Смекни!
smekni.com

Детектор лжи и его практическое применение в следственно-судебной практике (стр. 3 из 3)

По сведениям "Интерфакса", в 2001 - 2004 гг. в Республике Беларусь было проведено 2722 полиграфных опроса по 1453 фактам, получена информация о причастности к проверяемым преступлениям 595 лиц, что способствовало раскрытию 374 преступлений (в том числе 136 убийств, 3 покушений на убийство, 32 тяжких телесных повреждений, большинство из которых повлекли смерть), раскрыт ряд преступлений против собственности, в результате чего возмещен материальный ущерб на сумму более 100 млн. руб., выявлено дополнительно 86 преступлений.

В Латвии полиграфные экспертизы по уголовным и гражданским делам проводятся с 1998 г., их результаты используются судами как доказательства, в том числе и Верховным Судом Республики Латвии.

Не отстает и отечественная практика: сегодня следователи, принимая во внимание эффективность использования полиграфа при раскрытии преступлений не только как средства, снижающего трудоемкость проверки следственных версий, но и в качестве дополнительного способа защиты прав и интересов законопослушных граждан, стали использовать помощь специалистов-полиграфологов при расследовании уголовных дел путем назначения психофизиологической экспертизы по уголовным делам.

Активизация борьбы с преступностью, равно как и защита интересов законопослушных граждан, вовлекаемых в уголовное судопроизводство, на фоне снижения ценности доказательственной информации, получаемой в ходе допросов обвиняемых, свидетелей и потерпевших, из-за участившихся случаев изменения ими своих первоначальных показаний обуславливают необходимость своевременного внедрения в следственно-судебную практику новых видов экспертиз.

Производство судебной психофизиологической экспертизы с использованием полиграфа

Назначение и производство судебной психофизиологической экспертизы с использованием полиграфа не противоречит российскому законодательству. Сущность ПФИ заключается в применении полиграфологом специальных знаний из ряда смежных областей науки и техники в целях решения вопросов, поставленных перед ним органом или лицом, такими знаниями не обладающим. Поскольку проверка на полиграфе предполагает применение специальных знаний и проведение соответствующих исследований, по мнению ряда видных российских ученых, есть основания говорить о возможности использования полиграфа в отечественном судопроизводстве в рамках процессуального действия, именуемого экспертизой.

Противники применения полиграфа при расследовании преступлений в качестве одного из аргументов, который, по их мнению, препятствует такому его использованию, отмечают тот факт, что прибор можно обмануть, и указывают на три основных способа.

Первый - испытуемый пытается снизить чувствительность собственных сенсорных анализаторов. Например, выпив спиртное, рассчитывает на следующий день стать слабочувствительным и на предъявляемые стимулы объективно не реагировать.

Второй - подавление всех эмоций. Основной принцип здесь состоит в том, что человек старается отвечать на все вопросы автоматически, не обращая на них серьезного внимания. Он должен сосредоточить внимание на каком-нибудь другом нейтральном предмете или воспоминании из своей жизни.

Третий способ - выпить очень много воды. Тогда все мысли опрашиваемого будут сбиваться на желание поскорее дойти до туалета, поэтому "врать полиграфу" будет проще.

Однако подавляющее количество ученых утверждают, что опытному специалисту, проводящему опрос, все эти методы хорошо известны, как и способы их преодоления.

Хочется отметить, что практике известны случаи (и не единичные), когда преступники, желая избежать наказания за содеянное, например, успешно симулировали различные душевные болезни, обманывая при этом комиссии, состоящие из крупных специалистов в области психиатрии. Но никто не ставит вопрос о необходимости введения запрета на производство судебно-психиатрической экспертизы, хотя и в том и в другом случае вероятности обмана со стороны испытуемого приблизительно сопоставимы.

Первым случаем применения полиграфа в российской следственно-судебной практике в форме психофизиологической экспертизы можно считать проведенную осенью 2001 г. в рамках расследования уголовного дела комплексную судебную психолого-психофизиологическую экспертизу.

9 января 2001 г. военнослужащий А., зная, что в это время в квартире его знакомых в г. Лобня Мытищинского района Московской области находится только двенадцатилетняя С., совместно с Х. проник обманным путем в квартиру. А. начал искать деньги и ценности, а Х., затащив девочку в одну из комнат, удушил ее, используя резинку для волос и отрезанный от обогревателя кабель. После заключения под стражу А. вместе с двумя другими военнослужащими совершил побег с гауптвахты. Московским окружным военным судом заключение экспертов в отношении Х., составленное по результатам комплексной психолого-психофизиологической экспертизы, было оценено в совокупности с другими доказательствами и положено в основу приговора, которым Х. назначено наказание в виде 20 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с конфискацией имущества. При этом в приговоре суда отмечалось, что в соответствии с заключением комплексной судебной психолого-психофизиологической экспертизы при предъявлении Х. среди нейтральных фотографии обогревателя, от которого был отрезан кабель, использовавшийся при удушении С., и кровати, на которой девочка была задушена, получены значимые реакции. Это позволяет сделать вывод о том, что подсудимый присутствовал в квартире в момент убийства С. Поэтому суд отверг его показания о том, что в квартире он не был вовсе и С. не убивал, как не соответствующие установленным в суде обстоятельствам произошедшего.

Приведем другой, не менее убедительный пример успешного использования полиграфа. 18 марта 2005 г. К. совместно с Ф. по телефону пригласил домой М., занимающуюся оказанием сексуальных услуг. После совместного распития спиртных напитков Ф. пошел спать, а К. в ходе внезапно возникшей ссоры нанес удар ножом в грудь М., от чего она скончалась. По этому факту прокуратурой Зеленоградского административного округа возбуждено уголовное дело. В ходе расследования следователем прокуратуры назначена психофизиологическая экспертиза, согласно выводам которой выявлены психофизиологические реакции Ф., свидетельствующие о том, что он удара ножом не наносил, сведения, которыми располагает, получены им на момент события преступления. Экспертиза оценена в совокупности с другими доказательствами и положена в основу приговора Зеленоградского районного суда Москвы, которым К. осужден по ч. 1 ст. 105 УК РФ. Судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда оставила приговор без изменения.

В настоящее время сотрудники прокуратуры и органов МВД России все чаще назначают психофизиологические экспертизы по уголовным делам. Отделом криминалистики прокуратуры Москвы направлено информационное письмо о тактике и технологии назначения и проведения указанных экспертиз. Как результат - только за прошлый год Центром независимой комплексной экспертизы и сертификации систем и технологий (123557, Москва, ул. М. Грузинская, д. 39, тел. 411-99-12) проведено 58 психофизиологических экспертиз по постановлениям следователей прокуратур Москвы и Московской области. Причем значительное количество заключений экспертиз принято судами различных уровней как доказательство и положено в основу обвинительных приговоров.

Однако необходимо учитывать, что привлекать в качестве эксперта к производству рассматриваемого вида экспертиз необходимо только высококвалифицированных специалистов, имеющих документы, подтверждающие наличие у них специальных познаний в области полиграфологии.

На разрешение экспертов можно поставить следующие вопросы:

- выявляются ли в ходе исследования с использованием полиграфа психофизиологические реакции, свидетельствующие о том, что Н. располагает информацией о деталях случившегося, если да, то какой именно информацией может располагать Н.;

- при каких обстоятельствах могла быть получена Н. эта информация? Могла ли она быть получена на момент случившегося?


Заключение

Хочется обратить внимание, что эксперт отвечает только на вопрос о наличии психофизиологических реакций на тот или иной психологический реагент. Оценка же заключения эксперта производится по правилам, установленным ст. 88 УПК РФ, с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. И, конечно, нельзя положить в основу обвинения только результаты психофизиологической экспертизы. Лишь вся совокупность доказательств, достаточная с точки зрения следователя для разрешения уголовного дела, может свидетельствовать о причастности лица к совершенному противоправному деянию.

Трудовой кодекс предоставляет право работодателю собирать персональные данные работника (ст. 85-90 ТК РФ). Получить их руководство компании может, если они нужны, чтобы принять решение "о ...трудоустройстве, ...продвижении по службе, об обеспечении личной безопасности работников, ...обеспечении сохранности имущества".

По мнению Бориса Чижова, начальника отдела по вопросам социального обслуживания Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, применение работодателем "детектора лжи" незаконно. Пункт трудового договора о проверке на полиграфе ухудшает положение работника (насильно вскрываются его личные обстоятельства) и поэтому противоречит статье 57 Трудового кодекса.

Никто не может заставить человека проходить тестирование на полиграфе. При этом не имеет значения, устраивается ли он на работу или его подозревают в хищении или раскрытии коммерческой тайны. Перед предстоящей проверкой генеральный директор должен издать приказ о ее необходимости.

В любой момент тестирования сотрудник может его остановить или отказаться отвечать на какой-либо вопрос. Тем не менее, по словам Романа Устюжанина, люди крайне редко прерывают тестирование, если уж согласились на него. Вот случаев, когда отказываются от проверки на полиграфе до ее начала, больше. Г-н Устюжанин привел пример из личной практики, когда в магазине была совершена кража и несколько сотрудников отказались проходить проверку "по религиозным убеждениям".


Список литературы:

1. Бертовский Л.В., Образцов В.А. Психологический реагент как объект криминалистики и уголовно-процессуальной практики // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2004. N 1.

2. Холодный Ю.И. Применение полиграфа при профилактике, раскрытии и расследовании преступлений. Изд. дом "Мир безопасности", 2000.

3. Кокорев Д.А. Психофизиологическая экспертиза с применением полиграфа //"Адвока", N 7, июль 2005 г.

4. Штыров В."ПОЛИГРАФНЫЕ ЭКСПЕРТИЗЫ // Законность, 2007, N 9

5. Щетинский А. Полиграф в уголовном процессе // Консультант, N 1, январь 2005 г.