Смекни!
smekni.com

Административная ответственность (стр. 3 из 6)

Административное правонарушение — это всегда винов­ное деяние, т. е. виновность — это обязательный признак административного правонарушения (и это также отражено в формулировке его понятия). Вина — это психическое от­ношение правонарушителя к совершенному им общественно опасному противоправному действию (бездействию) и его по­следствиям. Она проявляется в форме умысла либо неосто­рожности. Это касается физических лиц как субъектов адми­нистративных правонарушений. Что же касается юридических лиц, то в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ сказано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Фе­дерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

И последний обя­зательный признак административного правонарушения — это его наказуемость, который означает, что любое конкретное дей­ствие или бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством (нормами КоАП РФ или законов субъек­тов Российской Федерации) предусмотрена административная ответственность. И это также отражено в самом определении по­нятия административного правонарушения.

2.3 Цели, функции и стадии административной ответственности

Цель административной ответственности опосредуется через функции, которые она выполняет: превентивную (или предупре­дительно-воспитательную), репрессивную (именуемую еще ка­рательной или штрафной) и сигнализационную[9].

Первая призвана осуществлять общее предупреждение пра­вонарушений, то есть побуждать субъектов права к соблюдению и уважительному отношению к закону; ее неотъемлемой частью является нравственная перестройка личности, в основе которой лежит моральное воздействие на субъекта правоотношения, пре­дотвращающее его противоправное поведение. Вторая же, соб­ственно, и проявляется в тех неблагоприятных последствиях, ко­торые выражены в санкциях правовых норм и которые должен претерпевать правонарушитель в силу совершенного им противо­правного деяния. А третья (сигнализационная) функция находит свое отражение при характеристике правонарушителя. Так, на­пример, продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, либо по­вторное в течение года совершение однородного административ­ного правонарушения лицом, ранее уже привлекавшимся к ад­министративной ответственности, являются обстоятельствами, отягчающими административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ), и сигнализируют о необходимости применения наиболее строгих мер административного наказания к виновному лицу.

Некоторые авторы, например А.Б. Агапов,[10] выделяют и та­кую функцию административной ответственности, как создание предпосылок ограничения последствий вреда возможного пра­вонарушения — ограничительная функция: она проявляется в самом характере и свойствах таких мер административного на­казания, как лишение специального права, административный арест, административное выдворение. Сюда же следует, пожа­луй, отнести и дисквалификацию как вид административного наказания.

В то же время, цели административной ответственности можно определить и через цели административного наказа­ния как меры этой ответственности. А данные цели имеют яв­ную предупредительную и профилактическую направленность, о чем прямо сказано в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ: «Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонаруше­ния и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами». Отметим, что про­филактическая (предупредительно-воспитательная) функция ад­министративной ответственности в настоящее время выводится законодателем на передний план.

Рассматривая юридическую, в том числе и административ­ную ответственность как некое материальное охранительное отношение, можно сделать вывод о том, что это правоотноше­ние, являясь по своей природе длящимся, имеет определенные стадии своего развития. Причем за основу выделения опреде­ленных стадий юридической ответственности следует брать соотношение степени познания совершенного правонарушения уполномоченными на то государственными органами и долж­ностными лицами и изменений, происходящих в правовом ста­тусе правонарушителя (т. е. в объекте правоотношения ответ­ственности).

В этой связи различные авторы выделяют свои концепции о стадиях юридической ответственности. Основное различие в этих концепциях состоит в том, что их авторы по-разному определяют момент возникновения право­отношения ответственности, и если их объединить воедино, то наиболее уместное деление административной, как и любой дру­гой юридической ответственности, на отдельные самостоятель­ные стадии будет, пожалуй, следующим[11]:

1) стадия возникновения юридической ответственности (на­чинается с момента совершения правонарушения и длится до момента обнаружения его должностными лицами компетентных государственных органов);

2) стадия конкретизации юридической ответственности (на­чинается с момента обнаружения правонарушения должност­ными лицами компетентных органов государства и заканчи­вается вступлением в законную силу акта применения права, признающего факт правонарушения, совершенного конкрет­ным лицом);

3)стадия реализации юридической ответственности (начинается с момента вступления в законную силу правоприменительного акта государственного органа, признающего факт совершения правонарушения конкретным лицом, и закан­чивается моментом окончания исполнения наказания (взы­скания).

2.4 Принципы ад­министративной ответственности

Под принципами административной ответственностисле­дует понимать ее основные правовые начала, характеризующие ее сущность, смысл и назначение: наступление административ­ной ответственности только за противоправное поведение, а не за мысли; наступление административной ответственности лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя; законность привлечения к административной ответственности; справедливость административной ответственности и ее индиви­дуализация; своевременность ответственности, а также принцип целесообразности привлечения к административной ответствен­ности. И, наконец, повсеместно должен применяться принцип неотвратимости наказания за совершение административных правонарушений[12].

Принцип ответственности за противоправное деяние, а не за мысли, означает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности за совершение того или иного административ­ного правонарушения, может быть наказано за мысли лишь в том случае, если они получили внешнее выражение. Иными словами, основанием для привлечения лица к административной ответственности могут служить только его противоправные действия (или в ряде случаев — бездействие). Так, например, само по себе намерение лица-участника внешнеэкономической деятельности без надлежащих на то законных оснований ввезти в страну или вывезти из нее какие-либо товары и не влечет за собой админи­стративной ответственности, а вот предоставление этим лицом в таможенный орган документов, содержащих недостоверные све­дения, дающие ему право на перемещение через таможенную границу таких товаров, либо перемещение этих товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля (т. е. совершение им конкретных действий по реализации своего наме­рения) уже влекут за собой ответственность, предусмотренную ст. 16.1 КоАП РФ.

Принцип наступления ответственности только при наличии вины в действиях правонарушителя означает, что без нее (вины) вообще беспредметно говорить об административном правона­рушении, а следовательно, и об ответственности за него. На­личие вины физического лица означает осознание этим лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и вы­званных им результатов, а юридическое лицо признается вино­вным, когда будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых установ­лена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению этих норм и правил.

Принцип законности привлечения к ответственности означает, что ответственность за правонарушения наступает лишь в слу­чаях, прямо предусмотренных предписаниями соответствующих правовых норм и в строгом соответствии с установленными для этого требованиями. Действующим же законодательством пред­усмотрены и специальные гарантии законности привлечения к административной ответственности, предупреждающие и вся­чески пресекающие выход за рамки закона, злоупотребления и ошибки при применении как материально-правовых норм (таких, как неправильная юридическая квалификация деяния, определение меры административного наказания вне пределов предусмотренной для этого санкции соответствующей статьи КоАП РФ и пр.), так и норм процессуальных (например, про­цедуры рассмотрения дела об административном правонару­шении по существу, сбора, фиксирования и исследования до­казательств, обжалования вынесенного по делу постановления и пр.).

Наряду с законностью иногда в качестве самостоятельного принципа юридической ответственности выделяют и принцип[13]поп bisinidет («не дважды за одно»), согласно которому никто недолжен дважды нести уголовную, административную или иную ответственность за одно и то же правонарушение. Этот принцип относится к применению штрафных (карательных) санкций и не противоречит тому, что к правонарушителю, подвергнутому административной ответственности (карательной санкции, на­пример, штрафу), применяются и восстановительные санкции. Например, хулиган, разбивший витрину магазина, не только под­вергается штрафу по ст. 20.1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство»), но и обязывается возместить причиненный правонарушением ущерб (оплатить стоимость разбитой витрины).