Смекни!
smekni.com

Экономические начала современного общества (стр. 1 из 2)

Е.И. Лавров, Омский государственный университет, кафедра экономической теории и предпринимательства

В современной (и не только в современной) экономике есть два начала: рыночное и непосредственно общественное (социальное).

Раскрывая основные начала в современной экономике, мы будем пользоваться такими основными субъектами хозяйствования, как домохозяйства, бизнес и государство. Домохозяйства представлены отдельными людьми, индивидуумами, семьёй, в то время как бизнес представлен предпринимателями, предприятиями и организациями любой формы собственности. Говоря о государстве, мы имеем в виду не общность людей в государстве, а аппарат экономического и политического управления.

При анализе двух начал в экономике мы временно отвлечемся от государства, для которого рыночные начала не столь очевидны. Но оба начала вполне очевидны как для домохозяйств, так и для бизнеса.

Первое начало состоит в том, что домохозяйствам и бизнесу присущ индивидуализм, обособленность от других домохозяйств и бизнеса. Каждый человек, в том числе и бизнесмен, относится к другим людям и другому бизнесу как к чужому, не своему. Экономической основой такой обособленности является частная собственность на факторы производства: средства производства, землю, рабочую силу и др. Поэтому к людям и бизнесменам, не принадлежащим к ним, к их обществу, домохозяйства и бизнес относятся как частные собственники факторов производства к другим частным собственникам.

На обособленности факторов производства, доходов и соответственно обособленности потребностей в условиях разделения труда основывается подсистема товарного производства, товарно-денежных отношений, или, другими словами, рынка. В этом и состоит первая особенность современной экономической жизни. При этом данное начало характерно как для развитых, так и для развивающихся стран.

Товарное производство, рынок порождает конкуренцию между домохозяйствами, бизнесом, обеспечивая экономический прогресс. На рынке побеждает сильнейший, тот, кто создает более качественные товары и услуги, более дешевые. Поэтому рынок безжалостен к неудачникам, лентяям, неповоротливым, которые не выдерживают конкуренции и покидают рынок, освобождая рыночную нишу для победителей.

Условно можно определить поведение каждого человека (домохозяйства и бизнесмена) в рыночной экономике как поведение "экономического индивида".

Второе начало состоит в том, что каждый человек всегда существовал и существует как член сообщества, в том числе семьи, трудового коллектива предприятия или организации, а также района, округа, края (штата, кантона и пр.), государства. Люди в таких сообществах имеют общие экономические и иные интересы. Основой такой общности экономических интересов является та или иная форма собственности: для семьи это личная или частная собственность, для коллектива - корпоративная собственность, для жителей того или иного территориального образования - муниципальная собственность и местный бюджет, для жителей страны - государственная собственность и государственный бюджет и т.д. И хотя трудовой коллектив, жители области, края, страны открыты для "въезда" других людей при определенных обстоятельствах, особенно в демократическом обществе, в то же самое время эти образования в каждый данный момент носят относительно "закрытый" характер. То же самое относится и к семье, семейному доходу и семейному бюджету.

К людям, принадлежащим к их сообществу, как домохозяйства, так и бизнес относятся как к "своим". Связи между этими людьми поддерживаются не только товарно-денежные, рыночные, но также непосредственно общественные, социальные. В ряде случаев потребности "своих" людей рассматриваются как свои собственные, и даже выше.

В этом случае между людьми возникает другое, отличное от товарно-денежных, начало - отношение социальной общности (корпоративности, коллективизма). Эта особенность рождает другую подсистему экономики современного общества - непосредственно общественную (социальную). В основе такой подсистемы (социальной общности) лежит единство экономических интересов, в том числе сотрудничество, соучастие, сострадание, социальная помощь и т.д. Эта вторая сторона современной экономической жизни характеризует каждого индивида, в том числе и предпринимателя, как "социального индивида".

Каждый человек (представитель домохозяйства или бизнеса) одновременно находится в обеих подсистемах современного общества, т.е. он выступает и как экономический, и как социальный индивидуум. С точки зрения отдельного человека он может вступать с одними людьми только в товарно-денежные, с другими - только в непосредственно общественные (социальные) отношения, с третьими людьми - в те и другие, а также в смешанные экономические отношения.

С точки же зрения всего общества эти две подсистемы всегда имеются налицо, они образуют единство условий жизни и деятельности людей.

Для того, чтобы изучить экономические отношения современного общества, в котором обе подсистемы существуют одновременно, необходимо прежде всего изучить каждую подсистему в отдельности, абстрагируясь от другой подсистемы. Такое абстрагирование является временным явлением. После того как будут изучены эти подсистемы каждая в отдельности, необходимо раскрыть взаимодействие их в единой экономической системе, а также случаи взаимного врастания этих подсистем друг в друга. Суть дела в том, что в современном обществе эти два вида отношений существуют не только одновременно, но также взаимно переходят друг в друга, образуя сложную органическую систему общественно-экономических отношений.

В разные исторические эпохи в зависимости от экономических условий производства (отношений собственности, ограниченности или изобилия ресурсов для производства товаров и услуг, установившихся традиций, обычаев, религии и т.д.) эти два начала и соответственно товарная и непосредственно общественная (социальная) подсистемы образуют экономическую систему, равную 1. В таком случае каждая подсистема занимает положение от 0 до 1, но, как показывает практика, не доходит до крайних пределов.

Вместе с тем необходимо заметить, что в одних современных странах преобладают индивидуализм и рыночные начала, проникающие все глубже и глубже в экономическую, социальную и общественную сферу жизни общества, в других - общественные начала. К числу стран с преобладанием индивидуализма можно отнести Англию, Германию, США, Италию и др.

Но в ряде стран и сегодня индивидуализм и рыночные отношения менее развиты, они не вытеснили из многих сфер экономической жизни существенные непосредственно общественные (социальные) начала. К числу стран со значительными общественными началами можно отнести Японию, а также Россию. Например, в современной Японии широко развит патернализм, когда внутри фирмы отношения строятся как в большой семье, и потребности каждого члена (работника) фирмы рассматриваются как внутренние потребности самой фирмы, а не как обособленные потребности частного собственника. Именно на этой основе и развилась система пожизненного найма.

Для определения перспектив развития рыночных начал в России необходим тщательный анализ менталитета населяющих его народов. Ответ на вопрос, какие начала превалируют в обществе, должны дать представители многочисленных научных направлений, в том числе социологи, психологи, экономисты, этнографы, историки, философы и т.д.

Сейчас практически все жители России ставятся в такие условия, когда они вынуждены торговать, кто чем может. Это значительно развивает индивидуализм и рыночные начала. Но и сейчас в России есть люди, которые, имея излишки некоторых полезных вещей (например, овощей и фруктов со своих садово-огородных участков), просто раздают их своим знакомым (а это разновидность непосредственно общественных отношений), поскольку не могут преодолеть в себе неприятия рынка как способа реализации ненужной, лишней для себя продукции.

В ряде работ, посвященных менталитету российского народа, отмечается его духовность в отличие от народов Западной Европы, для которых на одном из первых мест находятся меркантильные соображения, погоня за золотом и другими формами материального богатства. Одна из таких причин духовности россиян - господство православия в течение многих веков, которое больше всего заботится о чистоте души.

Американские ученые У. Нордхауз и Дж. Тобин сделали попытку рассчитать удельный вес сделок, которые производятся на основе рыночных отношений, а также удельный вес "нерыночных" сделок в США. Они обнаружили, что удельный вес всех рыночных сделок не так велик, как это казалось на первый взгляд, и за период 1850 - 1950 гг. в США этот удельный вес остался без видимых изменений. По их расчетам, удельный вес рыночных сделок 1950 гг. составил 58,8%, в то время как удельный всех нерыночных сделок - 41,2% [1].

К нерыночным элементам У. Нордхауз и Дж. Тобин относили домашнее хозяйство; "публичный сектор", под которым они понимали сектор государственных предприятий, в котором имеются рыночные отношения, но они носят ограниченный характер; корпорации, которые работают на казну; внутрикорпоративный оборот. Кроме того, они считали необходимым учитывать государственное регулирование рыночных отношений; контракты; особенности найма труда, в котором большую роль играют государство и профсоюзы.

Можно соглашаться или не соглашаться с У. Нордхаузом и Дж. Тобином относительно того, что относить к рыночному, а что к нерыночному сектору. Но сам методологический подход, что не все экономические процессы носят рыночный характер, заслуживает внимания и изучения. Современная экономическая жизнь намного богаче, чем представления о ней как о рыночном хозяйстве.

Если одна из экономических подсистем занимает не просто доминирующее, но абсолютно господствующее положение, близкое к 1, то создаются угнетающие, губительные условия для жизни людей, их сообщества. Поэтому, хотя теоретически и практически эти две подсистемы самостоятельны, они не могут уничтожить друг друга.