Смекни!
smekni.com

Характерные черты современного расселения мира (стр. 3 из 8)

То, что "мягкие" средства управления исчерпали себя, говорит о том, что Евроатлантическая система находится в кризисе. Управляющие структуры не могут найти решения, дающие возможность сохранения отношений США - Европа в прежнем виде. Таким образом, наблюдаемые события 1999 года являются пыткой США укрепить свои зоны влияния в качестве реакции на явные признаки раскола в североатлантическом сообществе.

Еще одним фактором, вызывающим силу противодействия "централизующим" попыткам США является внутренняя структура властных центров в самой заокеанской стране. Очевидно, что в случае, если военно-политическому блоку, связанному с действующей администрацией США удастся серьезно укрепить свои позиции в Европе, он получит стратегическое преимущество перед другими властными центрами внутри страны, какими бы они ни были.

На формальном уровне можно выразиться так: "жесткость" связей имеет свойство распространяться на другие звенья системы, т.е. если США хотят иметь "жесткий" контроль в Европе, они получают развитие "жестких" управляющих связей в своей стране. Иллюстрацией может служить тот факт, что сейчас конгрессмены США больше озабочены усилением позиции американских военных в политике, чем проблемой косовских беженцев. Диктат, применяемый в одном случае, может стать правилом.

Вышесказанное в еще большей степени относиться к Европейскому сообществу, которое пока является фрагментом все более "ужесточающейся" североатлантической системы. Если США строят систему контроля над нефтеносным Ближним Востоком опираясь на Европу в качестве плацдарма, они неизбежно должны ограничивать вариативность действий своих союзников.

Вывод достаточно очевиден: и Европе и США в случае реализации сценария 3.в придется, в значительной степени, урезать демократические права, подчинить политические структуры западных стран целям поддержания конструкции межатлантического управления.

Рассмотренные варианты геополитического устройства мира: монополюсная система с центром в США, многополюсная система, возможная как результат формирования сильного Евразийского центра и существовавшая до 1985 года биполярная система Запад-Восток являются несовместимыми альтернативами, каждая из которых может обеспечивать равновесие в среднесрочной перспективе.

В качестве долговременного прогноза более вероятной представляется трехполюсная система США-Евразийский центр-Китай. Данная система дает возможность уравновесить основные властные центры без глубокой трансформации политических образований, существующих в настоящий момент на евразийском континенте.

Таким образом, применение системной методологии и некоторых положений теории кибернетических систем дает возможность выявить основные варианты геополитического устройства мира в следующем столетии и выдвинуть предположения о вероятности каждого варианта, что создает основу для разработки долгосрочного прогноза развития глобальной политической ситуации.

2. Основные факторы размещения населения мира

2.1. Исторические

Исторические факторы при расселении населения имеют (или, по крайней мере, имели ранее) первостепенное значение. Первые мегаполисы появились, по мнению большинства исследователей, около 5000 лет назад в Месопотамии, несколько позже - в Египте, затем - в Индии. Специалисты до сих пор спорят относительно того, возникли ли перечисленные выше древнейшие городские цивилизации независимо друг от друга или же несколько более поздние очаги урбанизации в долине Нила и на Индостане испытали непосредственное воздействие месопотамских традиций. Соответственно в древних мегаполисах развивались ремёсла, к ним были направлены торговые пути, туда стремился народ для обмена, продажи. В конечном итоге это привело к разрастанию как самих мегаполисов, так и численности в них людей, что не может не влиять дальнейшее развитие древних городов.

Первые года на нашей планете были, конечно, не похожи на современные. Потребовались тысячелетия исторического развития, чтобы к XIX веку стали складываться контуры современной сети больших городов. В начале прошлого столетия самым значительным городом мира стал Лондон (865 тыс. жителей); вторым в Европе был Париж (550 тыс.), третьим Неаполь (340 тыс.); за ними шли Петербург (330 тыс.) и Вена (230 тыс.). Между Лондоном и Парижем по величине – находились азиатские города Пекин, Кантон (по 800 тыс. жителей) и Константинополь (570 тыс.)[11].

Концентрация населения в городах, увеличение их роли в жизни общества происходили на протяжении всей истории. Но только с начала XIX века наблюдается значительное усиление этого процесса. С 1800 по 1900 года при общем росте населения Земли в 1,7 раза городское население увеличилось в 4,4 раза, в XX веке – соответственно в 3,7 и 13,3 раза (см. Приложение 1)[12].

Таким образом, говоря о размещении населения и формах расселения, нельзя забывать о всемирном процессе урбанизации.

Урбанизацией называется рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие все более сложных сетей и систем городов. Следовательно, урбанизация представляет исторический процесс повышения роли городов в жизни общества, постепенное преобразование его в преимущественно городское по характеру труда, образу жизни и культуры населения, особенностям размещения производства. Урбанизация – одна из самых важных составных частей социально-экономического развития.

Особенно резкий перелом в динамике городского населения мира, а в более широком плане – в развитии самого процесса урбанизации наступил во второй половине нашего столетия. Он получил название “городской революции”. Прирост численности горожан в мире за 1950 – 2000 г.г, согласно прогнозам демографов ООН, увеличится в 4 раза и сохранит тенденцию к дальнейшему значительному повышению. В первой четверти следующего столетия численность горожан возрастет до 5,1 млрд. человек – на 73%.

Высокие темпы роста городского населения во второй половине XX века связаны с совмещением нескольких факторов. Два из них наиболее значительны. Миграция сельского населения в городе в середине нашего столетия приняла такие масштабы, что ее иногда называют великим переселением народов XX века. Это огромное увеличение миграции в города совпало в развивающихся странах с демографическим “взрывом”, что также способствовало небывалым темпам роста городского населения. В 1991 – 1995 г.г. горожан в мире ежегодно в среднем становилось больше на 61 млн. человек (сельских жителей – на 25 млн.).

В результате сложился единый и вместе с тем весьма дифференцированный городской мир, который утвердился, прежде всего в развитых странах (с 50-х г.г.), а к 2015 г., по оценкам демографов ООН, станет преобладающим и в развивающихся странах.

Правда, в целом на земном шаре сельское население продолжает увеличиваться – с 1,8 до 3,2 млрд. человек в 1950 – 2000 г.г. Но в первой четверти XXI века его численность, видимо, стабилизируется. Рост сельского населения во второй половине XX века происходит исключительно благодаря развивающимся странам, где проживает около 90% сельских жителей мира. В развитых странах сельское население постепенно сокращается – с 366 млн. человек в 1950 г., до 300 млн. в 1990 г.. По прогнозам, оно уменьшится до 280 млн. человек к 2000 г. и до 200 млн. к 2025 г (см. Приложение 2)[13].

Общие черты современной урбанизации для большинства стран.

Первая черта – быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах.

В 1900 г. в городах жило около 14% населения мира, в 1905г. – 29%, а в 1990г. – 45%. В среднем городское население ежегодно увеличивается примерно на 50 млн. человек. К 2000 г. доля горожан может превысила 50%[14].

Вторая черта – населения и хозяйства в основном в больших городах. Это объясняется прежде всего характером производства, усложнение его связей с наукой, образованием. Кроме того, большие города обычно полнее удовлетворяют духовные запросы людей, лучше обеспечивают обилие и разнообразие товаров и услуг, доступ к хранилищам информации.

В начале XX века в мире насчитывалось 360 больших городов, в которых проживало лишь 5% всего населения. В конце 80-х г.г. таких городов было уже 2,5 тыс., а доля их в мировом населении превысила 1/3. К началу XXI века число больших городов достигнет 4 тыс.

Среди больших городов принято особо выделить крупнейшие города миллионеры с населением свыше 1 млн. жителей. Исторически первым городом был Рим во времена Юлия Цезаря.

В начале XX века их было всего 10, в начале 80-х г.г. – более 200, а к концу столетия число их, видимо, превысит 400. В России в 1992г. насчитывалось 13 таких городов. Более 30 “супергородов” мира уже имеют свыше 5 млн. жителей каждый.

Третья черта – “распознание“ города расширение их территорий. Для современной урбанизации особенно характерен переход от компактного города к городским агломерациям - территориальным группировкам городских и сельских поселений. Ядрами крупнейших городских агломераций чаще всего становятся столицы, наиболее важные промышленные и портовые центры.

Крупнейшие городские агломерации сложились вокруг Мехико, Токио, Сан-Паулу и Нью-Йорка: в них проживают по 16-20 млн. человек. В России из нескольких десятков крупных агломераций самая большая - Московская с населением 13,5 млн. человек; она включает около 100 городских и несколько тысяч сельских поселений (см. Приложение 4)[15].