Смекни!
smekni.com

История развития экономической науки (стр. 4 из 6)

Уже в начале этого процесса обнаружилось очевидное противоречие с исторической концепцией Маркса, с его тезисом о том, что социалистическая революция должна победить в самой развитой стране. Существующие проблемы политической экономии социализма – это вопросы об объективном характере экономических законов социализма, значение товарно-денежных отношений при социализме.

Концепция Сталина легла в основу учебника политэкономии, вышедшего в 1954 г. Он состоял из двух основных частей: политической экономии капитализма и политической экономии социализма, что соответствовало исторической концепции марксизма-ленинизма. Такой подход в исследовании и преподавании политической экономии сохранялся вплоть до начала рыночных реформ в России[13].

Однако негативные тенденции застоя экономики, проявившиеся уже в 70-е гг. продолжали нарастать в 80-е гг., что привело на рубеже 80-90-х гг. к отказу от системы централизованного планирования и переходу к рыночной экономике.


2. Практическая часть

В Древнем мире постепенно экономика становилась на рельсы добровольного труда. Изначальные законы о принудительном труде расширяли возможности людей с проявлением ремесла, торговли. До нашего времени сохранились не полные источники по экономики того периода, содержащие в основном, правовой характер. Проблемы организации и управления царско-храмовым хозяйством, а также государственной регламентации хозяйственной жизни (регулирования земельных отношений, налогообложения, торговли и ценообразования, ростовщического процента и проч.) нашли свое отражение в законодательном акте старовавилонского общества кодексе Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), руководстве по общим принципам политики в Древней Индии Артхашастре (IV в. до н.э.), экономическом трактате Древнего Китая Гуань-цзы(IV в. до н.э.)

Общепризнанный вклад в разработку вопросов философии государства и права внесли древнегреческие философы Платон (428-348 г. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Их общепризнанным вкладом в формирование научных представлений об экономике является исследование разделения труда. Однако они не рассматривали его социальные и экономические аспекты; ограниченное толкование разделения труда привело Платона и Аристотеля к оправданию рабовладения и социального неравенства. Они считали, что некоторые люди являются рабами от природы[14].

По Платону идеальное государство характеризуется постоянным числом жителей и постоянным количеством богатства, что обеспечивает его жесткую стационарность. Для него характерна кастовая система, которую Платон оправдывал разделением труда на основе врожденных способностей людей.

Он считал, что накопление богатства является пороком, ведущим к социальным конфликтам. Это оказало влияние на его понимание природы и функций денег. Идеи Платона были близки номиналистической концепции денег.

Аристотель, также как и его учитель, Платон, рассматривал пути создания идеального государства. Однако он критиковал концепцию Платона, в частности его отрицание частной собственности. По Аристотелю, требуется не уничтожение частной собственности, а более просвещенное и либеральное ее использование, так как она дает дополнительные стимулы к труду и надежные основания для общественного спокойствия. Однако он, так же как и Платон, осуждал накопление богатства.

По Аристотелю экономика делится на две части: собственно экономика как наука об управлении домашним хозяйством и наука предложения, которая рассматривает вопросы приобретения и накопления и изучает искусство обогащения (хрематистика)[15]. Изучение хрематистики привело Аристотеля к изучению процесса обмена. Таким образом, по Аристотелю обмен не обязательно является неестественным; человек может обменивать товар, стремясь не к обогащению, а к удовлетворению потребностей. Однако возникновение торговли как профессионального занятия, направленного на зарабатывание денег, по Аристотелю, привело к утрате естественной цели удовлетворения потребностей, и накопление денег само по себе стало целью торговли.

Взгляды Аристотеля на деньги отличаются от взглядов Платона. Аристотель признавал товарную природу денег. Он считал, что необходимость в деньгах как средстве обмена появляется по мере его развития. Деньгами становится товар, имеющий собственную товарную ценность, например железо или серебро, которые облегчают обменные операции. Его идеи были близки металлистической концепции денег. Однако Аристотель осуждал накопление денег, в особенности ростовщичество, которое использовало деньги для получения еще большего их количества[16].

Платон и Аристотель были философами-моралистами, они стремились разработать этические критерии, соответствующие моральные нормы. Это различие положило начало двум основным традициям в обществоведческой мысли, которые сохраняются до сих пор.

Древние римляне проблемы управления частным хозяйством отразили в работах римляне: Катон (234-149 гг. до н.э.), Варрон (116-27 гг. до н.э.) и Колумелла (I в. до н.э.)[17].

Большую роль в организации средневекового феодального общества, а также в его интеллектуальной жизни играла церковь. Итальянский мыслитель Фома Аквинский в работе "Сумма теологии" (Summa Theologica), опираясь на теорию, развитую Аристотелем доказывал, что частная собственность в том виде, в каком ее признавал Аристотель, вполне совместима с религиозной моралью. Частная собственность, связанная с удовлетворением потребностей (собственность на одежду, жилище и проч.), а не стремлением к обогащению, не является противоестественной.

Торговля, согласно Фоме Аквинскому, изначально является злом. Этот вывод следовал из предпосылки о неизменности совокупного богатства. Действительно, в традиционных обществах экономический рост практически отсутствовал. Следовательно, обогащение было возможно только за счет перераспределения богатства. Поэтому торговля рассматривалась как выигрыш одного лица за счет другого. Рассматривая торговлю как не очень престижное занятие, схоласты, тем не менее, оправдывали торговлю тем, что в целом она приносила обществу пользу.

Отношение к ростовщичеству, приносящему процент, было очень противоречивым. Ранняя схоластическая доктрина осуждала ростовщичество; оно рассматривалось как недостойное занятие. Однако в более поздних взглядах осуждалась не столько практика взимания процента, сколько слишком высокая процентная ставка.

Во взглядах на деньги экономисты того периода придерживались металлистической концепции, осуждали государственные злоупотребления по уменьшению золотого содержание монеты, которые приводили в непрерывным расстройствам денежного обращения.

Светскую экономическую мысль эпохи феодализма представляет французский ученый Никола Орем, который предпринял попытку обосновать металлистическую теорию денег в своей работе "Трактат о происхождении, природе и юридическом основании и изменении денег". Он следовал логике Аристотеля в объяснении причин возникновения денег, но более детально остановился на тех свойствах, которыми должны обладать товары, используемые в качестве денег. Так же, как и Аристотель, он признавал товарную природу денег. Рассматривая закономерности денежного обращения в денежной системе биметаллизма, он настаивал на том, что соотношение золота и серебра как денежных товаров должно соответствовать их рыночному соотношению. Никола Орем настаивал на том, что чеканка монеты должна быть привилегией королевской власти как представителя общества, который имеет наибольшие полномочия и власть; однако он требовал исключить злоупотребления, ведущие к ухудшению качество монеты.

Теории экономистов конца XVII-XVIII вв. являются первыми научными системами экономического знания, создавшими теоретические предпосылки для отделения экономической науки в самостоятельную отрасль научного знания. Классическая политическая экономия сформировалась в эпоху промышленного переворота и отразила его основные проблемы, в частности проблему накопления.

Смит и его последователи теоретически обосновали доктрину невмешательства государства в экономику, получившую название laissez-faire (франц.) ("позвольте-делать")[18]. Она утверждает, что экономическая жизнь общества наилучшим образом управляется с помощью решений, принимаемых индивидами, и практически исключает вмешательство органов власти. Роль государства в достижении этой цели должна состоять в разрешении частной экономической деятельности и создании правового аппарата для ее обеспечения.

Главный интерес Смита был сосредоточен на проблеме экономического роста. Он утверждал, что источником богатства является производство как сельскохозяйственное, так и промышленное.

Главная теоретическая заслуга Смита состояла в том, что он сделал первый шаг в направлении создания теории свободной конкуренции.

Наибольший вклад в разработку классической теории экономического роста внесли Рикардо и Мальтус. На основе мальтузианского закона была сформулирована классическая теория заработной платы, которая утверждала, что доход рабочего имеет постоянный уровень и равен прожиточному минимуму. Этот тезис получил название "железный закон заработной платы"[19], согласно которому независимо от возможности кратковременного роста заработной платы в долгосрочном периоде она неизбежно всегда будет возвращаться к отметке минимального уровня жизни.