Смекни!
smekni.com

Инновационная деятельность в научно-образовательной сфере (стр. 3 из 5)

Подобная специфика выражается как в привычных формах инновационной деятельности – научных исследованиях, изобретательстве и инженерных решениях, так и в создании новых социогуманитарных технологий, искусстве, культуре. В последние десятилетия существования СССР именно достижения в инновационной сфере начинали постепенно осознаваться как альтернативная основа легитимации советского режима.

В глобальной экономике эксперты говорят о «критических технологиях», определяя, что в «противном случае высокие трансакционные издержки (большая стоимость базовых инфраструктур, поддержки системы расселения и социального пакета, обеспечивающего качество человеческого капитала) всегда будут снижать конкурентоспособность России на мировых рынках – любых продуктов, создаваемых национальной производственной системой».

Сегодня, как и 100 лет назад, можно утверждать, что стратегический маршрут России вряд ли пролегает исключительно в сфере торговли сырьевыми ресурсами. Такое положение дел, несмотря на относительный рост спроса на сырье в новых индустриальных странах (регионах), чревато перманентной оперативной уязвимостью России на геоэкономической и геополитической арене. Сомнительна также стратегия освоения широкого спектра промышленного производства товаров и услуг массового спроса – на фоне взрывного роста экономик Китая, Индии, ряда стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

Предкризисное состояние мировой экономики в целом благоприятствует старту инновационной стратегической инициативы. Ряд отраслей испытывает заметную нехватку фундаментальных инноваций. Это, прежде всего, крупные инфраструктуры (энергетика, транспорт, коммуникации), системы пространственного развития и расселения, системы капитализации человеческих ресурсов (продовольствие, экология, здравоохранение, фармацевтика, образование). Причем такой дефицит особенно отчетлив как раз не в области технологий и оптимизирующих нововведений, где позиции России не столь сильны, а именно в сфере фундаментальных инноваций. Застой фундаментального научно-технического прогресса становится все более очевидным фактом, являясь, по сути, стартовым механизмом глобального экономического кризиса.

Так, доля инновационной продукции в общем объеме производства российских предприятий существенно отстает от аналогичного показателя в сравнении со странами ОЭСР, что показано на рисунке 1.

Рис. 1 - Доля инновационной продукции в общем объеме производства (%)

Об относительно низком уровне развития инноваций в России свидетельствует также доля страны на мировом рынке наукоемкой продукции (0,4 %, что в сравнении с оценками аналогичной доли США, Японии и Германии (составляющих, соответственно, 36, 30 и 17 %) незначительно) (рис. 2).


Рис. 2 - Доля России в мировых продажах наукоемкой продукции

Представленные на рис. 1 и 2 данные свидетельствуют о слабом уровне развития инновационной деятельности в различных секторах российской экономики, несмотря на декларируемую на высшем уровне управления государством стратегию перехода к инновационно-ориентированно-му типу экономики. Следует также учитывать, что из-за системного спада и отсутствия в стране эффективного инновационного механизма неэффективно используется и в целом деградирует доставшийся «в наследство» от СССР достаточно мощный научно-технический потенциал, а в сопряжении с тем, что значительная часть ученых и программистов мигрируют из России и других стран с переходной экономикой и стран с низким уровнем доходов в США и другие страны с высоким доходом, это в ещё большей степени усиливает тенденцию поляризации научного и изобретательского потенциала.

Этот вывод подтверждается данными, приведенными в табл. 2, в которой в сравнительном контексте представлен научно-инновационный потенциал России и развитых стран мира.


Таблица 2 - Параметры научно-инновационного потенциала России в сравнении с развитыми странами

Показатели Россия Развитые страны
Доля расходов на НИОКР в ВВП 1,3 >5
Абсолютная численность исследователей (тыс. чел.) 492 США – 1261Япония – 676
Показатель ВВП на одного занятого (тыс. долл.) 9,2 США – 36ЕС – 24
Численность исследователейна 10 тыс. занятых (чел.) 69 Италия – 29Англия – 55Германия – 67
Доля высокотехнологического экспорта в общем товарном экспорте (%) 3,1 > 8

научный образовательный сфера россия

Таким образом, тенденции развития мировой экономики убедительно показывают, что у России не может быть иного пути развития, чем формирование экономики, основанной на знаниях, т.е. экономики инновационного типа. Недооценка этого обстоятельства уже в ближайшие годы может привести к тому, что Россия будет вытеснена с рынка высокотехнологичной продукции, а это в конечном счете не позволит поднять до современных стандартов уровень жизни населения и обеспечить конкурентоспособность экономических агентов и безопасность государства в целом. Вместе с тем, инновационная деятельность России еще не является основным фактором экономического роста.

В настоящее время назрела необходимость в пересмотре существующих методологических подходов к развитию инновационной и образовательной деятельности в России, адаптации известных, а при необходимости и разработке новых принципов и механизмов инновационного развития экономики исходя из существующих условий. Обновление методологии исследования моделей экономики в условиях глобализации обусловлено необходимостью учета вектора интеграции России в глобальные инновационные сети в условиях динамично меняющихся реалий окружающего мира.

Составными элементами национальной экономической системы являются государство, бизнес и население. Мотивация деятельности бизнеса складывается в направлении максимизации доходов при минимизации усилий (прежде всего, инвестиционных) и риска. Это имманентно природе бизнеса. Задачей государства является создание такой среды, в которой бизнес ориентирован на получение качественных доходов, т.е. доходов как вознаграждения за развитие, модернизацию, победу над конкурентом на мировом рынке и пр. Только в этом случае будет задействован единственно эффективный механизм реализации инновационной политики.

В России в настоящее время отсутствует как эффективный и качественный бизнес, так и эффективное и качественное государство. Меняться предстоит и бизнесу, и государству. Государство должна представлять высокопрофессиональная элита, способная управлять бизнесом, прежде всего, на региональном уровне и координировать свое взаимодействие в рамках поставленной задачи укрепления национальной экономической системы. Сегодня наиболее остро в системе государственного и корпоративного менеджмента стоит вопрос о формировании организационного и интеллектуального капитала, основанного на «экономике знаний».

Новая государственная элита должна не только хорошо ориентироваться в текущей ситуации, эффективно оценивать направления плавной трансформации системы в более устойчивое положение, но и обладать масштабным уровнем знаний (в том числе международного опыта). В этом случае формирование качественной среды в регионах создаст побуждение для бизнеса к поиску и внедрению новых технологий, к взаимодействию с региональными учеными и специалистами, к развитию «технологических альянсов».

Создание механизма рыночной «интеграции» технологий в экономику на основе институционального проектирования – это необходимый приоритет концентрации национальных интеллектуальных ресурсов для преодоления системных проблем, которые все с большей очевидностью возникают перед Россией, уводя ее на периферию мировой экономики и, более того, угрожая ее устойчивому развитию в самой ближайшей перспективе. Институциональный механизм развития экономики знаний, инновационной экономики, а в ее системе – научно-образовательной сферы, основанной на инновациях, зависит от качества и устойчивости системы национальных институтов.

Взаимное приспособление, взаимная адаптация в условиях глобализации экономики являются одним из основных направлений развития институтов, формирующих инновационную инфраструктуру образовательной деятельности. В этой связи актуальным является вопрос о том, следует ли придерживаться крайних позиций – создавать свои, специфически российские институты, заимствовать развитые институты из других стран, пытаться адаптировать к российским реалиям уже готовые институциональные формы или совмещать создание, заимствование, адаптацию на основе нескольких компонент с учетом уровня зрелости и состояния общества?

Ответы на эти вопросы позволят значительно продвинуться не только в направлении развития институциональной теории, но и понимания и исправления тех процессов, которые происходят в российской экономике. К проблеме формирования целостной институциональной теории тесно примыкает и проблема ее обогащения исследованием возникающих новых институтов. В данном контексте существенным методологическим потенциалом обладает выдвинутая Д.С. Львовым идея о необходимости развития института национального имущества как особого фактора стабилизации и создания предпосылок роста в переходной экономике России. Реализация его мощного социального, экономического и консолидирующего потенциала возможна, по мнению ученого, посредством введения в стране специфической формы дохода, интегрирующего институты национального имущества, государства и гражданства.