Смекни!
smekni.com

Анализ групп квалифицирующих признаков убийств (стр. 1 из 3)

Проанализируйте группы квалифицирующих признаков убийств, характеризующих объект (потерпевшего), объективной стороны, субъективной стороны и субъект преступления. Раскройте правила квалификации преступлений при наличии нескольких квалифицирующих признаков

Понятие убийство раскрывается как умышленное противоправное лишение жизни другого человека. Объектом при убийстве является неотъемлемые блага личности, как жизнь и здоровье.

Жизнь человека находится под охраной закона с момента начала родовых схваток при беременности сроком свыше 22 недель и прекращение уголовно-правовой охраны жизни совпадает с моментом смерти человека. Различают клиническую и биологическую смерть: клиническая наступает с момента остановки сердца; биологическая характеризуется возникновением необратимого процесса распада клеток центральной нервной системы. В юридической литературе утвердилось мнение, что конечным моментом является биологическая смерть. Следовательно, потерпевшим от убийства может быть уже родившийся или еще не умерший живой человек.

Объективная сторона убийства выражается в лишении жизни другого человека.

Для наличия оконченного преступления необходимо установить:

- деяние, направленное на лишение жизни;

- последствие – смерть другого человека;

- причинную связь между ними.

Деяние при убийстве имеет, прежде всего, форму действия.

Человека лишают жизни множеством способов:

- огнестрельным или холодным оружием, иными предметами;

- путем отравления;

- путем взрыва.

Убийство возможно и в форме психологического воздействия на потерпевшего и в форме бездействия.

Последствия в виде смерти потерпевшего является втором обязательным признаком убийства. Отсутствие последствия в виде смерти при наличии прямого умысла на убийство означает, что деяние виновного может характеризоваться как покушение на убийство. Надо отметить, что смерть при убийстве может наступать немедленно или по истечении определенного времени. Основанием для вменения в виду общественно опасного последствия является причинная связь между последствием и действием или бездействием субъекта.

При отсутствии причинной связи между деянием и последствием лицо несет ответственность только за совершенное деяние. Например, при установлении прямого умысла на причинение смерти имеет место покушение на убийство, или при наличии косвенного умысла лицо отвечает за фактически причиненный вред (причинение вреда здоровью) [7, с. 46].

Субъективная сторона характеризуется только умышленной виной. Умысел может быть как прямой, так и косвенный.

Содержание умысла: лицо сознавало, что противоправно лишает жизни другого человека, предвидело общественно опасное последствие и виде его смерти и желало его наступления или не желало, но сознательно допускало наступление этого последствия либо относилось е нему безразлично [13, с.61].

Субъект общий – лицо, достигшее 14-летнего возраста [2, ст. 139]. Привилегированные виды убийства (ст. 140-146 УК) ответственность наступает с 16-ти лет.

В ст. 139 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее УК) объединены основной состав убийства и убийство при квалифицирующих обстоятельствах. По ч. 1 ст. 139 УК квалифицируются следующие виды убийства:

- убийство из ревности;

- в браке или в ссоре (при отсутствии хулиганских побуждений);

- в связи с неправомерными действиями потерпевшего;

- из мести, возникшей на почве личных отношений;

- из сострадания.

Ч. 2 ст. 139 УК предусматривает убийство при квалифицирующих обстоятельствах.

П. 1 ч. 2 ст. 139 УК Республики Беларусь «Убийство двух и более лиц» - данный вид убийства имеет место только тогда, когда виновный лишает жизни двух и более человек. При этом необходимо установить, что виновный имел умысел на убийство двух и более лиц, т.е. существует единый умысел. Как правило, лишение жизни двух и более человек происходит одновременно, но возможна ситуация, когда виновный вначале убивает одного, затем спустя некоторое время другого. В этом случае, для квалификации действий виновного по необходимо наличие единого прямого умысла на убийство двух или более лиц, возникшего до начала совершения действий, направленных на лишение жизни хотя бы одного лица, и единство цели.

Если при наличии прямого умысла на лишение жизни двух или более лиц совершены убийство одного человека и покушение на жизнь другого (других), то содеянное не может рассматриваться как оконченное преступление - убийство двух или более лиц и подлежит квалификации по ч.1 ст.139 УК или соответствующим пунктам ч.2 ст.139 УК (за исключением п.1), ч.1 ст.14 и п.1 ч.2 ст.139 УК. П. 2 ч. 2 ст. 139 УК Республики Беларусь «Убийство заведомо малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии» [2]. Необходимым условием для квалификации по данному пункту является такое состояние потерпевшего, когда он в силу своего малолетнего или престарелого возраста или в силу беспомощного состояния, вызванного физическими недостатками, болезнью, слабоумием, потерей или ослаблением сознания, не мог оказать сопротивление виновному или не осознавал характера совершаемых с ним действий по лишению жизни. Такое состояние может быть вызвано опьянением, приемом лекарств, сильнодействующих или ядовитых веществ. Так же для квалификации убийства по п.2 ч.2 ст.139 УК необходимо установить, что виновный заведомо знал о малолетнем или престарелом возрасте потерпевшего либо о нахождении потерпевшего в беспомощном состоянии. П. 3 ч. 2 ст. 139 УК Республики Беларусь «Убийство заведомо для виновного беременной женщины» УК Республики Беларусь. Для квалификации необходимо установить два обязательных признака:

- потерпевшая должна быть в состоянии беременности любой продолжительности;

- виновный должен знать об этом.

П. 4 ч. 2 ст. 139 «Убийство, сопряженное с похищением человека либо захватом заложника» УК Республики Беларусь. Под убийством, сопряженным с похищением человека либо захватом заложника, следует понимать лишение жизни человека во время его похищения или захвата в качестве заложника либо во время удержания такого лица, а также за отказ выполнить какие-либо действия под условием освобождения заложника. По п.4 ч.2 ст.139 УК Республики Беларусь квалифицируется не только убийство похищенного или заложника, но и других лиц в связи с похищением человека или захватом заложника. П. 5 ч. 2 ст. 139 УК Республики Беларусь «Убийство, совершенное общеопасным способом», имеет место в случаях, когда, реализуя умысел на лишение жизни определенного лица, виновный сознательно применил такой способ причинения ему смерти, который заведомо для виновного был реально опасен и для жизни других лиц. Это может быть взрыв, стрельба из огнестрельного оружия в многолюдном месте, отравление колодцев. Если при убийстве, совершенном общеопасным способом, причинена смерть двум или более лицам, действия виновного квалифицируются по пп.1 и 5 ч.2 ст.139 УК Республики Беларусь. В тех случаях, когда помимо убийства конкретного лица, совершенного общеопасным способом, одновременно причинен вред здоровью других лиц либо умышленно уничтожено или повреждено имущество этим же способом, действия виновного следует квалифицировать (кроме п.5 ч.2 ст.139 УК) также по статьям УК, предусматривающим ответственность за причинение вреда здоровью либо умышленное уничтожение или повреждение имущества (ч.2 ст.218 УК). П. 6 ч. 2 ст. 139 «Убийство, совершенное с особой жестокостью». Понятие особой жестокости при квалификации убийства по п.6 ч.2 ст.139 УК связывается как со способом лишения жизни, так и с другими обстоятельствами, свидетельствующими о проявленной виновным такой жестокости. При этом необходимо установить, что виновный сознавал особо жестокий характер избранного им способа лишения жизни и желал либо сознательно допускал его. Признак особой жестокости имеется в случаях, когда непосредственно перед лишением жизни или в процессе совершения убийства к потерпевшему применялись пытки, истязания или совершалось глумление над жертвой либо когда убийство совершено способом, который заведомо для виновного связан с причинением потерпевшему особых страданий. Например, умышленное нанесение большого количества телесных повреждений, использование мучительно действующего яда, кислоты или других агрессивных веществ, сожжение заживо, длительное лишение пищи, воды, воспрепятствование оказанию помощи умирающему в целях продления мучений жертвы.

Особая жестокость может выражаться в совершении убийства в присутствии близких потерпевшему лиц, когда виновный сознавал, что своими действиями причиняет им особые страдания, в убийстве потерпевшего в присутствии следующей жертвы, если виновный сознавал, что второй потерпевший понимает характер его последующих действий и их направленность, и желал таким образом причинить потерпевшему особые страдания и мучения. При этом необходимо, чтобы виновный сознавал, что причиняет особые страдания. Не требуется, чтобы субъект желал как раз такого способа, но необходимо, чтобы он сознавал именно особую жестокость. Если виновный не осознает, что потерпевший испытывает особые страдания, то не будет и квалифицирующего признака – «особой жестокости» [7, с. 49]. Если убийство совершено группой лиц и хотя бы один исполнитель действовал с особой жестокостью, вместе с ним по п.6 ч.2 ст.139 УК несут ответственность и те участники группы, которые сознавали, что кто-либо из них действует с особой жестокостью, и их умыслом охватывалось совершение убийства с особой жестокостью. Убийство с особой жестокостью может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. Уничтожение или расчленение трупа в целях сокрытия преступления не может квалифицироваться по данной статье.

П. 7 ч. 2 ст. 139 «Убийство, сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера». Под убийством, сопряженным с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера, следует понимать лишение жизни потерпевшей (потерпевшего) в процессе совершения указанных преступлений или непосредственно после них. Например, по мотивам мести за оказанное сопротивление. К насильственным действиям сексуального характера относится мужеложство, лесбиянство и иные действия с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшим либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего или потерпевшей.