Смекни!
smekni.com

Дезертирство (стр. 4 из 5)

Нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1957 г. о преступлениях против порядка прохождения военной службы впоследствии были воспроизведены в ст. 9 – 11 Закона СССР «Об уголовной ответственности за воинские преступления» 1958 г. (ст. 245 – 247 УК РСФСР).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 декабря 1983 г. была установлена уголовная ответствен­ность лиц офицерского состава, прапорщиков и мичма­нов, а также военнослужащих сверхсрочной службы за самовольное оставление воинской части или места службы продолжительностью не только свыше десяти суток, как было предусмотрено Законом 1958 г., но и менее десяти, но свыше трех суток, совершенное повторно. Кроме того, этот указ установил дифференцированную ответственность для всех категорий военнослужа­щих за самовольное оставление части или места службы продолжительностью до одного месяца и свыше одного месяца.

Таким образом, к моменту введения в действие Уголовного кодекса РФ 1996 г. уголовная ответственность военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Российской Федерации за уклонение от военной службы наступала по ст. 245 – 249 УК РСФСР 1960 г., которые воспроизводили соответствующие нормы Закона СССР 1958 г. «Об уголовной ответственности за воинские преступления» с учетом изменений и дополнений, внесенных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 декабря 1983 г. К рассматриваемой группе воинских преступлений были отнесены: самовольная отлучка (ст. 245 УК РФ), самовольное оставление части или места службы (ст. 246 УК РФ), дезертирство (ст. 247 УК РФ), самовольное оставление части в боевой обстановке (ст. 248 УК РФ) и уклонение от военной службы путем членовредительства или иным способом (ст. 249)[13].

В действующем Уголовном кодексе РФ нормы об уклонениях от военной службы существенно отличаются от со­ответствующих норм прежнего уголовного законодательства. Глава 33 УК РФ отказалась от двух самостоятельных составов преступлений – самовольной отлучки и самовольного оставления части, различающихся только продолжительностью незаконного пребывания виновного вне части, объединив их в одном составе под названием «самовольное оставление части или места службы» (ст. 337 УК РФ). Увеличена продолжительность уго­ловно наказуемого самовольного оставления части или места службы. Состав дезертирства дополнен новыми квалифицирующими признаками. Нововведением УК РФ 1996 года, так же, является возможность освобождения от уголовной ответственности за самовольное оставление части и дезертирство. Им же исключена уголовнаяответственность за отказ от несе­ния обязанностей военной службы.

Кроме того, представленные в дипломной работе материалы судебной практики были подвергнуты научному редактированию, которое было необходимо для включения в неё, только тех судебных актов, которые не потеряли своей актуальности применительно к новому военно-уголовному законодательству.

По статистическим данным кафедры социологии Военного университета, наиболее часто совершаемым видом уклонения от воинской службы является: самовольное оставление части или места службы – 79 %;

- дезертирство – 20 %;

- членовредительство – 1 %.

Наибольшее число уклонений от военной службы совершают военнослужащие первого периода службы (до 6-ти месяцев)- 42 %. Для этого периода службы характерно в основном самовольное оставление части – 86%.

Военнослужащие второго периода (до 12-ти месяцев) в общей структуре уклонений от военной службы второе место, ими совершаются 35 % уклонений, причем чаще самовольное оставление части – 67 % и дезертирство – 33%.

Реже уклонения совершаются военнослужащими, прослужившими до полутора лет – 18 % (для этой категории характерно самовольное оставление части – 79 %, членовредительство – 3 %).

Незначительная часть уклонений от военной службы приходится на долю военнослужащих, четвертого периода службы (до 24 месяцев) – 5 %.

Таким образом, научно-практические исследования, по данному вопросу показали, что данное правонарушение в значительной мере ослабляет боеспособность подразделения, части, корабля, весьма отрицательно влияет на состояние боевой готовности войск и сил флота. Самовольное оставление части или места службы затрудняет комплектование армии и флота личным составом, необходимым для успешного выполнения возложенных на них задач. Поэтому я при написании дипломной работы попытался исследовать проблему самовольного оставления части или места службы и сделать это, начиная с истории развития законодательства в этой области.

2.2.Преступление против порядка пребывания на военной службе –

дезертирство

Объектом указанных преступлений является нормативно установленный порядок состояния на военной службе военнослужащих, проходящих военную службу по призыву либо по контракту. Как составная часть порядка прохождения военной службы (родового объект порядок пребывания на военной службе детально регулируется её реальными законами «О воинской обязанности и военной службе «О статусе военнослужащих», воинскими уставами, положениями, инструкциями и т.п.

К преступным уклонениям от исполнения обязанностей военной службы относятся следующие деяния.

Дезертирство (ст. 338 УК). Статья 338 УК определяет дезертирство как самовольное оставление части или места службы в целях уклоне­ния от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу.

По объекту, объективной стороне и субъекту дезертирство в целом совпадает с рассмотренным составом уклонения, предусмотренного ст. 337 УК, и отличается по субъективной стороне (прямому умыслу и цели). При этом для оконченного состава дезертирства продолжитель­ность незаконного отсутствия военнослужащего в воинской части или в месте службы значения не имеет. При доказанности наличия в со­деянном конструктивного признака целиной службы, оставление части должно быть признано оконченным дезертирством независимо от того, сколько времени военнослужащий находился вне части или места службы. В конкретных случаях лицо может быть задержано спустя несколько часов после оставления части, но его действия при наличии указанной цели образуют состав оконченного дезертирства[14].

Указанная цель уклониться от военной службы может возникнуть у военнослужащего не только перед оставлением части или места службы, но и в процессе совершения самовольного оставления части. В этих случаях менее тяжкое преступление против порядка прохожде­ния военной службы перерастает в более тяжкое, которое должно быть квалифицировано по самому строгому составу — ст. 338 УК (без совокупности двух уклонений).

В ч. 2 ст. 338 УК в качестве признаков квалифицированного со­става предусмотрены дезертирство с оружием, вверенным по службе (штатное вооружение), а также его совершение группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Если дезертирство с оружием, вверенным по службе, содержит признаки его хищения, то содеянное должно оцениваться, кроме ч. 2 ст. 338 УК, и по ст. 226 УК (хищение либо вымогательство оружия, .; боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств). В конкрет­ных случаях дезертирство с оружием может и не содержать признаков его хищения. Например, умысел у военнослужащего на совершение дезертирства возник тогда, когда он с оружием охранял объект за пре­делами территории части либо когда возвращался из командировки и, не имея цели похищения оружия, не бросил его, а решил сохранить и принять меры к его возвращению по принадлежности в воинскую часть. В подобных случаях совершенное дезертирство подпадает под признаки ч. 2 ст. 338 УК, однако содеянное не образует состава хище­ния оружия.

Если при рассматриваемом уклонении военнослужащий уносит оружие, которое не было вверено ему по службе, то его действия не могут быть квалифицированы по ч. 2 ст. 338 УК по признаку дезер­тирства с оружием. Противоправное завладение оружием при совер­шении дезертирства в зависимости от конкретных обстоятельств может быть самостоятельно квалифицировано как хищение и неза­конное хранение оружия (ст. 226 и 222 УК).

Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симу­ляции болезни или иными способами (ст. 339 УК). Указанная статья предусматривает уголовную ответственность за временное или полное уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем при­чинения вреда своему здоровью (членовредительства), симуляции болезни, подлога документов или иного обмана. Характерная особен­ность этих способов уклонения от военной службы состоит в том, что виновные достигают своей цели незаконного освобождения от испол­нения обязанностей военной службы, как правило, с разрешения со­ответствующих начальников. Внешне такое освобождение происходит на легальном основании, а в действительности является фиктивным, основанным на обмане.

С объективной стороны для состава рассматриваемого преступле­ния обязательно необходимо наличие, во-первых, хотя бы одного из указанных в норме обманных способов с целью уклонения от испол­нения обязанностей военной службы и, во-вторых, постоянное или временное фактическое уклонение от исполнения этих обязанностей. Формы уклонения перечислены в диспозиции статьи.

С субъективной стороны уклонение от обязанностей военной службы указанными в ст. 339 УК способами характеризуется тем, что совершается умышленно, с прямым умыслом. Необходимым призна­ком субъективной стороны преступления является наличие цели вре­менного (в ч. 1) или полного (постоянного) уклонения от исполнения обязанностей военной службы (ч. 2).

Субъектами рассматриваемого преступления могут быть военно­служащие, проходящие военную службу по призыву и по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения военных сборов.