Смекни!
smekni.com

Инфляция. Ее особенности в России (стр. 6 из 8)

Несмотря на замедление роста цен в 1994 году по сравнению с предшествующими годами, инфляция все равно находилась на гиперинфляционном уровне. Высокая инфляция является негативной составляющей всего процесса перехода от прежней командно-директивной к новой рыночной экономике.

Некоторые говорили, что никакой гиперинфляции у нас нет, что нужно поддерживать производство и людей. Мол, нас пугают инфляцией, чтобы не давать денег на социальные программы и оказание помощи производителям. Другие считают, что и с гиперинфляцией жить тоже можно.

Между тем, гиперинфляция означает, что у людей нет надежды на подъем производства. Поэтому теряет всякий смысл формула: либо поддержка производства и жизненного уровня, либо подавление инфляции. При гиперинфляции падение производства обеспечено так же, как и при остром недостатке денег.

Причин тому много. Прежде всего нет надежного рубля. Люди теряют стимул к производству, больше склоняются к мелкой спекуляции, проворачивают операции в короткие сроки, чтобы получить побольше денег и снова включить их немедленно в оборот.

Потеря покупательной силы рубля означает натурализацию хозяйственных отношений, возвращение к бартеру.

В таких условиях не только не наступит подъем производства, а продолжится его спад. Гиперинфляция опасна тем, что вызывает не краткосрочную, а длительную депрессию. Не хватало инвестиций. Как ни странно, недоинвестирование началось у нас еще в середине семидесятых годов. Хотя номинальный объем вложений рос, эффективность падала, и реальный прирост капитала снижался.

Между инфляцией и гиперинфляцией есть некая техническая граница.

Говорят, что это 50 % в месяц. Механизм экономической жизни таков, что инфляция имеет тенденцию распространяться от центра по всей стране, как волны от брошенного в тихий пруд камня. При этом одно из свойств инфляционного процесса - тяжело проходятся первые его 25%, путь к ним кажется длинным. Набрать вторые 25% куда как легче, оставшиеся полпути становятся короче. Достаточно каких-либо психологических факторов, изменения настроения покупателей, производителей, финансистов и т.д., которое носится в воздухе, чтобы ускорить инфляционное движение.

На вспышку инфляции, рост потребительских цен большое влияние оказали чисто психологические факторы. Они являлись следствием политических событий в стране.

Так что с полным основанием можно сказать, что гиперинфляция - это явление прежде всего поведенческое. Можно не достигнуть критических 50%, остановиться на 30, а гиперинфляция уже налицо. Можно дойти и до 60%, а состояние нельзя назвать гиперинфляцией. Собственно, гиперинфляция наступает на самом деле, когда наблюдается характерное для нее поведение. Основной сигнал – «бегство от рубля». Если даже бешенные цены перестают отпугивать покупателя, то гиперинфляция началась.

Какова же природа Российской инфляции?

Как утверждает директор Института экономического анализа Илларионов А.Н.: "Природа российской инфляции, равно как и содержанием экономической политики, способной обеспечить ее подавление, уже много лет является острейшей научной и политической дискуссией. Все многообразие точек зрения можно свести к двум: по одной - инфляция имеет немонетарную (неденежную) или не только монетарную природу, по другой - это чисто монетарное явление".

В соответствии с монетарным подходом инфляция - это денежный феномен, а ее динамика определяется количество денег в экономике. Темпы инфляции прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно пропорциональны темпам прироста реального продукта. При стабильных значениях скорости обращения денег и прироста реального продукта инфляция определяется темпами роста денежной массы. Снижением реального продукта при стабильном уровне денежной массы приводит к повышению темпов инфляции, поскольку меньшему объему продукта противостоит прежнее количество денег. Возрастание же объемов реального продукта при прежнем объеме денежной массы способствует дефляции - снижению уровня цен.

Эта концепция была положена в основу экономической программы правительства РФ с 1992.

Важнейшим фактором, определяющим темпы инфляции, выступает скорость денежного обращения. Динамика этого показателя за последние годы несколько раз менялась. В январе 1992 года произошел резкий рост скорости обращения денег - с 1,4 до 5,7 раза в год. Затем в первой половине 1992 года она росла, а в августе-ноябре того же года - падала. С декабря 1992 г. по апрель 1993 г. скорость обращения денег стабильно возрастала, увеличиваясь с 5,4 до 11,4 раза. Затем с апреля по август 1994 г. скорость денежного обращения резко снизилась на 25%.

Как при переходе от низкой инфляции к высокой скорость денежного обращения растет, демонстрируя низкий спрос на национальную валюту, так как при переходе от высокой инфляции к низкой спрос на национальную валюту возрастает и скорость денежного обращения падает.

Интенсивная денежная эмиссия апреля-августа 1994 года привела к повышению темпов инфляции в октябре 1994 г. - январе до 14-18%. Сокращение темпов прироста денежной массы осенью-зимой 1994-1995 г.г. обеспечило снижение темпов инфляции до 8-11% в феврале-мае 1995 г. и летом до 5%.

Одним из главных источников, поддерживающих высокие темпы прироста денежной массы является финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денежных инструментов.

На примере бывших социалистических стран видно, что размеры дефицита, бюджета в процентах к валовому внутреннему продукту, в большинстве случаев достаточно хорошо сочетаются с масштабами денежной эмиссии и темпами инфляции.

Отсутствие дефицита бюджета в странах Балтии позволило им в течение последних лет обеспечить самые низкие темпы прироста денежной массы. В странах с наиболее значительными бюджетными дефицитами - Армении, Грузии, Азербайджане, Украине - наблюдались и самые высокие темпы инфляции. Но здесь есть и исключения. Так, в некоторых странах - Белоруссии, Казахстане - незначительные размеры бюджетного дефицита не были препятствием для весьма высоких темпов инфляции. Дело в том, что высокие темпы инфляции в этих странах были вызваны денежной эмиссией. В России и Молдавии наличие бюджетных дефицитов в крупных размерах (7-12% ВВП) приводило примерно к вдвое более низким темпам прироста денежной массы и инфляции.

Причина здесь в том, что рост денежной массы и инфляции вызываются не наличием бюджетного дефицита, а размерами той части, которая покрывается за счет эмиссионных источников.

В 1995 году в России проводилась очень жесткая бюджетная политика. Согласно закону о Федеральном бюджете федеральные расходы в 1995 году планировались на уровне 26,7% ВВП. Фактически же в первой половине года этот показатель был равен 17,3% ВВП.

Бюджетный дефицит в первой половине 1995 года снизился до 3,2% ВВП. Кредиты ЦБР для его покрытия намного уменьшились. Если в феврале-июне 1994 г. задолженность правительства Центробанку выросла на 11%, то за аналогичный период 1995 года - лишь на 11%.

Основные положения немонетаристского подхода отвергают чисто денежную трактовку инфляции. Она сочетает в себе действие и факторов инфляции спроса и инфляции издержек, причем влияние факторов инфляции спроса не играет доминирующей роли. Это отчетливо проявляется в отставании увеличения денежной массы от роста цен.

В первом полугодии 1995 года несмотря на меры по ограничению объемов денежно-кредитной эмиссии, темпы инфляции сохранялись достаточно высокими и превышали уровень сопоставимого периода 1994 года.

Современная инфляция в России.

В феврале 2000 года инфляция на потребительском рынке России составила 1% против 2.3% в январе. В целом с начала года цены выросли на 3.3% (в январе-феврале 1999 г. – на 12.9%). Таким образом, по результатам двух первых месяцев инфляция опустилась ниже показателей 1997 г., когда при том же значении в январе, февральская инфляция составила 1.5% (а в целом за год – 11%).

Цены на непродовольственные товары возросли на 1.3% (в январе – на 2.2%), а на продовольствие - на 0.5% (2.2%). Средняя по России стоимость набора из 25 основных продуктов питания, составляющего основу прожиточного минимума, в феврале возросла на 0.4% и в конце месяца составляла 576.7 рубля в расчете на месяц; с начала года набор подорожал на 2.3%.

С февраля 1999 года темпы роста цен производителей промышленной продукции опережали изменение потребительских цен. В январе удорожание промышленной продукции составило в целом 4.0%. Наибольший прирост цен отмечался в топливной промышленности – 9.6%, и в частности, в нефтедобыче – 16.2% (по итогам 1999 года цены в этой отрасли выросли в 2.5 раза).

В целом за период после кризиса августа 1998 г. и по январь 2000 г. рост цен в промышленности составил 117.8% против 138.4% роста потребительских цен. (Данные предоставлены «Агентством по делам несостоятельности и финансового оздоровления»).

Состояние экономики России в 2004 году.

С количественной точки зрения экономическое развитие России в 2004 году можно считать вполне успешным (см. табл. 1). Правда, по некоторым важным макроэкономическим показателям, не удалось достигнуть параметров, намеченных в политических документах на этот год: темп роста оказался несколько ниже, а инфляция не­сколько выше. Однако это "недовыполнение плана" само по себе не является индикатором приближения кризиса, не несет в себе чего-то катастрофического в экономическом аспекте (хотя может стать пово­дом для оргвыводов политического характера — но именно поводом, а не причиной). В конце концов не следует превращать темпы росла в фетиш, они все равно остаются выше, чем в наиболее развитых стра­нах мира. Да и отклонение инфляции от прогнозируемой величины в пределах 2 п.п. не может иметь решающего значения для социально-экономического развития страны.