Смекни!
smekni.com

Гражданские права (стр. 3 из 4)

Особенность правового положения комиссионера определяет выделение в комиссионном обязательстве двух видов правоотношений – внешних и внутренних.

Во внешнем правоотношении комиссионер взаимодействует с третьим лицом, совершая сделку от своего имени и приобретая права и обязанности для себя. Участие комитента в сделке не влияет на их взаимоотношения. Он может быть назван в сделке либо вступить в отношения с третьим лицом в процессе ее исполнения. В любом случае комиссионер является стороной по сделке, совершенной им для комитента.

В отличие от внешних внутренние правоотношения складываются между комитентом и комиссионером, их сущность составляют отношения представительства. В теории гражданского права под представительством понимается совершение сделок одним лицом за счет и в интересах другого лица.

Представительство может быть открытым и скрытым (так называемым косвенным). Открытое представительство возникает по договору поручения, когда поверенный действует от имени доверителя и в его интересах. Договор комиссии порождает отношения скрытого представительства, так как комиссионер заключает сделки в интересах комитента, но от своего имени.

Тем самым договор комиссии имеет много общего с договором поручения, что обусловливает необходимость их разграничения. Основным отличительным признаком договора комиссии, как отмечалось, является совершение сделок комиссионером от своего имени, в то время как поверенный всегда действует от имени доверителя.

Предмет договора комиссии определен уже, чем в договоре поручения. Комиссионер обязан заключить одну или несколько сделок, на поверенного же возлагается обязанность по совершению определенных юридических действий, среди которых могут быть и сделки.

Возмездность является необходимым признаком договора комиссии, в то время как договор поручения может быть безвозмездным и возмездным.

Комиссионеру, в (отличие от поверенного при возмездном договоре) в обеспечение своих требований по договору комиссии (о выплате вознаграждения, возмещении понесенных расходов и др.) предоставляется в соответствии со ст. 359 ГК право удерживать вещи, подлежащие передаче комитенту, до исполнения последним своих обязанностей по договору.

Личное исполнение договора необязательно для комиссионера. Он может привлечь к исполнению обязательства третье лицо путем заключения с ним договора субкомиссии. В договоре субкомиссии комиссионер выступает в качестве комитента, приобретая соответственно все его права и обязанности.

В целях защиты комиссионера в п. 2 ст. 994 ГК устанавливается запрет для комитента вступать в непосредственные отношения с субкомиссионером, так как, имея с последним прямой контакт, комитент может отказаться от договора с комиссионером, не нуждаясь более в его услугах. Данный запрет действует только до прекращения договора комиссии. В последующем комитент вправе обращаться за услугами к субкомиссионеру.

В гл. 51 ГК не выделены разновидности договора комиссии. Но законодатель допускает их существование, устанавливая в п. 3 ст. 990 ГК, что особенности отдельных видов договора комиссии могут быть предусмотрены законом и иными правовыми актами.

Сторонами в договоре комиссии выступают комитент и комиссионер. Комитентом именуется лицо, в интересах и за счет которого совершается сделка. Комиссионер – лицо, совершающее сделку от собственного имени, но в интересах комитента. Участниками договора могут быть все субъекты гражданского права. В качестве комиссионера выступают, как правило, предприниматели. Граждане, нуждающиеся в услугах комиссионера для удовлетворения личных, бытовых нужд, пользуются преимущественно услугами специализированных комиссионных магазинов.

Предметом договора комиссии является совершение комиссионером одной или нескольких сделок, т.е. услуги юридического характера. Следует отметить, что по договору на комиссионера может возлагаться обязанность по выполнению фактических услуг, связанных с исполнением сделки (хранение, транспортировка, выставление на продажу и др.). Но они выступают в качестве дополнительных, так как цель договора состоит в совершении именно юридических действий. Правовая природа сделок во исполнение договора комиссии может быть различной, но преимущественно заключаются договоры купли-продажи.

В соответствии с принципом свободы договора стороны наделяются широкими возможностями по формированию условий договора комиссии. В нем может быть указан срок, в течение которого комиссионер обязан действовать в интересах комитента; в противном случае договор будет считаться заключенным на неопределенный срок.

В сфере предпринимательской деятельности особое значение приобретает условие, касающееся территории исполнения договора. Если комитент заинтересован в продвижении своего товара на конкретном рынке, то в договоре допускается определение территории, на которой комиссионеру следует осуществлять свою деятельность. На комитента может быть возложена обязанность не предоставлять третьим лицам право совершать сделки, заключение которых поручено комиссионеру. При этом комиссионер получает исключительное право реализации товара комитента, устраняя тем самым возможную конкуренцию. Стороны могут оговорить в договоре и ассортимент товаров, являющихся предметом комиссии.

В законе отсутствует прямое указание о форме договора комиссии, поэтому на него распространяются общие положения о форме сделки (ст. 158–165 ГК) и форме договора (ст. 434 ГК).

Согласно п. 9 Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами прием имущества на комиссию оформляется путем составления документа: договора комиссии, квитанции, накладной и др.

Основной обязанностью комиссионера является исполнение им поручения комитента. Оно заключается в действиях комиссионера по совершению сделки. В ч. 1 ст. 992 ГК закрепляются критерии надлежащего исполнения комиссионером своих обязанностей: соответствие действий комиссионера указаниям комитента и совершение сделки на наиболее выгодных для комитента условиях.

Содержание указаний комитента составляют условия сделки, заключение которой поручается комиссионеру: о сроке, цене товара, порядке оплаты и др. Степень конкретизации указаний может быть различна. Как правило, указания лишь очерчивают границы возможного поведения комиссионера, так как предполагается, что последний, обладая специальными знаниями, способен в должной мере соблюсти интересы комитента. Так, цена товара по заключаемой комиссионером сделке может устанавливаться путем определения ее верхнего и (или) нижнего предела.

Несмотря на важность указаний комитента для исполнения комиссионного поручения, их наличие необязательно. Отсутствие указаний можно рассматривать как предоставление комиссионеру полной свободы действий. В этом случае комиссионер должен руководствоваться обычаями делового оборота (ст. 5 ГК), если сделка совершается в сфере предпринимательской деятельности, либо обычно предъявляемыми требованиями.

Под обязанностью комиссионера исполнить поручение на наиболее выгодных для комитента условиях следует понимать совершение им сделки на таких условиях, которые более выгодны для комитента, чем им самим определенные. Так, если комитент установил цену продаваемого товара ниже среднерыночной цены, а комиссионер продал его по среднерыночной цене, то следует считать сделку совершенной на наиболее выгодных условиях.

В качестве стимула для комиссионера выступает возможность поделить с комитентом поровну дополнительную выгоду, полученную от совершения сделки на более выгодных условиях (ч. 2 ст. 992 ГК). При этом очевидно, что речь идет о получении выгоды непосредственно в денежном выражении, в частности, при продаже товара по цене выше, чем установлена комитентом.

Отступление от указаний комитента, по общему правилу, допускается лишь с его предварительного разрешения. Комиссионер обязан запросить у комитента согласие на заключение сделки на иных условиях, чем те, которые определены в договоре комиссии.»[3]

Задача

Шуровой на праве общей собственности принадлежала 1/2 доля дома, Воронову - 1/4 и Коневу - 1/4. Шурова обратилась в суд с иском к Воро­нову и Коневу о признании права собственности на 2/3 доли дома, ссыла­ясь на то, что она произвела необходимый капитальный ремонт дома, в результате которого стоимость дома возросла на 50 %. Возражая против иска, Воронов и Конев заявили, что ремонт произведен без их согласия, поэтому Шурова не вправе требовать не только изменения доли в общей собственности, но и возмещения понесенных ею расходов.

Какое решение должен вынести суд?

Согласно п.1 ст.244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Судя по условию задачи, общая собственность на имущество является долевой.

Согласно п.3 ст.245 участник долевой собственности, осуществивший за свой счет с соблюдением установленного порядка использования общего имущества неотделимые улучшения этого имущества, имеет право на соответствующее увеличение своей доли в праве на общее имущество.

В ГК РФ отсутствует статья, непосредственно устанавливающая порядок использования общего имущества. Но есть ст.247 (владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности). И в данном случае можно применить ст.247 согласно ст. 6 ГК РФ (аналогия закона).

В п.1 ст.247 ГК РФ указано, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех её участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемым судом. Издержки по содержанию дома (в данном случае капитальный ремонт), являются составной частью владения и пользования им и соответственно расходы на капитальный ремонт должны проводиться по соглашению всех её участников или по суду. Т.к. соглашения всех участников долевой собственности не было, и не был соблюден установленный порядок использования общего имущества, то Шурова не вправе рассчитывать на увеличение своей доли в праве на общее имущество.