могут порождать денег. Осуждал ростовщич-во. Осуждал торговлю с целью получ-я барыша, и в то же время торгов. прибыль признав-сь правомерной, если выступала как плата за труд торговца, предназнач-сь для использ-я в благородн. целях и возмещала затраты купца на транспорт-ку товаров. Обоснов-л справедл-ть взимания земел. ренты, т.к. в виде ренты земел. собствен-ки получ. часть пр-кта, производ-го землей и вознагражд-е за труд по управл-ю своим хоз-ом. Никола Орем – франц. ученый 14в. В своем “Трактате о происхожд-и, природе, юридич-ом основании и измен-и денег” высказал мысль о том, что 1) деньги представл. собой инструм-т, создан. людьми для облегч. обмена товаров; 2) Благородн. металлы явл. обычн. товарами и лишь в силу своих природн. св-в стали выступать в роли денег. Т.о., Орему принадл. одна из 1-ых попыток обоснования металлич. т-рии денег. Понимая происхожд-е и природу денег, он осуждал порчу монеты.