Смекни!
smekni.com

Развитие потребительской кооперации в России (стр. 2 из 8)

После Февральской революции 1917 г. в условиях кризиса экономики, разгула спекуляции и растущей общественной активности масс произошел новый подъ­ем кооперативного движения. Уже к концу указанного года в стране действовало 35 тыс. потребительских ко­оперативов. Общее число членов-пайщиков превысило 11,5млн. человек, их обслуживало примерно 50 тыс. кооперативных лавок. Имелось более 400 местных союзов потребительских обществ. Крупным союзным объедине­нием являлся Закупсбыт - Союз сибирских кооператив­ных союзов. МСПО был переименован во Всероссий­ский центральный союз потребительских обществ (Цент­росоюз). Эта сеть лавок, обществ и союзов представляла собой налаженный хозяйственный аппарат.

В дореволюционной экономике потребительская ко­операция играла незначительную роль. Ее удельный вес в товарообороте страны перед первой мировой войной сос­тавлял всего 7 %. Кооперативные организации платили большие налоги за право торговли, нуждались в банков­ских кредитах, имели плохо оборудованные лавки с при­митивным весоизмерительным хозяйством. Они не поль­зовались поддержкой правительства в конкурентной борьбе с частными торговцами. Обычно на селе действо­вало однолавочное экономически слабое потребительское общество; выгоднее отличался от него городской многолавочный кооператив с большим числом членов. Царизм открыто проявлял свое политическое недоверие ко всем кооперативам как общественным организациям. Собра­ния и съезды кооператоров контролировались жандар­мами.

Кооперативы вели конкурентную борьбу с частными торговцами за свою долю в общей массе прибылей и способствовали уменьшению расходов своих членов на приобретение товаров. Определенная часть прибыли по­требительских обществ после уплаты налогов зачисля­лась в их основной и запасный капиталы, другая часть распределялась между членами кооперативов - по паям и забору товаров. Поэтому требовался учет забора (по­купок) товаров каждым пайщиком в течение года, и для этого кооперативы применяли один из трех способов: 1) запись продавцом сумм покупок в членскую книжку пайщика и особую книгу в лавке; 2) выдача пайщику специальной марки с указанием суммы покупки при расплате за товар в лавке; 3) внесение пайщиком в кооператив заранее денежного аванса, выдача ему чеко­вой книжки и оплата им покупок в дальнейшем че­ками.

Каждый из способов позволял потребительскому ко­оперативу подсчитать забор товаров. Но кто больше покупал? Конечно, зажиточные слои населения, которые преобладали среди членов кооперативов. Следовательно, и большая часть выгод от кооперативной деятельности доставалась им. Основная масса бедноты оставалась вне кооперации.

Развитие потребительской кооперации сдерживалось политическим бесправием народа. Объясняя причину ма­лочисленности кооперативов в стране, В. И. Ленин в 1903 г. писал, что их «до тех пор будет мало, покуда не будет политической свободы».[4]

Волна кооперативного движения в 1915—1917 гг. из центральных районов докатилась до Сахалина и Камчат­ки. Однако в таких национально-колониальных окраинах империи, как Средняя Азия и Казахстан, кооперати­вы встречались исключительно редко. Это объяснялось колониальной политикой царского самодержавия, господ­ством докапиталистических общественных отношений, неграмотностью значительной части населения.

Кооперативная демократия была разновидностью гос­подствующей демократии, хотя и сравнительно привле­кательной. В дореволюционный период было проведено 32 собрания уполномоченных МСПО. Съезды и собра­ния кооперативов созывались и на местах. В органах управления и контроля потребительской кооперации принимали участие и ее рядовые члены, что развива­ло самодеятельность масс. Большая заслуга кооперации состояла в том, что проводилась разнообразная куль­турно-просветительная работа. Союзы издавали книги и журналы, инструктировали кооперативных работников, организовывали курсы по подготовке служащих.

В потребительских обществах рабочие и крестьяне приобретали навыки совместного управления торговыми и другими предприятиями. «Но поприще для серьезного приложения этих навыков, - писал В. И. Ленин, - мо­жет создать лишь переход власти к пролетариату».[5]

2. Социально-экономическое развитие потребительской кооперации в начале 21 века.

Потребительская кооперация России прошла трудный путь, на котором познала подъемы и спады, связанные в первую очередь с отношением к ней властей. В царское время правительство неодобрительно относилось к кооперации и всячески сдерживало ее развитие. Тем не менее, она стремительно росла, причем даже быстрее, чем в Англии, которая считается ее родиной.

В первые годы советской власти государство широко использовало потребительскую кооперацию для снабжения населения продовольствием и товарами первой необходимости. Чуть ли не поголовно все граждане считались ее членами. Но затем, хотя и формально, был восстановлен ее организационно-правовой статус, но она была превращена в огосударствленную систему, утратившую присущие ей кооперативные принципы и ценности.

Государство командовало потребкооперацией, как государственной структурой, распоряжалось ее имуществом, как своей собственностью.

В 1935 году по решению Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) деятельность потребительской кооперации была сосредоточена в сельской местности. Все ее имущество в городах безвозмездно было передано госструктурам. Потребкооперация лишилась двух третей своей собственности.

Однако она выстояла, проявила свою жизненность, а накануне радикальных реформ в 1991 году представляла собой мощную, экономически крепкую организацию с развитой материально-технической базой, квалифицированными кадрами, объединяющую более 22 млн. пайщиков.

Но изменение политического строя, всеобщий экономический кризис, охвативший страну, поворот страны к рыночной экономике вызвали огромные потери в потребкооперации, многие кооперативные организации оказались без собственных оборотных средств. Были нарушены налаженные хозяйственные связи. Накапливались огромные долги и убытки, объемы деятельности многократно сократились. Начавшаяся массовая приватизация, господство дикого рынка поставили систему на край гибели. Потребкооперация утратила более половины своей материальной собственности. Существенную роль в деле сохранения потребкооперации сыграло принятие в 1992 году Закона «О потребительской кооперации в Российской Федерации», который при всех его недостатках, определив правовой и социально-экономический статус организаций потребительской кооперации, дал возможность сохранить систему.

В 1997 и 2000 годах вышли еще два закона о потребительской кооперации, направленные на укрепление ее правового положения, демократизацию, повышение роли пайщиков в управлении и контроле, усиление ответственности руководителей.

Всего за годы реформ принято более 30 решений государства по поддержке потребкооперации.

В январе 1994 года, по инициативе Центросоюза вышло всем известное постановление Правительства «Вопросы потребительской

кооперации Российской Федерации», согласно которому кооперативные организации получили право создавать фонд развития потребительской кооперации, привлекать заемные средства обслуживаемого населения, строить свои взаимоотношения с органами власти на основе ежегодно заключаемых соглашений.

Наряду с этим было рекомендовано органам исполнительной власти оказывать организациям потребкооперации соответствующую поддержку, в том числе предоставлять льготы в налогообложении, оплате энергоресурсов, возмещать расходы по доставке товаров в отдаленные сельские магазины и т.д.

Ситуация, сложившаяся к 1998 году в потребительской кооперации, потребовала коренного изменения организации работы кооперативов. Со всей остротой встал вопрос о необходимости новой стратегии – стратегии выживания и поиска новых путей в кооперативной деятельности.

Первый шаг в этом направлении был сделан на 119-м общем Собрании представителей потребительских обществ РФ в 1998 году. Собрание утвердило Программу стабилизации и развития потребительской кооперации на 1998 – 2002 годы, которая предусматривала повышение роли пайщиков, более полное использование имеющихся резервов, обеспечение безубыточной деятельности, возрождение и развитие сферы бытового обслуживания, оптовой торговли. Все эти направления явились основой для разработки Концепции развития потребительской кооперации до 2010 года.

Эффективным рычагом выполнения программы стали научно-практические конференции, первая из них – «Потребительская кооперация – социально ориентированная система» - положила начало новой эры в истории потребительской кооперации. Она дала ответ на вопрос, какой должна быть потребительская кооперация России, чтобы соответствовать требованиям ХХI века, определила кооперативную модель хозяйствования – единство социальной и хозяйственной деятельности.

Конференции стали неотъемлемой частью работы потребкооперации нового тысячелетия, массовым явлением. В 2002 году они охватили 37 регионов, и в них участвовало более 6 тысяч человек.

В 2003 г. Центросоюз Российской Федерации отмечает два юбилея: 105-летие образования Центрального союза потребительских обществ России и 100-летие членства Центросоюза в Международном кооперативном альянсе. Эти этапные события знаменуют собой новый виток в развитии потребительской кооперации в России, ее неразрывную связь с мировым кооперативным движением. 105 лет назад создание Центросоюза – общероссийского кооперативного центра, было вызвано необходимостью защищать интересы российского кооперативного движения, укреплять авторитет и позиции российской кооперации как внутри страны, так и за рубежом.