Смекни!
smekni.com

Система макроэкономических показателей (стр. 4 из 6)

Вместе с тем позитивные тенденции в экономике не приняли фундаментального, устойчивого характера.

Темпы роста промышленного производства, "очищенные" от сезонных и календарных факторов, в 2000 году по сравнению с 1999 годом в целом замедлились. С сентября практически прекратился рост, а в декабре отмечено снижение "очищенной" помесячной динамики промышленного производства.

Снижение помесячных темпов роста промышленного производства оказало решающее влияние на приостановку в сентябре-декабре роста "очищенной" помесячной динамики ВВП.

Экономический рост в посткризисный период носил в основном экстенсивный характер и осуществлялся преимущественно за счет загрузки имеющихся продуктивных производственных мощностей. Оживление инвестиционной активности на данном этапе явилось главным образом не источником роста экономики, а его следствием (прежде всего, через улучшение финансового состояния предприятий реального сектора), стимулирующим, в свою очередь, спрос на инвестиционные товары.

В целом масштабы инвестиций в основной капитал не соответствовали еще реальным потребностям обновления и модернизации производственного аппарата. Учитывая низкую инвестиционную активность в предшествовавшие годы, продолжала ухудшаться возрастная структура производственного оборудования, что негативно сказывалось на эффективности экономики.

По нашим расчетам, во второй половине года рост помесячной "очищенной" динамики инвестиций в основной капитал приостановился.

Проявившиеся в последние месяцы признаки замедления процесса экономической активности (особенно в промышленности и строительстве) показывают, что потенциал позитивного воздействия посткризисных факторов уже в значительной степени себя исчерпал.

Даже при интенсивных покупках валюты Банком России, происходило устойчивое укрепление рубля. За 2000 год реальный эффективный курс рубля (рассчитанный на основе "корзины" валют основных торговых партнеров России) укрепился примерно на 17% и находится на уровне середины 1995 года, но пока существенно ниже предкризисного уровня. Однако, учитывая, что в предкризисный период курс рубля был чрезмерно завышен, временной запас у российских предприятий для качественного повышения их конкурентоспособности не столь уж велик.

В результате реального укрепления рубля стоимостной объем импорта увеличился к 1999 году, по нашей оценке, более чем на 10%, а физический объем - на 25%, что вытесняло из спроса товары внутреннего производства. Отмечен рост как импорта потребительских товаров, так и товаров промежуточного назначения, а также машин и оборудования. В случае товаров промежуточного назначения, машин и оборудования быстрый рост импорта происходил по относительно дешевым товарам, производимым в странах СНГ, при снижении импорта машин и оборудования из стран дальнего зарубежья. Таким образом, преимущества, полученные российской экономикой в результате высоких цен на нефть, в существенной степени повлияли на ускорение экономической динамики стран СНГ.

Наращиванию выпуска промышленной продукции препятствует также все еще медленное восстановление реального платежеспособного спроса потребителей. Хотя объем оборота розничной торговли достиг докризисного уровня 1997 года, но происходило это во многом за счет снижения накопления и ухудшения структуры потребления населения.

Реальные располагаемые денежные доходы населения продолжают существенно отставать от уровня, предшествовавшего финансово-экономическому кризису 1998 года (в 2000 году – около 80% от уровня 1997 года).

В целом в 2000 году происходил опережающий рост цен производителей в промышленности по сравнению с динамикой потребительских цен (соответственно на 31.6% и 20.2%). В результате исчерпался разрыв между ними, образовавшийся сразу после августа 1998 года, что может явиться сдерживающим фактором роста производства.

Укрепление финансового положения банков стимулировало их постепенный разворот в сторону кредитования реального сектора экономики. Объем кредитов банков реальному сектору увеличился за январь-ноябрь 2000 г. в номинальном выражении на 55.3% (за соответствующий период 1999 г. – на 26.4%). В то же время сумма ресурсов, привлеченных коммерческими банками (без учета Сбербанка) на депозиты и расчетные счета, превысила объем выданных предприятиям кредитов, а избыток вкладывался в зарубежные финансовые активы. Имеется несоответствие по срокам спроса и предложения кредитов. Вследствие роста собственного оборотного капитала предприятий их потребность в краткосрочных заимствованиях снижается при одновременном увеличении потребности в долгосрочных заемных ресурсах, обусловленной ростом инвестиционной активности. Однако в настоящее время банки предлагают в основном краткосрочные ресурсы: доля кредитов сроком более года не превышает 18%. В целом инвестиционный климат в России все еще далек от идеального.

Оставалась недостаточной активность в сфере реформирования естественных монополий и других институциональных реформ. Это оказывает сдерживающее влияние на экономику, особенно на среднесрочную и долгосрочную перспективу ее роста.

Разбалансированность посткризисного экономического подъема проявилась в "асимметричности" расширения конечного спроса, производства и доходов. На макроэкономическом уровне сдвиги в распределении доходов выражаются, в частности, в значительном росте валовых сбережений при параллельном снижении их использования на инвестиционные цели (валовые накопления). Мобилизация валовых сбережений для стимулирования экономического роста требует глубокого реформирования банковской системы и создания условий для сокращения вывоза капитала.

Обозначились неспособность ряда секторов экономики воспользоваться возможностями оживления конечного спроса, асинхронность экономического роста и расширения конечного спроса. На фоне замедления во II полугодии роста ряда макроэкономических показателей (ВВП, промышленного производства, инвестиций в основной капитал, экспорта) сохранялись высокие темпы реальных доходов населения и строительных работ, активизируется импорт, который становится основным источником обеспечения роста товарооборота. Это подтверждает, что потребительский сектор российской экономики без соответствующей модернизации не способен адекватно реагировать на расширение спроса.

Замедление темпов экономического роста во втором полугодии 2000 г. ставит перед экономикой проблему поиска новых стимулов и резервов для продолжения роста производства.

5. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Кредитно-денежная политика. Рассмотрим две ситуации.

Первая: экономика столкнулась с безработицей и снижением цен. Государство должен позаботиться об увеличении предложения денег для стимулирования совокупных расходов. Ключ к решению этой проблемы — в росте избыточных резервов коммерческих банков. Как это делается?

1. Совет управляющих Центрального Банка должен дать команду федеральным банкам покупать ценные бумаги на открытом рынке. Эта покупка облигаций будет оплачена увеличением резервов коммерческих банков.

2. Должна быть понижена резервная норма, что автоматически переводит необходимые резервы в избыточные и увеличивает размер денежного мультипликатора.

3. Учетная ставка должна быть уменьшена, с тем, чтобы побудить коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования у федеральных банков.

Такой подход стал называться политикой дешевых денег. Ее задача — сделать кредит дешевым и легкодоступным, с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

Вторая: излишние расходы толкают экономику к инфляционной спирали. Совет управляющих Центрального Банка должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Ключ к решению этой проблемы — понижение резервов коммерческих банков. Как это делается?

1. Федеральные резервные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков.

2. Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.

3. Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у федеральных резервных банков.

Такой подход получил название политики дорогих денег. Ее цель — ограничить предложение денег для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Большинство экономистов рассматривают кредитно-денежную политику в качестве неотъемлемой части национальной стабилизационной политики. Действительно, в пользу кредитно-денежной политики можно привести несколько конкретных доводов.

1. Быстрота и гибкость.

По сравнению с фискальной политикой кредитно-денежная политика может быстро меняться. Применение соответствующей фискальной политики может быть надолго отсрочено из-за обсуждений в парламенте. Иначе обстоит дело с кредитно-денежной политикой: буквально ежедневно принимаются решения о покупке и продаже ценных бумаг, что быстро влияет на денежное предложение и процентную ставку.

2. Изоляция от политического давления.

По своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная политика. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на распределение ресурсов, а налоговые изменения, без сомнения, могут иметь далеко идущие политические последствия. Кредитно-денежная политика, наоборот, действует мягче и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

3. Монетаризм.

Хотя большинство экономистов считают как фискальную, так и кредитно-денежную политику действенными инструментами стабилизации, так называемые монетаристы полагают, что изменение денежного предложения — ключевой фактор определения уровня экономической активности, а фискальная политика относительно неэффективна.