Смекни!
smekni.com

Экономические заповеди Христианского учения (стр. 1 из 3)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСКОГО УЧЕНИЯ

План

Введение

1 часть. Экономические заповеди Христианского учения

2 часть. Кривая Лаффера

Литература

Введение

Любая область человеческой деятельности - техника, производство, наука, искусство и т.д. - имеет свою историю. Это относится и к экономической теории, которая прошла длительный путь - от мифов, религиозных трактатов, сказаний и легенд, представлявших экономическую мысль в глубокой древности, до сложнейших экономико-математических моделей современного хозяйства.

Люди с древнейших времен начали задумываться над хозяйственными проблемами, обобщать, систематизировать и анализировать факты своей хозяйственной жизни. Полученные таким путем идеи и представления на начальных этапах развития человеческого общества носили примитивный, несистематизированный и донаучный характер. Постепенно из отдельных идей и представлений складываются экономические учения, на базе которых формируется и развивается экономическая теория.

Светская экономическая наука рассматривает экономические законы как природные, естественно присущие человеку. Однако если присмотреться к тем принципам, которые закладываются в основу современных "экономик", то легко увидеть, что они сводятся к аксиоме: человек всегда стремится максимизировать свою прибыль. Иначе говоря, человек представляет собой существо эгоистичное, ориентированное на получение собственной. С точки зрения христианской этики, эгоистичное стремление присвоить максимум себе, которое кладется в основу западной экономики, является вовсе не природным законом, а грехом, следствием грехопадения человека. А значит, видимо, возможны и другие экономики, с другой аксиоматикой, отражающей более высокий уровень нравственности общества.

Многие выдающиеся экономисты и философы разных времен разделяли и развивали христианские взгляды на экономику. Как христианская религия относится к труду и собственности, богатству и бедности? Каков взгляд на хозяйство с точки зрения Священного Писания? Как Церковь влияла на экономику и какое претерпела обратное влияние в процессе исторического развития. Что хорошо и что плохо в современной экономике? Какими должны быть экономические отношения с позиций христианской нравственности? Анализу были подвергнуты многие фундаментальные понятия, играющие важную роль в экономической сфере: труд, собственность, богатство, бедность, милостыня, благотворительность, рабство, справедливая цена, обман, эксплуатация, процент и ростовщичество, наследование, налоги, десятина, рабочее время и отдых, наем, сдача в аренду, земля как средство производства, рабочая сила, обобществление, кооперация, церковная собственность и ряд других.

Цель данной работы - изучить экономические теории и системы в свете Христианского учения в историческом контексте.

1 часть. Экономические заповеди Христианского учения

Первое тысячелетие новой эры характеризуется, прежде всего, переходом от рабовладельческого строя к феодальному и от языческой религии к монотеизму.

Наиболее сильное влияние на экономические воззрения этого периода в Европе оказывает церковь. Религиозные заповеди трактуются и как правила экономического поведения. Отрицательное отношение к рабовладельческой системе было обусловлено прежде всего низкой эффективностью рабского труда, но значительную роль в этом сыграли и религиозные воззрения того времени.

Влияние религии на экономическую теорию пролегает прежде всего через Библию и Евангелие (Новый Завет). Евангелие не содержит систематизированных взглядов на ведение хозяйства, но оно сыграло огромную роль в становлении кодекса экономической морали, противостоянии Принципам стяжательства, голой наживе. Своим призывом "Отдавайте кесарево кесарю; а Божие Богу" Иисус Христос ответил не только: на поставленный ему вопрос, надо ли платить подать царю, а провозгласил приоритет духовного начала в экономике. В Евангелии неоднократно подчеркивается, что не все ценности в мире продаются за деньги, становятся предметом купли-продажи[1].

Интересно, что в Книгах Нового Завета содержались идеи, близкие к социалистическим и даже коммунистическим. Так, в "Деяниях святых апостолов" мы читаем: "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося. Ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, кто в чем имел нужду".

Вместе с тем в Священном Писании можно найти и наставления из арсенала форм и методов управления экономикой. "Надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. И так отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь" - говорится в "Послании к Римлянам".

Таким образом, христианское учение наложило значительный отпечаток на экономические представления первого тысячелетия нашей эры. Хотя проблема "религии и экономики" - крайне мало исследована, есть все основания утверждать, что связь между ними; стала довольно тесной, тем более, что церковь быстро приобщилась и к взиманию налогов (сборов) и к ведению хозяйства.

Отцы Церкви видели великую несправедливость в том, что горсть людей присваивает себе все земные богатства мира и порабощает других, лишая их хлеба насущного. Они, однако, не требовали полного отказа от частной собственности, ибо никогда люди не дойдут до такой степени совершенства, чтобы презирать земное богатство. Все свои надежды в экономической жизни отцы Церкви возложили исключительно на применение нравственных начал христианства, сформулировав основные принципы - заповеди нравственной экономики.

1. Безусловная справедливость. Христианский идеал народного хозяйства основан на почве безусловной справедливости. Ведь Богу угодно, чтобы все люди были равны. Он всем нам предопределил одинаковые условия жизни, всех призвал к мудрости, всем обещал бессмертие, никто не отлучен от Его милостей. Перед Богом нет раба и нет господина. Перед Ним беден лишь тот, кто беден благочестием, богат тот, кто богат добродетелями.

2. Ценность земного богатства. Отцы Церкви неизменно оценивают хозяйственные отношения по критерию служения людям, а не их личным интересам и их стихийной борьбе, и принципиально подчиняют эти отношения системе

нравственных обязанностей. Они ответили нам на вопросы о ценности временных благ, о допустимых способах их приобретения и об их достойном употреблении. Рядом с богатством, в обычном смысле, существует богатство высшего порядка - это нравственная ценность в самом человеке. Отцы Церкви различают двоякого рода богатства - "слепое" и "зрячее": истинное богатство открывает нам глаза,

обогащает наш умственный взор, противоположность же его - пагубная нищета, которую напрасно называют богатством. Истинное богатство может быть дано как богатому, так и бедному, точно так же - богатство ложное.

3. Приобретение земных благ и пользование ими. По тому, как приобретается имущество и как используется, оно становится добром или злом. Св. Иоанн Златоуст замечает, что, в сущности, ни богатство, ни бедность не являются сами по себе злом; богатство не есть зло, если приобретено без алчности, без хищений и насилия, бедность и подавно нет, т.к она, по меньшей мере, мать здоровья. Пользование земными богатствами определяет и их истинную ценность. Св. Василий Великий ни во что не ставит богатство, если не пользоваться им, как следует: только в таком случае оно становится действительным благом. Блж. Августин говорит: "Если ты господин над золотом, ты делаешь из него то, что хорошо; если раб, оно делает из тебя то, что дурно". Мерилом дозволенных расходов св. Василий Великий считает действительные потребности. Все, что переходит эту границу, есть злоупотребление.

4. Ценность труда. Отцы Церкви призывали остерегаться тех, которые сами

не работают, а, прикрываясь христианством, норовят жить за счет других. Праздность - великое зло. Апостол ясно возвестил: "Кто не работает, да не ест". "Как для каждого необходима ежедневная пища, так необходим и труд по силам".

Творец тесно связал работу для собственной пользы и работу на пользу других. "Бог заставил нас нуждаться друг в друге, чтобы таким образом соединить нас вместе… Поэтому земледелец сеет не столько, сколько хватило бы для него, а работает на благо многих; и купец готовит не столько, сколько достаточно было для него одного, но и для многих других… Ибо, раз люди не в состоянии работать на благо ближнего, иначе как по принуждению, то Бог не допускает прийти к собственной выгоде иначе, как пройдя по пути при несения пользы другим" (св. Иоанн Златоуст).

5. Милостыня. Сам Спаситель в Евангелии говорит: "Подавайте милостыню из того, что у вас есть: тогда все будет у вас чисто" (Лк.11, 41). Отцы Церкви единодушно указывают, что все возражения и колебания должны умолкнуть, раз такова Воля Бога: Он требует благостыни, и потому долг человека – творить ее. Любовь не в словах, а в деятельной помощи ближнему. Те, кто не проявляют милосердия, и судимы будут без милосердия; им не поможет и вера, ибо вера без дел мертва.

Отцы Церкви единогласно считают ростовщический процент противоестественным, безнравственным и греховным. "Воистину, верх бесчеловечности, когда один, нуждаясь в необходимом, ищет ссуды для поддержания жизни, а другой, не довольствуясь капиталом, старается из несчастий бедного составить себе доходы и богатство" (св. Василий Великий) [2].

Христианские воззрения на экономику нашли свое отражение в трудах многих зарубежных и отечественных ученых и философов, среди которых особое место занимает Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944). Выдающийся русский мыслитель и экономист, рассматривал хозяйство как "процесс столько же материальный, сколько духовный". Хозяйственная деятельность приравнивается им к трудовой и определяется как творческая деятельность разумных существ, носящих высший духовно-нравственный характер. Экономика есть трудовая защита и расширение жизни. Трудовое отношение к миру по Булгакову - первоначальное самое общее и главное самоопределение человека. Сама жизнь - безостановочный хозяйственный процесс, протекающий в напряженности труда. Булгаков справедливо считает, что хозяйственная деятельность не может успешно осуществляться, если придерживаться вульгарных доктрин экономического материализма, разрушающих целостность труда и культуры, сводящих экономику к совокупности хозяйственных функций и выхолащивающих ее духовно-нравственное ядро.