Смекни!
smekni.com

Банкротство юридического лица как способ его ликвидации (стр. 2 из 19)

Однако по истечении небольшого промежутка времени, законодатель пришел к выводу о необходимости пересмотра действовавшего устава из-за содержащихся в нем недостатков, результатом чего и явился "Устав о торговой несостоятельности" от 23 июня 1832 года.[6]

Следует отметить, что новый закон заменил собой только первую часть ранее действовавшего устава. Основным нововведением стало разделение института несостоятельности по сословному признаку. Это выразилось в том, что купеческая и мещанская несостоятельность были отнесены к торговой, тогда как несостоятельность лиц дворянского сословия была отнесена к неторговой. Данное положение было отменено законодателем лишь в 1846 году. На основании этой отмены был введен единый порядок конкурсного производства для всех лиц, занимающихся торговлей, несмотря на их сословие.

Революции 1917 года внесли кардинальные коррективы в законотворческий процесс. Основные преобразования происходили в области государственного права. Тем не менее, даже в реформировании правоотношений, регулируемых государственным правом, находили отражение вопросы несостоятельности. Так, например, в положении о выборах в Учредительное собрание указывалось, что "права участия в выборах лишаются:... 3) несостоятельные должники, признанные на основании вступивших в законную силу судебных определений банкротами злонамеренными, - до истечения трех лет по таковом признании.[7] Переход к новой экономической политике (НЭП) потребовал существенного изменения законодательства.

В 1922 году был принят Гражданский кодекс (ГК), в 1923 году Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК), в 1927 году в него были введены главы, предназначенные для регулирования вопросов несостоятельности. Все эти нормативные акты были разработаны весьма качественно и высокопрофессионально. Так, например, в главах 37-39 ГПК очень тщательно регламентировалось конкурсное производство, определялись специальные условия признания недействительности сделок, указаны правила зачета взаимных требований, устанавливалась возможность отказа управляющего от исполнения неисполненных договоров. И, что вызывает в настоящее время наибольший интерес, был предусмотрен механизм реабилитации предприятий (особое управление) - своего рода прообраз современного внешнего управления. Конечно, в ГПК 1927 имелись недочеты (например, особое управление неприменимо к государственным и кооперативным организациям, а мировые сделки, наоборот, применимы только к ним.)

Со свертыванием НЭПа применение института несостоятельности на практике прекратилось, соответствующие разделы были исключены из кодексов, а также из учебников по гражданскому праву и процессу "как не имеющие практической значимости".[8] Советское гражданское право отказалось от регулирования отношений, связанных с несостоятельностью, поскольку существование этого института совершенно несовместимо с монополией государственной собственности и господством плановых начал в экономике. В результате на протяжении десятилетий функционировали многие убыточные предприятия, поддерживаемые за счет государственного финансирования и периодического списания долгов. Отсутствие в законодательстве института банкротства породило неустойчивость кредитных отношений, нездоровое положение в сфере предпринимательства и незащищенность участников гражданского оборота.[9]

С распадом СССР и возрождением рыночных отношений продолжилось развитие законодательства о несостоятельности. Первым документом, подтверждающим внимание государства к данной проблеме, стал Указ Президента РФ от 14 июня 1992 года №623 "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применение к ним специальных процедур". Однако на практике этот указ имел весьма ограниченное применение из-за содержавшихся в нем неточностей и ошибок. Указ определил срок его действия: с момента опубликования до принятия закона "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", который вступил в силу с 19 ноября 1992 года. Со временем практика применения выявила существенные недостатки этого нормативного акта. Однако он имел и положительный эффект. Появилась принципиальная возможность признания банкротом нерентабельных хозяйствующих субъектов.

Однако уже в 1998 году Государственной Думой был принят новый Закон о несостоятельности (банкротстве).

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" был введен в действие на территории Российской Федерации с 1 марта 1998 года.

Он значительно отличался от действовавшего ранее Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" и включал в себя целый ряд положений, являющихся новыми для российского законодательства.

Как уже было сказано, наступивший с принятием нового Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 26.10.2002 г.новый этап развития правового регулирования соответствующих отношений может быть охарактеризован как продолжение и развитие реформы законодательства о несостоятельности, начатой в 1998 году.


1.2 Институт несостоятельности и на современном этапе

Современная наука исходит из того, что несостоятельность (банкротство) является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики[10].

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Рыночная экономика и предпринимательская деятельность не могут эффективно функционировать при отсутствии законодательства, охраняющего экономический (гражданский) оборот от последствий неэффективной работы его участников, проявляющейся в неисполнении ими принятых на себя обязательств, когда такое неисполнение приобретает стойкий, систематический характер[11].

По словам С.Э. Жилинского, "несостоятельность (банкротство) представляет собой неизбежный и объективно обусловленный результат функционирования рыночных отношений. Часто лишь от случая зависит, что несостоятельным (банкротом) в данный момент оказывается именно этот, а не какой-то другой предприниматель"[12].

Ряд авторов утверждают, что "развитие рыночных отношений в России поставило на повестку вопрос о возрождении институтов права, регулирующих предпринимательскую деятельность, одним из таких институтов является процедура банкротства"[13], тем самым указывая на тесную связь рынка, рыночных отношений и института несостоятельности.

Анализируя место института несостоятельности (банкротства) в рыночной экономике, В.А. Семеусов отмечает: "Банкротство - один из инструментов оздоровления промышленности, ее структурной перестройки, а посему, если определенное предприятие не вписывается в рыночную экономику, то оно должно быть подвергнуто цивилизованной процедуре ликвидации"[14].

Высказываются и иные точки зрения, а именно: "Институт несостоятельности служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства, как регулятора рынка"[15].

В.Г. Юдин делает акцент на том, что институт несостоятельности "является важнейшим фактором надежного экономического развития, гарантии возвратности долгов и укрепления коммерческих отношений"[16].

В.Н. Ткачев определяет необходимость существования института несостоятельности (банкротства) как обязательного атрибута рыночной экономики, исходя из того, что он позволяет "осуществлять структурные преобразования и создает условия для перераспределения капитала от нерентабельных производств в иные сферы экономики"[17].

Следует заметить, что вопрос о месте института несостоятельности (банкротства) в рыночной экономике периодически находит отражение и в работах ученых-экономистов.

Так, с точки зрения Н.М. Розановой, "в любой рыночной экономике время от времени возникает ситуация, когда какая-либо фирма не справляется со своими обязательствами (в первую очередь финансовыми) и вынуждена объявить о своем банкротстве. Динамизм экономических процессов как часть нормального функционирования рыночной экономики требует периодического повторения ситуации банкротства для той или иной фирмы: банкротство устраняет нежизнеспособные элементы рынка и тем самым освобождает дорогу наиболее эффективно действующим субъектам"[18].

Действительно, современная рыночная экономика представляет собой сложную систему взаимоотношений различных субъектов имущественного оборота, так что каждый субъект оказывается втянутым в цепочку контрактов, поэтому трудности одного отражаются на системе в целом. Причем чем большее влияние оказывал хозяйствующий субъект в прошлом, тем в большей степени его уход с рынка повлияет на дальнейшее развитие экономики.

Несостоятельность способна поразить все хозяйство и как следствие - все общество в целом, что представляет самую большую опасность для рыночной экономики.

Несостоятельными (банкротами) оказываются все: и государство, и коммерческие, и некоммерческие организации, и граждане. Сохраняются лишь редкие, пока еще успешно функционирующие, но находящиеся под постоянной угрозой упадка хозяйствующие субъекты, своего рода "оазисы благополучия, не делающие, однако, погоды в экономике в целом. Ведь экономика - сложнейшая система, все элементы которой постоянно взаимодействуют. И выход из строя даже одного из ее первичных элементов, того же хозяйствующего субъекта, вызывает далеко расходящуюся волну негативных последствий: у других хозяйствующих субъектов, с которым он связан деловыми отношениями, у последних - с их партнерами; не поступают предусмотренные налоги и иные платежи в бюджеты различных уровней, и так до бесконечности"[19].