Смекни!
smekni.com

Формирование советской культуры: основные направления (стр. 3 из 3)

Одним из самых важных и интересных явлений в истории культуры 20-х гг. было начало развития советского кинематографа. Ленин понял огромные его возможности воздействия на широкие народные массы: «Важнейшим из искусств для нас является кино», – писал он. Развивается кинодокументалистика, ставшая одним из самых эффективных инструментов идеологической борьбы и агитации наряду с плакатом. Важной вехой в развитии художественного игрового кино стал фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна (1898 – 1948) «Броненосец Потемкин» (1925 г.), вошедший в число мировых шедевров.[27]

Под шквал критики попали символисты, футуристы, импрессионисты, имажинисты и пр. Их обвиняли в «формалистических вывертах», в том, что их искусство не нужно советскому народу, что оно враждебно социализму. В число «чуждых» попали композитор Д. Шостакович, режиссер С. Эйзенштейн, писатели Б. Пастернак, Ю. Олеша и др. Многие деятели искусства были репрессированы.

Определяющим стилем в литературе, живописи и других видах искусства стал так называемый «социалистический реализм». Стиль этот имел с настоящим реализмом мало общего. Он стремился выдать за реальность то, что лишь должно было быть с точки зрения официальной идеологии. Искусству была навязана функция воспитания общества в строгих рамках коммунистической морали. Трудовой энтузиазм, всеобщая преданность идеям Ленина-Сталина, большевистская принципиальность – вот чем жили герои произведений официального искусства того времени.

Тем не менее, в 30-х гг. появляется несколько крупных произведений, вошедших в историю русской культуры. Шолохов создает романы «Тихий Дон», «Поднятая целина». Творчество Шолохова получило мировое признание: за писательские заслуги он был удостоен Нобелевской премии.

В тридцатые годы завершает свой последний роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина» М. Горький. Огромную популярность имело творчество Н. А. Островского, автора романа «Как закалялась сталь» (1934 г.). Классиком советского исторического романа стал А. Н. Толстой («Петр I» 1929–1945 гг.). Двадцатые-тридцатые годы время расцвета детской литературы. Несколько поколений советских людей выросло на книгах К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. П. Гайдара, С. В. Михалкова, А. Л. Барто, В. А. Каверина, Л. А. Кассиля, В. П. Катаева.

В 1928 г. затравленный советской критикой М. А. Булгаков безо всякой надежды на публикацию начинает писать свой лучший роман «Мастер и Маргарита». Работа над романом продолжалась до самой смерти писателя в 1940 г. Произведение это было издано только в 1966 г. В конце 80-х, увидели свет произведения А. П. Платонова (Климентова) «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море». «В стол» работали поэты А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак. Трагична судьба Мандельштама (1891–1938). Поэт необыкновенной силы и большой изобразительной точности, оказался в числе литераторов, которые, приняв в свое время Октябрьскую революцию, не смогли ужиться в сталинском обществе. В 1938 г. он был репрессирован.

В 30-е гг. Советский Союз постепенно начинает отгораживаться от остального мира. За «железным занавесом» остались многие русские литераторы, которые, несмотря не на что продолжают работать. Писателем первой величины был поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин (1870–1953). Бунин с самого начала не принял революцию и эмигрировал во Францию (повесть «Митина любовь», роман «Жизнь Арсеньева», сборник рассказов «Темные аллеи»). В 1933 г. он был удостоен Нобелевской премии.

Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стали работы Б. В. Иогансона (1933 г. «Допрос коммунистов», «На старом уральском заводе» и «Выступление В. И. Ленина на 3-м съезде комсомола»). В 30-е года продолжают работать К. С. Петров-Водкин, П. П. Кончаловский, А. А. Дейнека, серию прекрасных портретов современников создает М. В. Нестеров, пейзажи Армении в живописи М. С. Сарьяна.

Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной (1889–1953). Скульптурная группа была изготовлена В. И. Мухиной для советского павильона на всемирной выставке в Париже в 1937 г.[28]

В архитектуре в начале 30-х гг. ведущим продолжает оставаться конструктивизм, широко использовавшийся для строительства общественных и жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту А. В. Щусева. К концу 30-х гг. функциональная простота конструктивизма начинает сменяться неоклассикой. В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с капителями, проявляется гигантомания и склонность к богатству убранства, часто граничившему с безвкусицей. Стиль этот иногда именуют «сталинским ампиром». Вульгарное порой великолепие сталинской неоклассики призвано было выразить силу и мощь тоталитарного государства.

Быстро развивается кинематограф. Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В 1938 г. на экраны выходит фильм С. М. Эйзенштейна «Александр Невский. В кино утверждаются принципы социалистического реализма. Снимаются фильмы на революционную тематику: «Ленин в Октябре» (реж. М. И. Ромм), «Человек с ружьем» (реж. С. И. Юткевич), «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (реж. Г. М. Козинцев); комедии: «Веселые ребята», «Волга-Волга» (реж. С. А. Герасимов), «Свинарка и пастух» (реж. И. А. Пырьев). Огромной популярностью пользовался фильм Г. Н. и С. Д. Васильевых – «Чапаев» (1934 г.).[29]

Заключение

Годы советской власти значительно изменили облик России. Произошедшие изменения нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, нельзя не признать, что в годы революции и после нее культуре был нанесен большой урон: многие видные писатели, художники, ученые вынуждены были покинуть страну или погибли. Все труднее было пробиться к зрителю, читателю, слушателю тем деятелям культуры, которые не уехали, но так и не смогли найти общего языка с установившейся властью. Несомненно, существовали и плюсы: огромный рост грамотных людей, создание различных учебных заведений, более 40 народов обрели свою письменность, женщина была уравнена во всех правах с мужчиной, необычайный трудовой энтузиазм.

Но, к сожалению минусов, было гораздо больше и до сих пор русский народ не может восстановить тот утерянный потенциал.

Список литературы

1.Георгиева Т.С. История русской культуры. М.,1998.

2.Главацкий М.Е. Хрестоматия по истории России 1917-1940. М.,1995.

3.Добрынина М.Р. История культуры России. М., 1993.

4.Зезина М.Р. История русской культуры. М.,1990.

5.Колосков А.Г. История Отечества в документах,1917-1993. М.,1994.

6.Орлов А.С. История России. М.,2002.

7.Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 2002.


[1] Зезина М.Р. История русской культуры. М.,1990.

[2] Зезина М.Р. История русской культуры. М.,1990.-С.289.

[3] Там же. С.292.

[4] Там же. С.292.

[5] Орлов А.С. История России. М.,2002.

[6] Георгиева Т.С. История русской культуры. М.,1998.

[7] Орлов А.С. История России. М.,2002. С.294.

[8] Там же. С.389.

[9] Семеникова Л.И.Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск,2000.-С.399.

[10] Там же. С.398.

[11] Орлов А.С. История России. М.,2002. С.387.

[12] Учебник для 9 классов. М.,1999. С.152.

[13] Учебник для 9 классов. М.,1999. С.153.

[14] Орлов А.С. История России. М.,2002. С.387.

[15] Орлов А.С. История России. М.,2002. С.389.

[16] Зезина М.Р. История русской культуры. М.,1990. С.287.

[17] Учебник для 9 классов. М.,1999. С.153.

[18] Учебник для 9 классов. М.,1999. С.154.

[19] Там же. С.155.

[20] Там же. С.156.

[21] Орлов А.С. История России. М.,2002. С.387.

[22] Учебник для 9 классов. М.,1999. С.154.

[23] Учебник для 9 классов. М.,1999. С.157.

[24] Учебник для 9 классов. М.,1999. С.158.

[25] Добрынина М.Р. История культуры России. М., 1993. С.,290.

[26] Орлов А.С. История России. М.,2002. С.387.

[27] Орлов А.С. История России. М.,2002. С.387.

[28] Колосков А.Г. История Отечества в документах,1917-1993. М.,1994. С.,254.

[29] Колосков А.Г. История Отечества в документах,1917-1993. М.,1994. С.,156.