Смекни!
smekni.com

Иностранный капитал в Росии (стр. 4 из 7)

Обращает на себя внимание, что оффшорные зоны Кипр и Виргинские острова являются одними из главных стран-инвесторов России. Их доля в объеме накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику на сентябрь 2007 года равнялась 21,9%, при этом Кипр занимает первое место в структуре накопленных инвестиций. Эти данные позволяют говорить о том, что значительная часть инвестиций из-за рубежа не совсем иностранные, поскольку имеют российское происхождение. По этой причине они обладают некоторыми преимуществами (прежде всего, в сфере защиты капиталов), и потому привлекаются на условиях более благоприятных, чем остальные иностранные инвестиции.

Отличительной особенностью инвестиций развитых стран является их секторальная направленность – большая доля инвестиций направляется в высокотехнологичные и финансовые сектора.

В России же в настоящий момент наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются, прежде всего, те отрасли, которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов и имеют хороший экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная промышленность, отчасти химическая отрасль), и те, которые имеют широкий немонополизированный внутренний рынок (пищевая промышленность, торговля) (см. рис. 2.7).

Рис. 2.7. Структура иностранных инвестиций в экономику России в 2004 г. по отраслям экономики, %

В российскую нефтегазовую отрасль вкладывается порядка четверти иностранных инвестиций. Предприятия нефтегазовой промышленности не только реализуют совместные проекты с иностранными партнерами, но и привлекают средства с помощью размещения своих ценных бумаг на западном финансовом рынке. В нефтегазовую промышленность привлекаются также государственные иностранные средства и деньги международных финансовых институтов в сравнительно большом объеме.

Однако, в любом случае, вряд ли будет возможно самостоятельное освоение крупных месторождений иностранными компаниями, что создало бы конкуренцию российским нефтедобывающим гигантам. Иностранный капитал используется нефтяными компаниями, в основном, для «импорта» современных технологий и финансирования реализуемых ими проектов.

В частности, речь идет об инвестициях в строительство нефтепроводов «Тайшет-Находка» и нефтепровода на Мурманск. Можно вспомнить французскую нефтегазовую корпорацию «Total», которая в сентябре 2004 года подписала протокол о покупке доли в уставном капитале ОАО «НОВАТЭК» (крупнейшая независимая газовая компания в России) в размере 25 % плюс одна акция. Контрольный пакет сохраняется за российскими компаниями.

Одной из самых привлекательных отраслей для иностранных инвесторов является алюминиевая промышленность. Довольно высокий интерес к данной отрасли можно объяснить рядом факторов. Основная составляющая в себестоимости алюминия – электроэнергия. Сравнительная дешевизна электроэнергии в России и удачное расположение многих алюминиевых заводов (например, Братский завод находится рядом с двумя крупными гидроэлектростанциями, у которых практически нет других крупных потребителей энергии) позволяют получать высокую прибыль.

Рентабельность производства повышается также благодаря относительной дешевизне российской рабочей силы и хорошему состоянию оборудования на многих предприятиях.

Некоторым иностранным компаниям удалось захватить ведущие позиции в той или иной отрасли цветной металлургии промышленности России (или даже СНГ). Интересы иностранных инвесторов в цинковой промышленности СНГ распределились следующим образом: Челябинский электролитный завод – швейцарская компания Euromin, Лениногорский комбинат – компания Gerald Metals, Алмалыкский завод (Казахстан) – компания Glencore.

Большой интерес проявляют зарубежные инвесторы к лесной отрасли. Лесоматериалы – традиционная статья российского экспорта с хорошо очерченными перспективами. Это предопределяет интерес иностранных инвесторов к лесной отрасли. Лесная промышленность привлекательна также тем, что не требует таких больших затрат при реализации проектов модернизации, как, например, металлургия. При нормальном развитии российской экономики иностранные вложения в лесную отрасль должны возрастать.

Что касается инвестиций в недвижимость, то, по данным Росстата, они идут в основном от россиян из Кипрских оффшоров. Бурный рост инвестиций связан со снижением страховых рисков, колоссальным развитием ритейла – постоянно открываются новые магазины и высокой доходностью от аренды».

В 2006 году самыми активными инвесторами стали австрийцы. Австрийский фонд Immoeast купил два торговых центра «Золотой Вавилон» в Московских районах Отрадное и Ясенево (сумма сделки составила 200 млн. долларов). А австрийский холдинг Meinl European Land приобрел четыре торговых центра в Москве за более чем 400 млн. евро.

В финансовом секторе, по данным Росстата, больше половины ПИИ пришло из кипрских оффшоров. Но остальное – это покупки иностранцами российских банков, отмечают эксперты. Так, в январе 2007 норвежский DnBNOR приобрел мурманский Мончебанк за 21 млн. долларов, в феврале Reiffeisen купил Импэксбанк за 550 млн. долларов, в июне и сентябре Societe General заключил сделку с Росбанком — было продано по 10% акций на сумму 634 млн. долларов. В начале ноября финский банк Nordea подписал соглашение о покупке 75% Оргрэсбанка за 317,7 млн. долларов.

В дальнейшем число таких сделок будет только возрастать, скорое вступление России в ВТО будет этому только способствовать. По оценкам экспертов, сейчас уже порядка 20 иностранных банков выразили желание работать в России. И среди них есть те, кто не присутствует на других развивающихся рынках. Даже японские банки, всегда крайне недоверчиво относившиеся к нам, решили пойти в Россию. О своих планах выхода на российский рынок заявил крупнейший банк Японии Mizuho, который занимает 9−е место по объему активов в мире. Причин такого бума две: во-первых, получение Россией инвестиционного рейтинга способствует приходу банков, не фокусирующихся на развивающихся рынках. Во-вторых, российский рынок быстро растет - рост отмечается и в ритейле, и в обслуживании юридических лиц, среднего бизнеса. За 2004−2006 годы объем кредитов, предоставленных физическим лицам, увеличился в 10,7 раза. По мнению экспертов, уже через три года иностранцы займут 30−40% российского банковского рынка (по активам и капиталу)[9].

2.2. Особенности инвестиционного климата в России на современном этапе. Факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования

Российская экономика в последние десятилетия развивалась в условиях острейшего инвестиционного кризиса. Практически все отрасли сталкивались с нехваткой инвестиционных ресурсов не только для расширенного воспроизводства, но даже для поддержания функционирования имеющегося производственного потенциала в нормальном рабочем состоянии. Топливно-энергетический комплекс, в значительной мере ориентированный на экспортную деятельность, не является в этом смысле исключением. И это при том, что он в силу своей природы относится к числу исключительно высококапиталоемких отраслей[10].

По оценкам отраслевых ведомств, Союза производителей нефтегазового оборудования и Счетной палаты РФ, средний уровень износа основных фондов в главном секторе экономики и экспорта России - нефтегазовом комплексе - достиг критической черты: 50-53 процента в бурении с добычей и до 77-80 процентов в нефтепереработке. В текстильном комплексе этот показатель превышает 65 процентов, лесном комплексе - минимум 60 процентов. Средний уровень износа основных фондов в целом по промышленности превышает 55 процентов, удельный вес полностью изношенных фондов уже превысил 20 процентов, в том числе по машинам и оборудованию - достиг 35 процентов. Затраты предприятий реального сектора на капитальный ремонт оборудования составляют 35-40 процентов собственных инвестиционных средств

К настоящему времени прямое государственное финансирование производственных и социальных объектов сохранилось преимущественно лишь для тех случаев, значение которых для страны может считаться чрезвычайным. В производственной сфере, например, речь идет о таких инвестиционных программах, как оборона, безопасность ядерных объектов, некоторые важнейшие направления развития транспорта и связи, частично агропромышленного комплекса. Основная же масса инвестиционного финансирования в новых условиях должна быть обеспечена самими хозяйствующими субъектами за счет собственных и привлекаемых средств.

Одним из основных критериев макроэкономической стабильности можно отнести считать фактическую способность государства обеспечить защиту права собственности и имущественных интересов владельцев капиталов, выступающих в роли инвесторов[11].

Так, только при высказывании российского президента осенью 2002 г. о возможном пересмотре результата приватизации, западные инвесторы тут же заговорили о существенном ухудшении инвестиционного климата в России. При оценке состояния инвестиционного климата в той или иной стране большое значение на международном уровне придается условиям, которые обеспечиваются ее властями именно для иностранных инвесторов. Именно в этой сфере зачастую возникают коллизии между общепринятыми в мировой практике нормами и прин­ципами инвестиционного сотрудничества и «правилами игры», укоренившимися в национальной инвестиционной политике. Чем шире спектр таких противоречий, тем менее благоприятным может оказаться инвестиционный климат, причем не только для иностранных, но и для своих, отечественных, инвесторов.