Смекни!
smekni.com

Эволюция современной экономической мысли (стр. 1 из 4)

РЕФЕРАТ

по теме: «Эволюция современной экономической мысли»

1. Маржиналистская революция

Заметное место в структуре мировой экономической мысли занимает теория предельной полезности (маржинализм), появившаяся в 70-е гг. XIX в. как альтернатива господствовавшей тогда теории трудовой стоимости. Эта теория рассматривает стоимость товара с позиции потребителя, исходя из оценки им предельной полезности (англ. marginal utility) потребляемых благ. Маржиналисты считают, что основой стоимости являются не затраты на производство благ, а их будущая полезность, поэтому сферой исследования у них стал рыночный спрос, поведение потребителя. Подобный методологический подход к экономическому анализу получил название маржиналистской революции.

Среди первых экономистов, принадлежащих к маржиналистам, выделяются английский ученый Уильям Стенли Джевонс, опубликовавший в 1871 году работу «Теория политической экономии», австрийский экономист Карл Менгер с работой «Основания политической экономии» (1871) и француз Леон Вальрас, выпустивший в 1874 г. «Элементы чистой политической экономии». Характерно, что их произведения вышли автономно и почти одновременно, в 1871–1874 гг. Им, по существу, принадлежит честь создания новой теории, названной предельным анализом.

У. Джевонс, К. Менгер и Л. Вальрас были профессорами университетов и сформировали три школы: английскую, лозанскую и австрийскую. Глава английской школы У. Джевонс полагал, что «истинную экономическую теорию можно получить, лишь возвратясь к мотивам, побуждающим человека действовать, чувствам удовольствия и сострадания». В центре внимания У. Джевонса был процесс обмена. Он считал, что обмен возможен лишь в том случае, когда предельная полезность получаемого товара превышает предельную полезность уступаемого товара. Предельная полезность – субъективная величина, она имеет тенденцию к убыванию. У. Джевонс сформулировал уравнение обмена, подразумевающее пропорциональность предельных полезностей относительным ценам. Наиболее важным вкладом У. Джевонса в экономическую мысль является теория предложения труда. В максимально обобщенном виде она сводится к утверждению, что труд будет предлагаться до тех пор, пока у работника преобладает превышение удовлетворенности над неудовлетворенностью. Тягость труда сначала снижается, а затем растет, тогда как предельная полезность производимого этим трудом продукта убывает. Исследования У. Джевонса и возглавляемой им школы отличаются умеренным применением математики, отрицанием классового подхода, использованием идей классической школы. Дальнейшее развитие идеи У. Джевонса получили в трудах А. Маршалла и А. Пигу.

Широкое применение математического аппарата характерно для лозанской школы, представленной Л. Бальрасом, В. Парето, Г. Касселем. Вальрас впервые попытался решить экономические проблемы языком математики, представив экономические отношения в виде функций или систем уравнений. Применяя математический анализ, Л. Вальрас делал выводы об экономических закономерностях. Центральными темами в работах Вадьраса были проблема экономического равновесия и проблема основы стоимости. Экономическое равновесие он считал наступившим тогда, когда все потребители достигают максимума в удовлетворении своих потребностей. По вопросу основы стоимости Л. Вальрас утверждал, что на рынке все определяется совместно и одновременно: издержки, доходы, предельные полезности товаров, спрос и предложение. Эта идея взаимозависимости всех цени количеств в экономике была, по оценке М. Блауга, первой действительно новой значительной идеей, появившейся в экономической науке после Рикардо. Современные теории денег, международной торговли, занятости и экономического роста – это упрощенные варианты теории общего равновесия.

Третье направление школы маржинализма – австрийское – оказалось самым плодотворным и устойчивым. Основоположником австрийской школы был К. Менгер (1840–1921), изложивший практически все идеи австрийской ветви маржинализма, позднее развитые Е. Бем-Бавсрком, Ф. Визером и их учениками Л. Мизесом, И. Шумпетером, Ф. Хайеком и др.

Австрийская школа характеризуется следующими особенностями. Во-первых, субъективно-психологическим подходом к исследованию: основой всех экономических процессов и явлений австрийцы считают отношения хозяйствующего субъекта к вещи. К. Менгер утверждал, что блага сами по себе, вне отношения к ним субъекта, не имеют никакой ценности: «…блага тотчас перестают быть благами, как только исчезают все потребности, удовлетворению которых они до сих пор служили…». Поэтому основой ценности (стоимости) благ является субъективное отношение к ним экономического субъекта. При этом австрийцы считают, что экономическая информация доступна каждому, и это позволяет максимизировать свою выгоду. Второй отличительной чертой австрийской ветви маржинализма является отказ от математических методов исследования экономических процессов. Это обусловлено тем, что австрийцы допускали вероятность ошибки в выборе экономического субъекта, что делало невозможным строгий математический расчет его поведения. Третья особенность австрийской школы состоит в отказе от анализа макроэкономических явлений. Австрийцы считают, что макроэкономические явления можно исследовать на основе микроэкономических: поведения отдельного экономического субъекта, не признавая их специфики.

При всей Новизне методологического подхода представители маржинализма не отвергли прошлые достижения экономической мысли. Маржинализм явился как бы продолжением идей классиков, с учетом их конкретных проявлений в реальной действительности.

2. Неоклассическое направление экономической мысли

В конце XIX в. в экономической теории обозначилось неоклассическое направление. Такое название оно получило в связи с тем, что представители входивших в него школ ориентировались на исходные принципы классической буржуазной политической экономии – свободу предпринимательства и ценообразования, автоматизм рыночного саморегулирования и т.д. Неоклассики ставили задами исследовать данные принципы в новых условиях и стремились к разработке моделей, имеющих практическое значение для функционирования капиталистических фирм в системе рыночного механизма.

Возникновение неоклассического направления связано с разработками представителей кембриджской школы А. Маршалла, Ф. Эджуорта, А. Пигу, А. Кларка, которые поставили задачу создания политически и идеологически нейтральной, «чистой» экономической теории, что нашло отражение и в изменении самого названия науки с «политической экономии» па «экономике». Новый термин, содержащийся в названиях произведений У.С. Джевонса и А. Маршалла, получил широкое распространение.

Неоклассическая теория не рассматривала сущность таких экономических категорий, как собственность и стоимость, а сосредоточилась на внешних проявлениях рыночного хозяйства и постепенно приобрела черты прикладной науки. Особенностью неоклассической теории явилась ее микроэкономическая направленность на изучение механизма движения отдельных товаров, функционирования отдельных хозяйственных единиц и рынков. Анализ осуществляется по следующему алгоритму: из совокупности взаимодействующих элементов рыночного механизма выбирается один как изменяющийся, и исследуется его влияние на другие элементы, считающиеся неизменными, и так по каждому элементу.

Неоклассический анализ рассматривает взаимовлияние элементов рынка преимущественно не в качественном, а в количественном аспекте.

Основоположником неоклассического направления является Альфред Маршалл (1942–1924), вошедший в историю мировой экономической мысли благодаря своей работе «Основы экономической науки» (Principles of Economics, 1890). В ней он исследовал взаимное влияние цены, спроса и предложения. Цену А. Маршалл понимал как количественный феномен, определяемый меновыми пропорциями товаров и денег. Конкуренция потребителей и производителей, проявляющаяся через взаимодействие цены спроса и цены предложения, формирует цену равновесия, которая с одной стороны обусловлена совпадением спроса и предложения, а с другой – приводит спрос и предложение в соответствие. В свою очередь спрос определяется субъективными оценками полезности товаров, а предложение – издержками производства. Предельная полезность обусловливает максимальную цену (цену спроса), которую покупатель согласен уплатить за данный товар, а предельные издержки – минимальную цену (цену предложения), по которой продавец согласен продать товары. А. Маршалл ввел знаменитый образ «двух лезвий ножниц»: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».

А. Маршалл описал зависимость величины спроса и величины предложения от изменения цены на данный товар и раскрыл механизм приближения фактической цены к цене равновесия. Графическая иллюстрация этого механизма получила название «крест Маршалла». Ограничившись анализом сферы проявления закономерностей рыночного механизма, ученый дополнил теоретическую модель рынка рядом новых элементов, имеющих прикладное значение для практической деятельности рыночных хозяйствующих субъектов.


3. Институционализм и неоинституционализм

В начале XX в. в различных отраслях гуманитарных исследований распространяется институциональный подход к анализу общественных явлений. Термин «институт» («институция») имеет широкий смысл. Основоположник институционализма Т. Веблен под институтами понимал «привычки и стереотипы мышления, разделяемые большинством членов общества». Автором термина «институционализм» является американский экономист У. Гамильтон, в трактовке которого «институции – это словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Они означают преобладающий и постоянный способ мышления или действия, который стал привычкой для какой-либо социальной группы или обычаем для народа». Институции реализуются в соответствующих им «институтах» – семьи, государства, корпораций, общественных объединений, через официальную систему законодательства. По мнению институционалистов, институты представляют собой логически последовательные образцы человеческой деятельности, прибегая к которым, люди и организации производят и воспроизводят свое материальное существование и организуют время и пространство. Иными словами, общественные институты – это формы, которые своим относительным постоянством упорядочивают взаимоотношения между людьми, организациями, государствами.