Смекни!
smekni.com

Причины и предпосылки возникновения кооперации в России (стр. 3 из 6)

Однако в целом кооперативный сектор экономики несмотря на значительные потери во многих странах мира продолжает развиваться и увеличивать объемы хозяйственной деятельности.

Глава 2. Идеологический фактор в развитии кооперации

Кооперативная идеология или кооперативная мысль появилась в 20-30 годы XIX века в Англии, Франции, Германии, России и других европейских странах.

Она включала в себя морально-этические нормы христианства, идеи утопического социализма и экономического либерализма. Кооперативная мысль носила прагматический характер. Она предлагала вполне реальный механизм улучшения материального положения трудящихся - создание кооперативов различных видов, но заблуждалась, рассматривая кооперативы как универсальное средство решения всех социально-экономических проблем.

Наибольшего распространения кооперативный реформизм достиг в 20-60 годы нашего столетия в период подъема кооперативного движения в Европе и других странах.

С наступлением постиндустриальной эры влияние кооперативной идеологии пошло на убыль, поскольку многие социальные цели, к которым стремились кооперативные реформаторы, были достигнуты.

Вместе с тем кооперативные идеи, традиции, кооперативный образ жизни, кооперативная культура, (ее просветительный, образовательный, пропагандистский, научно-исследовательский аппараты) оказали большое влияние не только на социально ориентированную хозяйственную деятельность и демократическое управление кооперативов, но и внесли значительный вклад в мировую цивилизацию, в формирование общечеловеческого суперэтноса.

Уникальная особенность кооперативной идеологии и кооперативной хозяйственной деятельности - их мирный созидательный характер в отличие от революционной теории и практики различных левых и правых экстремистских организаций, а также забастовочных действий профсоюзов, в которых преобладает разрушение и насилие.

Вторая особенность кооперативной идеологии - поощрение многообразия различных форм и методов управления и хозяйствования, терпимость к социальному статусу, политическим взглядам и религиозным воззрениям членов кооперативов и всех людей, защита прав и свобод личности, получивших частично реализацию в кооперативах, поддержка общенародных, национальных интересов.

Третья особенность - разработка практических рекомендаций для кооперативных организаций в области коммерческой работы и социальной политики. В условиях обострения конкуренции с транснациональными корпорациями кооперативные лидеры, ученые, практические работники занимаются конкретными проблемами повышения рентабельности и конкурентоспособности кооперативных предприятий, вопросами сохранения кооперативной демократии и усиления социальной активности широких масс кооператоров.

Причем кооперативные идеологи предлагали разные способы достижения этой цели.

Кооперативные социалисты во второй половине XIX века (У. Кинг, Луи Блан, Ф. Лассаль, Ф. Бюше и П. Прудон) считали потребительские и производственные, а П. Прудон и кредитные кооперативы, главной хозяйственной формой мирного эволюционного движения к новому справедливому обществу, где, по их мнению, конкуренция и эксплуатация будет заменена, взаимопомощью и сотрудничеством людей.

У. Кинг был автором популярной в XIX веке среди рабочих и ремесленников идеи выкупа средств производства у капиталистов, торговцев и землевладельцев.

Если миллионы фунтов стерлингов, - считал У. Кинг, - которые получают рабочие Англии, истратить в кооперативных магазинах, то на прибыль можно постепенно выкупить и построить многие промышленные и торговые предприятия[8]. Для этого нужно, чтобы все рабочие организовали потребительские кооперативы. Тогда все рабочие станут собственниками и улучшат свое материальное положение. Эта идея своей обманчивой простотой увлекла многих противников капитализма. Разработкой различных вариантов этой идеи занимались Ф. Бюше, Ф, Лассаль, Шарль Жид, Э. Де-Буав и другие.

Некоторые из последователей У. Кинга даже делали подсчеты, сколько времени понадобится, чтобы трудящиеся вернули себе землю, заводы и фабрики. Так, в 1844 г. на одном из собраний рочдельских кооператоров, их руководители Чарльз Говард и Мэкнот утверждали, что если все рабочие Англии примут участие в кооперативном движении, они окажутся хозяевами всех торговых и промышленных предприятий через 15 лет. Однако "поголовного" участия английских рабочих в потребительской кооперации так и не удалось достигнуть. Через более чем 100 лет в ее рядах находилась лишь половина рабочего класса Великобритании.

В начале ХХ-го века такие лидеры и идеологи кооперативного движения, как Э. Ансель в Бельгии, Ж. Жорес и Э. Пуассон во Франции, Ф. Штаудингер и Г. Кауфман в Германии Г. Мюллер в Швейцарии, В. Тотомианц и М. Туган-Барановский в России, доказывали, что рабочая потребительская кооперация, ускоряя темпы своего хозяйственного развития и расширяя свою социальную и культурно-просветительную деятельность среди потребителей, может сама, своими силами и средствами, освободить труд от капитала эволюционным путем. Они объявили себя сторонниками кооперативного или хозяйственного социализма.

Свои взгляды кооперативные социалисты изложили в таких работах, как "Теория классовой борьбы и принцип нейтралитета кооперативного движения" Г. Мюллера (Базель, 1907 г), "Позиция социал-демократии в кооперативном движении" Г. Кауфмана (Гамбург, 1911 г), "Социальные основы кооперации" М. Туган-Барановского (Москва, 1916 г), "Основы кооперативного движения" В. Поссе (Петроград, 1918 г), "Теория, история и практика потребительской кооперации" В. Тотомианца (СПБ, 1918 г), "Кооперативное движение в России" С. Прокоповича (Москва, 1919 г), "Марксизм и кооперация" Ф. Штаудингера (Гамбург, 1919 г), "Кооперативная республика" и "Социализм и кооперация" Э. Пуассона (Париж, 1920 и 1922 гг.) и др. [9] Кооперативные социалисты широко пропагандировали свои идеи на страницах кооперативной и социалистической печати.

Что же способствовало оживлению идей кооперативного социализма в Европе в начале XX в.?

Во-первых, заметные успехи рабочей потребительской кооперации. Так, с 1902 по 1922 г, в Англии число членов потребительских кооперативов рабочего класса возросло с 1,8 до 4,5 млн. человек, во Франции - с 500 тыс. до 2,5 млн., Германии - с 480 тыс. до 3,1 млн., Бельгии - с 100 тыс. до 250 тыс., Италии - с 200 тыс. до 1,5 млн. и в России с 160 тыс. до 1,2 млн. человек. Таким образом, в среднем членская база кооперативного движения за двадцать лет увеличилась почти в 5 раз[10].

Во-вторых, широкое сотрудничество кооперативных организаций с государственными органами в Англии, Франции и России в деле распределения среди населения нормированных товаров во время первой мировой войны. Это партнерство усилило влияние кооператоров в каждой стране.

В-третьих, оживление идей кооперативного социализма в 20-30-е годы связано с антикооперативной политикой тоталитарных государств. Социалисты и социал-демократы в целом поддерживали государство, считая его надклассовым институтом. Кооперативные социалисты настроены более критически к государству, полагая, что кооперативный аппарат может с большей эффективностью управлять общественной и хозяйственной жизнью общества.

В 70-80-е годы в странах Европы, Японии стала распространяться практика захвата рабочими предприятий, брошенных их обанкротившимися владельцами, и создание на их базе производственных кооперативов. Это явление рассматривалось кооперативными социалистами как дополнительный аргумент в пользу строительства кооперативного социализма через развитие производственной кооперации. Причем, правительство в Англии, например, охотно помогало кредитами таким кооперативам, поскольку эти займы были меньше, чем пособия по безработице.

В основе очередного в 80-х годах варианта "кооперативного социализма" лежала идея Ф. Бюше, Л. Блана и Ф. Лассаля о производственной кооперации как главном средстве преобразования капиталистического общества. Этой концепции были посвящены работы Д. Уоткинса "Индустриальная общественная собственность" (1978 г); Дж. Брея "К экономике, управляемой рабочими" (1978 г); М. Гойдера "Социализм завтра: современное мышление лейбористской партии" (1980 г); Р. Соутелла "Как преобразовать общество на кооперативной основе" (1980 г); Дж. Радиса "Общинный социализм" (1980 г) и др.

Однако сравнение темпов роста и объемов хозяйственной деятельности кооперативного и частного сектора в промышленности не дает основания утверждать, что производственная кооперация в ближайшем историческом будущем сможет доминировать в промышленности.

Кооперативизм представляет особую разновидность кооперативных теорий. Его суть сводится к следующему тезису: "Ни капитализм, ни социализм, а кооперация"[11]. Представители этого направления кооперативного реформизма рассматривали кооперацию как новую самостоятельную экономическую формацию. Целью они считали создание тотальной кооперативной экономики, а путь к ней - "третьим путем" общественного развития. Высшим этапом политической организации общества объявлялась кооперативная республика, законодательные и исполнительные органы которой формируются из выборных представителей кооперативов и их союзов.

В 70-х годах в развитых капиталистических странах возникло новое направление кооперативизма. Суть его сводилась к тому, что "новый общественный кооперативный строй" можно создать путем развития производственных кооперативов. Ведущие идеологи этого направления - Я. Ванек, профессор Корнельского университета, Д. Джонс, профессор Гамильтонского колледжа в Нью-Йорке, К. Бломквист, профессор Шведского кооперативного института и др. Они истолковывали факт ускоренного роста производственных кооперативов в Англии, Франции, Испании, Италии и других странах, как проявление того, что на предприятиях, находящихся в собственности кооператоров и управляемых ими, создается наибольшая материальная и моральная заинтересованность всех работников в конечных результатах производства и, следовательно, наибольшая производительность труда. Поэтому-де кооперативы в промышленности и в сфере услуг должны вытеснить все существующие ныне формы организации производства.