Смекни!
smekni.com

Государственное регулирование малого и среднего бизнеса (стр. 2 из 16)

1.2 Влияние государства на предпринимательскую деятельность в разные периоды времени

В экономиках разных стран и в разные исторические периоды всегда существовали проблемы, решение которых требовало применения не исключительно рыночных методов, а их сочетания с государственным вмешательством в разных формах. Ни одну рыночную систему нельзя охарактеризовать как чисто рыночную — во все времена рыночное регулирование дополнялось государственным. Различаются только пропорции государственного регулирования и действия рыночных сил. Можно утверждать, что экономические системы всегда были смешанными. Даже полностью огосударствленная экономика СССР по существу таковой не являлась, так как в ней присутствовали элементы рыночной экономики, влияние которых в целом было не существенным, но в отдельных сферах — весьма значительным.

Развитие экономической теории позволило выявить не только механизм государственного воздействия и его роль в развитии экономики, но и другие структурные составляющие, влияющие на экономическую систему.

Государственное регулирование представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленную на достижение поставленных целей. Формирование, применение и регулирование такой системы мер является прерогативой органов государственного управления.

К проблеме государственного регулирования предпринимательства в истории экономической науки уделялась особое внимание. Существуют два основных подхода к проблеме государственного регулирования предпринимательства — одни ратуют за невмешательство или минимальное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, другие утверждают, что без его решающей роли экономическое развитие общества будет крайне неэффективным, расточительным, что приводит к серьезным социальным последствиям.

Соответственно этим подходам сформировались две противоположные концепции в экономической мысли — экономический либерализм, отвергающий активное государственное регулирование хозяйства (концепция берет свое начало от воззрений Адама Смита и насчитывает более чем 300 лет), и «государственный» консерватизм, подчеркивающий значение активного государственного регулирования. В экономической науке отсутствует единый подход к проблеме государственного регулирования экономики, поэтому представители разных экономических школ называют вторую концепцию по-разному: «дирижизм» (от фр. Diriger — управлять), «этатизм» (от фр. еtаt — государство), «интервенционизм» (от лат. Intervention— вмешательство).

Конкуренция этих двух концепций идет с переменным успехом. Однако уже с середины XX в. роль экономического либерализма стала доминирующей в исследованиях ученых, в частности Людвига фон Мизеса (1881—1973) и Фридриха фон Хайека (1899— 1992).

Л. Мизес в своих исследованиях последовательно отстаивал свободное рыночное хозяйство и подвергал критике интервенционизм, выступая противником любой его формы — советского государственного социализма или «нового курса» Ф. Рузвельта.

Конец XX — начало XXIв. охарактеризовалось противостоянием последователей Д. Кейнса, т.е. сторонников активного вмешательства государства в хозяйственную жизнь, и экономическими теориями монетаризма. Яркий представитель этого направления — Милтон Фридмен (р. 1912), который приобрел известность как разработчик программ преобразования экономики с позиций экономического либерализма, реализованных в ряде стран[3].

Монетаристы являются сторонниками свободного рыночного хозяйства и утверждают, что государственное вмешательство в экономику способно дать лишь кратковременный эффект, а в долгосрочной перспективе оно вредно, ибо блокирует действие рыночных регуляторов.

Либеральное, консервативное и неолиберальное направления экономической мысли.

Идея общественного прогресса, основанная на свободной конкуренции, невмешательстве государства в хозяйственную жизнь, «невидимой руке» рынка, является основой либерализма. Ярким представителем либерального направления экономической мысли в области государственного регулирования предпринимательской деятельности является шотландский профессор моральной философии Адам Смит (1723-1790), который в своей знаменитой книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) впервые показал огромную роль рынка как регулятора производства. Основоположник классической политической экономии, включающей теории обмена (рынка) и теории производства, А. Смит стал идеологом либерализма.

Считая, что основой всех экономических процессов является эгоизм, он определял общее благо как стихийный результат действий отдельных индивидуумов, каждый из которых стремится, прежде всего, к своей выгоде. По его убеждению, взаимоотношения людей в процессе хозяйственной деятельности не определяются общественным договором, а формируются спонтанно и потому не зависят от воли отдельных личностей.

А. Смит впервые показал огромную роль свободного рынка как регулятора производства и впервые применил ставшее знаменитым выражение «невидимая рука рынка»: стремление людей к собственному благу как мощный стимул личного интереса толкает их «невидимой рукой» к достижению высоких целей всего общества. Действие «невидимой руки рынка» проявляется в том, что потребитель покупает товар не по милости производителя, а из собственного личного эгоистического интереса: «... не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов».

Рыночная экономика не подчиняется коллективному разуму, не управляется из единого центра, но каждый агент рыночной экономики, устанавливая свои цены, принимая или не принимая цены других исходя из своей максимальной выгоды, создает совокупность тех самых индивидуальных решений, которые формируют рыночное хозяйство — «невидимая рука» создает результат, который не зависит от намерений каждого агента.

Такое рассуждение обобщает мысль о том, что вмешательство государства в экономику излишне и поэтому должно быть максимально ограниченно.

Смит говорил и об обязанностях государства: обеспечение военной безопасности, отправление правосудия, содержание определенных общественных учреждений, создание и содержание которых не могут быть выгодны отдельным лицам.

Естественный ход событий неизбежно ведет к экономическому прогрессу, а всякое вмешательство государства только замедляет или останавливает прогресс.

Жан-Батист Сэй (1767—1832), последователь А. Смита, особое внимание уделял предпринимателям как главным комбинаторам производительных факторов с целью удовлетворения потребительского спроса. Гибкое, свободное ценообразование, конкуренция, возможность перемещения ресурсов из отраслей с низкой прибыльностью в отрасли с высокой прибыльностью дает предпринимателю свободу хозяйственной деятельности, и вмешательство государства недопустимо[4].

Значительный вклад в экономическую теорию Ж.-Б.Сэй внес, разработав теорию рынков. Он утверждал, что производство само создает себе спрос, на локальных рынках совпадения спроса и предложения может не быть, но совокупный спрос и совокупное предложение совпадают, дисбалансы возможны только как временное явление.

Согласно его теории рынок — это обмен товаров на товары, а деньги служат только посредником в этом обмене, следовательно:

• поскольку каждый продавец одновременно является покупателем, общий кризис сбыта невозможен — возможны лишь частные диспропорции;

• каждый заинтересован в благополучии всех — процветание одного производства благоприятно для всех других производств;

• импорт способствует сбыту отечественных товаров, так как за импортные товары необходимо поставлять отечественные;

• потребление без производства ведет к разорению страны. Однако реалии хозяйственной жизни еще при жизни Ж.-Б. Сэя подвергли сомнению правильность его теории. Общехозяйственный кризис 1825 г. поставил под вопрос способность рыночной экономики к саморегулированию. Постоянно повторяющиеся в дальнейшем кризисы демонстрировали несовершенство конкурентно-рыночного механизма, его неспособность обеспечить поступательное развитие экономики, отсутствие эффективных мер борьбы с инфляцией, безработицей, циклическим характером экономики.

Наиболее ярким проявлением неспособности свободного рыночного механизма обеспечить бескризисное развитие экономики, ее саморегулирование, стал самый глубокий за всю историю человечества мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Наиболее сильно этот кризис проявился в США, где и были реализованы новые концепции регулирования экономики. «Новый курс» Ф. Рузвельта, вновь избранного (1933) президента США, провозгласил принципиально новые подходы к регулированию экономики — путем жесткого государственного вмешательства в хозяйственную жизнь.

Однако теоретическая основа активного вмешательства государства в экономику была заложена еще вначале XX в. рядом ученых, которые сформировали консервативное направление в теории государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Артур СесилПигу (1877—1959), создатель «экономической теории благосостояния», подверг ревизии положение А. Смита о максимизации благосостояния общества благодаря конкуренции. Благосостояние он считал зависящим от величины национального дохода и равномерности его распределения. А. Пигу обратил внимание на то, что целый ряд «общественных благ», не имеющих рыночной оценки, используется нерационально. Хозяйственная деятельность предпринимателя приносит ему доход, а обществу может приносить как выгоды, так и потери (например, ухудшение состояния воды, воздуха и т.п.). Следовательно, необходимо вмешательство государства, причем вмешательство дифференцированное: при отсутствии монополизации производства достаточно механизма налогов и субсидий, а для отраслей с монопольным характером производства необходим контроль государства за ценами и за производством.