Смекни!
smekni.com

Традиционное в современной хозяйственной деятельнсти коренного оленеводческого населения (стр. 1 из 4)

А. Б. Спеваковский

ТРАДИЦИОННОЕ В СОВРЕМЕННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРЕННОГО ОЛЕНЕВОДЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

СЕВЕРА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

В свете возрастания роли общественных наук в разработке проблем развитого социализма особое внимание этнографической науки сейчас направлено па изучение современности и, в част­ности, на исследование традиций в хозяйственной деятельности, их значения в развитии современной экономики. Перед этно­графами встают задачи сбора и сбережения информации о традиционной производственной культуре, учета ее особенностей, в том числе и у коренных народов Сибири, с целью, как отмечалЮ. В. Бромлей, повышения практической роли этнографии, усиления ее конструктивных и управленческих функций.

Социалистические преобразования, начавшиеся уже с первых лет Советской власти, и широкомасштабное освоение пространств Сибири, которое осуществляется особенно интенсивно в последние десятилетия, оказали существенное влияние на все стороны жизни коренного населения Севера. На основе закономерностей общественного развития в эпоху социализма произошла трансформация в материальной и духовной культуре эвенов, эвенков, кoряков, чукчей и других северных этносов, изменился их быт. В значительной степени преобразования коснулись и хозяйственных занятий местных жителей. На смену старому хозяйству пришли новые, отличные в социальном плане, иные в качественном отношении социалистические формы хозяйствования, повлиявшие па устойчивость экономики, навсегда освободившие аборигенов Севера от сезонных голодовок и позволившие повышать производительность труда. Мероприятия по укреплению организационно-экономической базы коллективных хозяйств и укрупнению колхозов, многие из которых преобразованы в совхозы, повысили техническую оснащенность- традиционных промысловыми позволили развивать новые отрасли хозяйства — земледелие, жи­вотноводство и др.

Однако, несмотря на нововведения, многие традиционные особенности хозяйства и культуры, которые в совокупности образуют этнические традиции, вырабатываемые целенаправленной деятельностью каждого этноса в ходе его исторического развития, все же показывают большую степень устойчивости. В первую, очередь это можно отнести к оленеводству, практикуемому в ряде: областей Севера, в том числе на северо-востоке Сибири у рассматриваемой группы этносов.

В качестве одного из главных обстоятельств, обеспечивающих сохранение оленеводства как отрасли хозяйства, выступает его приспособленность к экстремальным северным условиям. Оно, как правило, практикуется в такой климатической зоне, где невозможно разведение крупного рогатого скота и земледелие. В этой связи следует особенно отметить неприхотливость северного оленя, его способность круглый год добывать корм в суровом климате.

Мероприятия, проводившиеся Советской властью с первых лет ее существования, содействовали сохранению оленеводства, кото­рое приобрело государственное значение, способствуя тем самым ^развитию экономики народов Севера. Внедрение в эту главную отрасль хозяйства коренного населения новых методов выпаса животных, организации труда оленеводов. достижений ветеринарии и обеспечение ее транспортными средствами и радиосвязью не мешает тем не менее характеризовать оленеводство как занятие, в котором наличествует ряд традиционных элементов. В традиционном крупностадном оленеводстве корякско-чукотского типа, заимствованном у палеоазиатов; также эвенами в связи с их этническими контактами на Чукотке, Камчатке и севере Охотского побережья и признанном сейчас наиболее рентабельным хозяйственным занятием коренного населения, как и прежде, практикуется круглогодичный выпас оленей в соответствии с издавна выработанным годичным циклом. Обслуживание животных базируется па использовании народных знаний, а быт оленеводов во многом определяется самобытными традициями.

Сохранение традиционного объясняется и тем, что производственное кочевание осуществляется на территориях, значительно удаленных от центров современной культуры. Нередко оленьи стада откочевывают от поселков на 300 км и даже дальше. Необходимость такой отдаленности обусловлена тем, что рядом с крупными поселками, предприятиями и местами разработок по­лезных ископаемых, как правило, отсутствует корм для оленей.

Производственный опыт оленеводов, накопленный в течение многих веков, прекрасное знание природных условий таежных тундреных районов имеют непреходящее значение и в наши дни. Многие традиционные приемы ухода за животными, выработанные коренным населением северо-востока Сибири и практикуемые сейчас, наиболее эффективны и единственно приемлемы. Вряд ли целесообразно полностью заменять их другими. Допус­тимо лишь привнесение в них новаций, усовершенствований и улучшение их отдельных сторон.

В традиционных отраслях хозяйства и в оленеводстве в том числе живет и развивается родной язык аборигенов. Кстати, тер­минология, связанная с оленеводством, настолько богата, что ее очень трудно выразить на другом языке.

В оленеводческом хозяйстве рассматриваемого региона и в подчиненных ему сферах в настоящее время занято большинство представителей аборигенных этносов. В табл. 1 показано распределение коренного населения по профессиям на примере взятых выборочно нескольких наиболее типичных оленеводческих поселков разных районов северо-востока Сибири.


Таблица 1

Профессия

Охотский р-н Xaбаровского края

(пос. Арка)

Быстринский р-н Камчат­ской обл. (пос. Эссо, Ашшгай) Поселки Пенжинского р-на Корякского автономного округа Камчатской обл.
Аянка Слаутное Манилы
Оленеводы (пастухи и чум- работницы)

114

47

104

112

103

Методисты агиткультбригад 0 0 3 1
Ветеринары 4 4 2 3
Охотники 3 20 3 0
Рабочие (колхоза или совхоза) 44 12 14 10 13
Мастера меховых мастерских 2 0 30
Прочие 40 38 42 31 27.

Примечание. Данные таблицы, взятые из нехозяйственных книг перечисленных поселков, учитывают только взрослое население

Бытованию традиций способствует также и то, что многие семьи коренных жителей северо-восточных районов продолжают держать личных оленей. Согласно полевым материалам 1978— 1982 гг., в четырех солениях Камчатка — Аянке, Слаутном, Манилах и Эссо — 173 семьи имеют оленей, вкаждой в среднем но 14—15 голов. В личном пользовании эвенских, корякских и чукотских семей, издавна занимавшихся оленеводством, также есть олени. Их имеют не только оленеводы, работающие в бригадах, но и живущие в поселках лица других профессий, а также пенсионеры. Олени переходят по наследству, дарятся ребенку прирождении, а невесте как свадебный подарок. В то же время огородничеством занимается очень незначительное аборигенов. В пос. Эссо. например, лишь за четырьмя эвенскими семьями закреплены приусадебные участки, в Аянке — за тремя (две эвенские семьи и одна чукотская) и т. д.

Таким образом, традиционное оленеводство — по сути дела ведущий и пока практически ничем незаменимый вид деятельности коренных жителей, обеспечивающий своей продукцией как местное, так и пришлое население северо-востока и тем самым вносящий определенный вклад в осуществление Продовольственной программы. Оленеводство можно рассматривать как своеобразную хозяйственную основу, от которой во многом зависит со­хранение этнического своеобразия аборигенов северо-востока Си­бири.

Традиции сохраняются не только в производственной деятельности, но и охватывают почти все сферы жизни коренных жите­лей, образуя традиционный комплекс. Традиционное оленеводческое хозяйство непосредственно связано и с существованием са­мобытной материальной культуры. Во время производственного кочевания с оленьими стадами эвены, эвенки, коряки и чукчи используют оленей как верховой и нартенный транспорт, живут в переносных каркасных жилищах типа чумов, яранг, приспособ­ленных к роду их занятий, носят, особенно зимой, национальную одежду и обувь, сшитую из оленьих шкур, обрабатываемых преж­ними способами, употребляют традиционную пищу, используют утварь, приспособленную для этой пищи и кочевого быта. Заня­тие оленеводством обусловливает специфику быта не только во время производственного кочевания, но также и в поселках, где живут не занятые выпасом оленей члены семей оленеводов. Оле­неводческое хозяйство во многом определяет характер духовной жизни коренного населения (искусство, фольклор, а также веро­вания, культы и др.), обусловливает бытование народного опыта, морально-этических норм и т. д.

Традиционное в оленеводстве не препятствует совершенство­ванию этой важной в условиях Севера отрасли хозяйства, а при­сутствует в ней как органическая часть, сосуществующая с совре­менными элементами. Нарушение правильного соотношения тра­диционного и современного может причинить ущерб. В частности, увеличение количества оленей в стадах при ограниченности кор­мовых ресурсов угодий, которые находятся в распоряжении от­дельных оленеводческих совхозов, не всегда оправдывает себя из-за быстрого истощения пастбищ. Поэтому учет особенностей хозяйства аборигенных этносов северо-востока Сибири при вве­дении новшеств в первую очередь необходим для их развития, что создает наиболее оптимальные возможности осуществления ленинской национальной политики в современных условиях.

Из вышесказанного вытекает необходимость первоочередного изучения традиций в области хозяйственной деятельности, рас­смотрение которой, по мнению F. Е. Маркова, лежит в основе исследование всех прочих этнографических явлений.