Смекни!
smekni.com

Фондовый рынок в России (стр. 1 из 8)

1.Понятие фондового рынка.

Фондовый рынок является составной частью рынка ценных бумаг, — это рынок, на котором торгуют специфическим това­ром — финансовыми ценными бумагами. Их ценность, или стои­мость, определяется реальными активами, стоящими за этими бу­магами. Документ о правах и обязанностях должника и кредитора (инвестора) становится ценной бумагой, если его форма утверж­дена государственной (или другой уполномоченной) организаци­ей: Министерством финансов, Центральным банком России, Фе­деральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), Федераль­ной службой по финансовым рынкам (ФСФР образована в марте 2004 года и поглотила ФКЦБ) и т. д.

В бытовой ситуации возврат долга мы пытаемся гарантиро­вать простой распиской, составленной в произвольной форме, может быть, на кухне за чашкой кофе без подписи свидетелей или нотариуса. Мы надеемся на порядочность нашего контрагента, обычно хорошего знакомого. Такой документ составляется, если сумма не слишком велика и ее потеря не приведет к серьезным последствиям. При заимствовании большой суммы обычно при­бегают к услугам нотариуса, который заверяет расписку, а сама расписка составляется с соблюдением некоторых норм. Пока суммы небольшие и пока между участниками сделки существует полное согласие, никаких проблем с распиской не возникает. Но если отношения портятся и приходится решать вопрос через судебные инстанции, то всплывает масса трудностей. Для того, кто дал деньги в долг, расписка является очень «ценной бумагой», и в суде истец будет подчеркивать, что в этой бумаге содержатся обязательства, исполнение которых он требует. По-своему, истец прав. Но при судебном разбирательстве ответственность по обяза­тельствам, содержащимся в расписке, будет определяться статья-' ми закона, а не просто разумными соображениями. Юридический статус простой расписки, да еще составленной в произвольной форме, не слишком велик. В суде можно решить только те во­просы, которые описаны юридически. Поэтому форму типовых долговых обязательств, которые часто встречаются в деловых от­ношениях, утверждают государственные органы, а обязательства описаны законодательно. Такие документы попадают в разряд ценных бумаг. Если ценная бумага затрагивает небольшое число лиц, то ее регистрация проводится по упрощенной схеме. Если же с ценной бумагой работает большое число юридических или физических лиц, то выпуск бумаги проходит под пристальным контролем со стороны государства. Так, если российское пред­приятие выпускает менее 500 облигаций, то регистрация выпуска проводится быстро и с минимальными затратами.

Приведем пример возникновения серьезных проблем в меж­дународном масштабе, связанных с отсутствием необходимых за­конодательных постановлений.

В западных странах с давних времен широко используются форвардные сделки, то есть договора купли/продажи с поставкой товара и расчетами на определенную дату в будущем. С перехо­дом России на рыночные отношения такие сделки стали практи­коваться и в нашей стране. В частности, иностранные инвесторы при вводе средств в Россию заключали с каким-либо российским банком форвардный договор о том, что через шесть месяцев банк поменяет инвестору российские рубли на американские доллары по заранее оговоренному в договоре курсу. На Западе форвард­ные контракты разрабатываются и продаются на биржах. Неко­торое время такие договора прекрасно работали к удовольствию российских банков и иностранных инвесторов. Но в российском законодательстве такие операции описаны не были.

Первыми почувствовали проблему бухгалтеры, потому что им было непонятно, куда записывать средства, проходящие по форвардным контрактам. Как составлять отчет для налоговой ин­спекции? Через некоторое время появилось несколько инструкций Министерства финансов, разъясняющих порядок регистрации сделок в бухгалтерской отчетности. Бухгалтерам посоветовали биржевые контракты приравнивать к облигациям. Бухгалтер успокоились, поскольку у них появилась инструкция, которую можно предъявить налоговой инспекции.

Вторыми почувствовали проблему западные инвесторы. В - первые же дни дефолта 1998 года они бросились выводить сред­ства из России. Но курс рубля по отношению к доллару так силь­но упал, что обмен по курсу, указанному в форвардном контракте, стал для банков абсолютно невозможным. И они дружно объявили, что форвардная сделка не имеет юридической силы, потому что ни в одном российском законе она не упоминается. Такой контракт — просто пари, то есть спор о возможном значении курса доллара. Суды отказывались рассматривать иски по сделкам, о которых нет упоминания в законодательстве. В результате иностранные инвесторы, как и все граждане России, понесли большие потери. Таким образом, во избежание серьезных недоразумений в деловых отношениях следует использовать формы договоров и других документов, в том числе долговых обязательств, которые описаны в законодательстве.

Понятие ценной бумаги довольно расплывчато, термин в раз­ных источниках (законах, книгах, статьях, биржевых бюллетенях) может подразумевать разные документы. Так, в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» дается определение и правила обращения с эмиссионными ценными бумагами, затрагивающи­ми интересы большого числа инвесторов. При разбирательстве в суде обладатель таких бумаг защищен указанным законом. Но есть неэмиссионные ценные бумаги, их юридический статус совсем другой. В экономике говорят о «производных ценных бумагах»: к ним относятся разрабатываемые на биржах фью­черсные и опционные контракты. Фьючерсный контракт — это разновидность форвардного контракта, пример которого описан выше, только разрабатывается он на бирже, которая и определяет правила работы с такими стандартными договорами. Стандартный договор, который можно купить или продать, очень сильно напоминает ценную бумагу. Вопрос — какую из них? Это очень важно с юридической точки зрения при возникновении спорных вопросов. Именно с этой юридической проблемой во время де­фолта столкнулись нерезиденты, в странах которых форвардные сделки прописаны в законодательстве, а фьючерсные контракты относятся к производным, или вторичным, ценным бумагам. В настоящее время эти сделки имеют правовую основу и в нашей стране. Но в российском законодательстве вторичные виды цен­ных бумаг отсутствуют до сих пор.

1.1 История биржевой торговли

Торговые площадки, которые с некоторого времени стали называть биржами, существовали и четыре тысячи лет назад. Можно найти упоминания о том, что еще во II веке до нашей эры куп­им Древнего Рима регулярно собирались в определенном месте для заключения сделок, выяснения цен и обмена информацией. На таких собраниях складывались определенные нормы заключе­ния сделок, постепенно увеличивалось количество услуг, которые предоставляет торговая площадка.

Принято считать, что первые биржи в современном понима­нии этого слова зарождались в Италии в эпоху раннего Возрожде­ния (XIII век). Место собраний торговцев называли по-разному: в Лионе это была «площадь обменов», в ганзейских городах — «купеческая гильдия», в Барселоне — «лохия». На последней в 1393 году, как описывает очевидец, между группами торговцев сновали маклеры, в задачу которых входили посреднические функции. Купцы обращались к администрации города с просьбой выделить им здание для ведения торговых переговоров, потому что им неудобно собираться на улице в непогоду. Именно такие здания для переговоров стали называть биржами. Практически столетие эта биржа оставалась в России единственной: российские купцы не были готовы к этому западному новшеству, а попытка Петра I ввести его в России политичекими методами не увенчалась особым успехом. Биржа много раз переезжала из одного здания в другое. Одно из специально строившихся зданий было признано неудачным и снесено до завершения строительства. И только в 1816 году вступило в действие здание биржи, ставшее украшением города (архитектор Тома де Томон).

Московская биржа была учреждена в 1789 году декретом Екатерины II «Об утверждении плана построения Гостиного двора с биржей при нем». Практическая деятельность Московской бир­жи началась только после Отечественной войны 1812года. В 1796 году была основана Одесская биржа. До реформы 1861 года было создано еще несколько бирж: Рыбинская, Варшавская и Нижего­родская. С реформой связан экономический подъем, который сопровождался образованием бирж практически во всех крупных городах России. До 1913 года в России было открыто около 100 бирж.

Первая мировая война и революция 1917 года явно не способствовали развитию биржевой торговли. Политика «военного коммунизма», проводимая в первые годы после революции, была Несовместима с самим понятием биржевой деятельности. Биржи в России исчезли. Но в конце 1921 года в связи с введением новой экономической политики» биржи возродились из пепла и были объявлены общественными организациями. Все органы биржи стали выборными, как и командный состав в армии. Советская биржа периода нэпа способствовала возрождению торговли и созданию организованного рынка. Но в 1930 году Советская власть объявила о монополизации торговли государством. Все биржи были закрыты в один день. В течение шестидесяти последующих лет слова «биржевик» и «спекулянт» были ругательными, а те, кто пытался заниматься подобной деятельностью, преследовались по закону.

1.2 Становление фондового рынка в России

Перестройка породила в России новый этап развития биржевой деятельности. Рыночные отношения были объявлены единственно правильными. Первой в мае 1990 года была создана Мо-сковская товарная биржа. В 1991 году в России опять появилось более ста бирж. Это число составляло примерно половину отсуществующих во всем мире.

Понятно, что за вывеской часто ниче­го не было. На биржу допускали всех желающих, инфраструктура и правила торговли отсутствовали полностью. Биржи работали всего по часу в день, а торговали на них первым попавшимся то­варом. Привезут фуру с яйцами, и слава Богу. Ваучеры на ВДНХ, где арендовали помещения новоиспеченные биржи, привозили из Сибири мешками. Известен случай, когда изумленному поку­пателю подвезли купленные им акции с мелким номиналом на двух грузовиках. Тем не менее объем торговли по сравнению с западными биржами был просто нулевым. Процветала «уличная торговля» ценными бумагами. Парни с чемоданом денег и, на всякий пожарный случай, с дубинкой скупали ваучеры и акции у работников предприятий. Таким образом в провинциальном го­роде можно было скупить 2% акций компании «Лукойл». Конеч­но, это не контрольный пакет, но сравнимо с объемом, который в настоящее время вращается на ММВБ. Как грибы, плодились акционерные общества. Население, поддавшееся рекламе и не имеющее представления ни о рыночных отношениях, ни о фон­довом рынке, меняло ваучеры на акции структур, которые через короткое время благополучно исчезали в неизвестном направле­нии. Торжественно объявляли о своем открытии «управляющие компании», собиравшие средства населения в собственный сейф. «Ценной» могли объявить любую бумагу. Всем памятна компа­ния «МММ», неожиданно исчезнувшая вместе с сейфом, наби­тым средствами одураченных вкладчиков. Установка политиков, что рынок сам отрегулирует экономические отношения и быстро приведет к процветанию страны и ее населения, обернулась ла­виной афер. Там, где искренне пытались организовать аналог за­падного биржевого рынка, тоже мало что получалось. Отсутствие инфраструктуры, опыта и элементарной законодательной базы приводило к краху всех начинаний. К 1998 году возник фондовый рынок: торговали государственными облигациями, векселями предприятий и финансовых организаций, акциями, фьючерсными контрактами. Облигации ГКО приносили финансовым компани­ям баснословные доходы. На основе этого финансовые компании выпускали высокодоходные векселя. Предприятия, сдавая такие векселя в налоговую инспекцию, значительно снижали свои на­логовые выплаты. Вексель стал широко использоваться как пла­тежное средство. У национальной валюты появился серьезный конкурент. Наконец пирамида ГКО, созданная государством, не выдержала экспоненциального роста внутренней задолженно­сти и рухнула. В августе 1998 года государство объявило о не­способности расплатиться по своим долгам. Это явление назвали красивым иностранным словом «дефолт». Результаты дефолта оказались покруче всех вместе взятых «МММ». Если пресловутая «Властелина» затронула совсем крошечную часть населения, то обвал государственного рынка ГКО коснулся каждого жителя страны. Рубль рухнул, цены вознеслись. Финансовые компании и банки, имевшие в активе несметное количество ГКО, оказались неплатежеспособными. Выжили только те, кто вовремя избавил­ся от государственных облигаций.