Смекни!
smekni.com

Вексель и вексельные правоотношения (стр. 2 из 5)

Иными словами, векселедатель может по индоссаменту приобрести свой собственный вексель (например, в порядке расчетов за поставленный товар) и затем так же по индоссаменту передать его третьему лицу. При этом неизбежно возникает проблема правовой квалификации действий векселедателя в этой ситуации.

Так, существует мнение, согласно которому в момент совершения передаточной надписи в пользу самого векселедателя (основного должника) обязательство по векселю прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице (ст.413 ГК РФ). Впоследствии, когда векселедатель вновь передает этот вексель третьему лицу по индоссаменту, возникает новое вексельное обязательство, хотя и оформленное при помощи ранее составленного и уже бывшего в обороте документа[3].

Однако Президиум ВАС РФ в п.8, упомянутого нами Информационного письма от 21.01.2002 г. N 67, высказал совершенно иную точку зрения по этому вопросу, указав, в частности, на следующее:

"... Передача прав по векселю одному из должников по нему (в том числе, и векселедателю простого векселя) не исключает возможности дальнейшего перехода прав по векселю к другим лицам. В соответствии со ст.11 Положения индоссамент может быть совершен в пользу плательщика независимо от того, акцептовал ли он вексель или нет, либо в пользу векселедателя, либо в пользу всякого другого обязанного по векселю лица. Эти лица могут в свою очередь индоссировать вексель.

Данное положение свидетельствует о том, что при передаче прав по векселю обязанным по нему лицам, прекращения обязательств по нему помимо воли самого должника не происходит".

Иными словами, в момент, когда вексель передается по индоссаменту самому векселедателю, обязательство по векселю не прекращается (Президиум ВАС РФ исключил возможность применения в этой ситуации ст.413 ГК РФ). Соответственно, и в дальнейшем, когда векселедатель передает этот вексель по индоссаменту третьему лицу, речь следует вести не о возникновении нового обязательства, а о передаче третьему лицу прав по уже существующему вексельному обязательству.

При использовании векселя в хозяйственных операциях (например, при расчетах) следует учитывать двоякую природу векселя.

Во-первых, вексель - это ценная бумага. Как следствие, он является самостоятельным объектом гражданских прав, т.е. его можно продать, передать в залог, внести в уставный капитал и т.д.

Во-вторых, вексель - это документ, удостоверяющий имущественное право требования (право требовать осуществления платежа).

Поэтому при передаче векселя третьему лицу передается как сам вексель, так и права по нему. При этом передача векселя осуществляется на основании акта передачи, который составляется и подписывается обеими сторонами сделки (см. образец). Права по векселю передаются путем совершения на нем передаточной надписи - индоссамента, который обычно совершается на оборотной стороне векселя.

Следует отметить, что в соответствии со ст.16, 77 Положения лицо, у которого находится вексель, рассматривается как законный векселедержатель только в том случае, когда оно основывает свое право на непрерывном ряде индоссаментов, даже если последний индоссамент является бланковым. Зачеркнутые индоссаменты считаются при этом ненаписанными. Непрерывность ряда вексельных индоссаментов означает его последовательность. Иными словами каждый предыдущий индоссат (лицо, получающее вексель по индоссаменту) должен являться последующим индоссантом (лицом, передающим вексель по индоссаменту). При этом не имеют значения ни месторасположение индоссаментов (на векселе или на добавочном листе), ни даты их совершения (п.9 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 04.12.2000 г. N 33/14).

При наличии на векселе в ряду последовательных индоссаментов одного или нескольких зачеркнутых индоссаментов, законным векселедержателем является лицо, на имя которого совершен последний перед зачеркнутым индоссамент. Зачеркнутый индоссамент в этом случае во внимание не принимается. Если последний индоссамент является бланковым (т.е. не содержит указания лица, которому передан вексель), то в качестве законного векселедержателя рассматривается лицо, у которого вексель фактически находится. Данное лицо вправе осуществлять все права по векселю, в том числе право требовать платежа по векселю, а также право передавать права по векселю другим лицам (п.9 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 04.12.2000 г. N 33/14).

До настоящего времени достаточно дискуссионным являлся вопрос о возможности осуществления прав по векселю (в частности, права на получение платежа по векселю) лицом, получившим этот вексель без совершения индоссамента. Имеются в виду ситуации, когда обстоятельства приобретения векселя исключали возможность совершения индоссамента предыдущим векселедержателем (например, когда при обращении взыскания на имущество предыдущего векселедержателя принадлежащий ему вексель продается с публичных торгов). При этом была высказана точка зрения, согласно которой вексель не может быть продан с торгов (как следствие, он не может быть предметом залога, на него не может быть обращено взыскание и т.п.), поскольку в этом случае права приобретателя векселя не будут основаны на непрерывном ряде индоссаментов. Однако в настоящее время в п.10 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 04.12.2000 г. N 33/14 даны следующие разъяснения по данному вопросу:

"При переходе прав по векселю в составе наследственной массы, в составе имущества предприятия при его продаже как комплекса, при переходе прав к другому юридическому лицу при реорганизации юридического лица-векселедержателя, при принудительной продаже векселя с публичных торгов векселедержатель, заявляющий требований по векселю, должен представить соответствующие доказательства перехода этих прав. В указанных случаях отсутствие на векселе отметки в форме индоссамента о переходе прав само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении требования векселедержателя при условии, что им будут представлены доказательства того, что вексель перешел к нему на законных основаниях".

При решении вопроса о непрерывности ряда индоссаментов на векселе необходимо также учитывать следующие положения:

- в соответствии со ст.7, 77 Положения если на векселе имеются подписи лиц, неспособных обязываться по векселю, подписи подложные или подписи вымышленных лиц либо те подписи, которые по всякому иному основанию не могут обязывать тех лиц, которые их поставили, или от имени которых вексель подписан, то подписи других лиц не теряют силы. Поэтому подписи индоссантов, которые не могут обязывать тех лиц, от имени которых они поставлены, не прерывают ряда индоссаментов (п.12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 04.12.2000 г. N 33/14);

- признание судом недействительными сделок, на основании которых вексель был выдан или передан, не влечет недействительности самого векселя и не прерывает ряда индоссаментов. Последствием такого признания является применение общих последствий недействительности сделки непосредственно между ее сторонами (п.13 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 04.12.2000 г. N 33/14).

По общему правилу посредством индоссамента могут быть переданы права по любому векселю. Вместе с тем, необходимо внимательно изучать текст на лицевой стороне векселя. Если векселедатель выдал вексель с оговоркой "не приказу" либо иной равнозначной оговоркой (например, "платите только такому-то лицу", "платите такому-то, но не его приказу", "без права индоссирования", "передача в общегражданском порядке" и т.п.), права по такому векселю могут быть переданы только с соблюдением правил, установленных для уступки права требования (п.8 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 04.12.2000 г. N 33/14). Это означает, что:

во-первых, для передачи прав по векселю необходимо, руководствуясь ст.382-389 ГК РФ, заключить договор об уступке права требования. Кроме того, уступка требования может быть оформлена на самом векселе либо на добавочном листе к нему. Путем совершения одной только передаточной надписи (индоссамента) права по такому векселю передать нельзя.

Если уступка права требования по векселю оформляется с путем составления отдельного документа (договора, соглашения и т.п.), в нем необходимо индивидуализировать вексель, права по которому являются предметом уступки, в противном случае, уступка не может считаться состоявшейся, как не содержащая условия о своем предмете (п.8 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 04.12.2000 г. N 33/14). Отметим, что указанные разъяснения отражают общий подход судебных органов к оценке договоров об уступке права требования. Так, согласно существующей в настоящее время судебной практике договоры об уступке права требования должны признаваться недействительными, если в них не указано прямо, какие именно права требования передаются новому кредитору (цессионарию). Кроме того, если уступка права требования по векселю оформлена не на самом векселе или добавочном листе к нему, то векселедержатель, для подтверждения своих прав на получение платежа по векселю должен представить письменные доказательства совершения уступки права требования, иначе в удовлетворении его требований об оплате векселя судом будет отказано (п.8 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 04.12.2000 г. N 33/14);

во-вторых, лицо, передавшее права по векселю на основании договора цессии (первоначальный кредитор), несет ответственность перед векселедержателем лишь за недействительность векселя. За сам платеж он не отвечает. Напротив, если права по векселю передаются по индоссаменту (при отсутствии оговорки типа "не приказу" или аналогичной оговорки), то индоссант (тот, кто передал вексель) несет перед векселедержателем ответственность как за недействительность векселя, так и за платеж. Это означает, что векселедержатель, не получивший исполнение по векселю от плательщика, вправе в порядке регресса потребовать осуществления платежа от индоссанта. При обычной цессии, как уже было отмечено выше, векселедержатель такой возможности лишен.