Смекни!
smekni.com

Шпора (стр. 5 из 9)

Платон (427/8 – 348 д.н.э.)

Сформулировал з-н раздел. труда. Благод. Раздел. труда улучш. кач. товара, сокращ. потери раб. вр., выясн. истенное предназнач. чел-ка, увелич. пр-ва труда.

Осн. труды гос-ва:

1)Должно быть (д.б.) изолированно от соседей

2)Д.б. сведены к минимуму все торг. операции с внешн. Миром.

3)Отменяются все денежн. Отнош.

3 класса:

1. Высший (философы без собственности, обобществ-ся жены и дети фил-фа, запрет роскоши)

2. Класс войнов

3. Ремессленники и торговцы

Аристотель (384-322 д.н.э.)

« Политика», «Некомахова этика»

Экономика – учение о домохоз-ве, осн. цель: получение благ.

Хрематистика – наука наживать деньги. Цель его – создание мнимого богатства.

Логика рассужд. Аристотеля:

Для сущ. обмена необх. товар, кот. облад. разн. полезностями для ч-ка, т.е. 2-е стор. Товара:

- потребит. стоимость или полезность

- меновая ст-ть

Выводы:

1) В самих товарах нет ничего такого, что может приравнять их др. к др.

2) В обмене приним. уч-е не только вещи. Но и их владельцы, поэт. В обмене присутствуют 4 уч-ка: башмачник (M) и пекарь (N).

3) Товаровладельцы облад. общ. качеством, кот. позволяет прирав. др. к др. их самих и обмен-ые товары.

4) Этой общ. субстанции и служит потребность в том чего нет у каждого из них.

= M:N=3 а=3b

Эпоха Реформации и возникновения предпринимательской этики. Теория Макса Вебера.(вопрос 24)

В Европе в XV-XVII столетиях происходит переворот в общественном сознании. В это время фактически разворачивались два неодинаковых и в чем- то даже противоположных процесса. Их принято называть Возрождением и Реформацией. Но при всей их несхожести оба они явились восстанием общественного сознания в Европе против католической церкви. Протест был вызван тем состоянием католического христианства – его идеологии и практики, - которое сложилось в ту эпоху. Одно направление пошло по пути постепенного отказа от чисто религиозных ценностей. Те, кто пошел по этому пути, продолжали верить в Бога, но они подвергали сомнению догматы христианского вероучения и соответствующую идеологию, в той или иной степени отвергая авторитет церкви. Они хотели почитать Бога так, как им самим казалось правильным. Отказ от христианской традиции поворачивает культуру лицом к дохристианской древности. Теперь на нее смотрят другими глазами, Платон и др. античные авторы были прочитаны заново и переосмыслены. В этом заключается Возрождение.

Второй великий раскол церкви, кот. наз. Реформацией, возглавил и осуществил Мартин Лютер. Реформа М.Л. имела целью сохранить и обновить христианство, кот. из-за ошибочного поведения католич. церкви и греховного стиля папского престола находилось на грани распада. Смысл изменения - все равны перед Богом и все должны боятся его одинаково, посредников между Богом нет; все должны жить в миру, отмена целибата; бедность перестает быть добродетелей( добродетель – бережливость, честность, предусмотрительность ), богатство – награда за деятельность в этом мире, расходы не должны превышать доходы, деньги не должны лежать без дела, они обязаны быть в обороте, торг.прибыль и % явление норм., не противореч. идее Христа. Одновременно с Лютером в Цюрихе священник Ульрих Цвингли(1484-1531) выступил с такой же проповедью, в Швейцарии Реформацию завершил Жан Кальвин(1509-1564), его учение стало распространяться в Великобритании и Франции. От слова «протест» появилось слово протестант как общее название сторонников Реформации. Реформация и протестантские вероучения оказали глубочайшее воздействие на хозяйственную жизнь Европы. Лютеранство и кальвинизм способствовали зарождению нового хоз. уклада, кот. принято наз-ть капитализмом. Хоз. уклад(капитализм) отличается от прошлых укладов не присутствием капитала, а хар-ом эк-ого поведения людей и отношений между ними. Кап-изм возник от нового отношения к экон-кой деятельности. Этот новый взгляд на хоз. сферу жизни принесла Реформация. Наряду со многими догматами христианства Лютер, Кельвин и их единомышленники по-новому объяснили место человека в природе, его роль в мире земном и его взаимоотношения с миром небесным. Совокупность норм и приличий человеческого поведения наз. Этикой. Реформация принесла с собой новую этику, отличную от этики католического христианства. На основе новых добродетелей, новых представлений о допустимом и недопустимом формируется новый тип делового человека – активного, предприимчивого, осмотрительного в выборе партнеров, но смелого и готового на разумный риск. Тип, кот. доброе имя ставит выше немедленной наживы. Растущее богатство его сочетается с умеренностью в потреблении, простым образом жизни, скромностью в одежде и привычках. Реформация создала новый кодекс поведения, привела его в согласие с христианской верой, оправдала и превознесла эти нормы как истинные религиозные добродетели, повлияла на светское законодательство. Именно в этом многие ученые усматривают причину последовавшего за Реформацией хоз. переворота. Одним из первых и наиболее аргументированно эту мысль высказал крупнейший социолог из Германии Макс Вебер(1864-1920). Свою книгу он так и назвал: «Протестанская этика и дух капитализма». М. Вебер был разносторонним мыслителем, универсальным ученым, соединивший в себе философа, историка, социолога и экономиста. В его творчестве без труда можно обнаружить мысль о том, что развитие экон-ой жизни народов и их культуры определяется некими общими законами. Уже в первых своих работах М. Вебер настаивал на том, что одного лишь описания историч. науке недостаточно. Необходимо осмысление, интерпретация. С этим он выдвинул концепцию так наз. идеальных типов. Идеальный тип – это определенная схема, кот. формирует ученый для объяснения конкретных фактов и процессов исторического развития того или иного народа.

Экономическая теория Джона Гэлбрейта. (вопр. 25)

Джон Кеннет Гэлбрейт – один из наиболее крупных и влиятельных американских экономистов – родился в 1908 г. в Канаде. Окончил университет в Торонто, получил степень доктора философии в Калифорнийском университете. Преподавал в Гарвардском и Принстонском университетах. Дж. Гэлбрейт – один из видных представителей институционализма, направления современной буржуазной политической экономики, которое возникло на рубеже 19 и 20 вв. в США в период вступления американского капитализма в стадию империализма.В своих научных трудах Дж. Гэлбрейт исследовал тенденции укрупнения промышленного производства, которые и привели к образованию гигантских корпораций (акционерных обществ). Он показывал, что корпорации достигают наивысших производственных успехов благодаря использованию новейшей техники и технологии и приходу к руководству предприятиями так называемой техноструктуры – технических специалистов-администраторов. С этим связано усиление планирования хозяйственного развития, которое, по мнению Дж. Гэлбрейта, идет на смену рыночным отношениям. В итоге в обществе складываются две системы – «рыночная система», охватывающая преимущественно мелкие хозяйства, и «планирующая система», куда входят корпорации, взаимодействующие с государством.

Исходя из качественно изменившихся в XX в. объективных условий хозяйственного развития, Дж. Гэлбрейт решительно опровергает устаревшие исходные положения неоклассицизма: о подчинении целей экономической системы интересам отдельного человека, о свободной и совершенной конкуренции мелких товаропроизводителей, о рыночном саморегулировании национальной экономики, о преимуществах хозяйственной деятельности единоличных собственников, о соединении в лице предпринимателя собственника, организатора производства и получателя дохода.

Эти взгляды на современную экономическую действительность Дж. Гэлбрейт изложил в книгах «Новое индустриальное общество» (1967) и «Экономические теории и цели общества» (1978). Гэлбрейт приходит к выводу, что планирование – объективная потребность современной промышленности. Он объясняет потребность в планировании усложнением технологии производства, значительным увеличением капиталовложений в новую технику, потребностью в специализированных кадрах, повышением требований к организации производства. С точки зрения экономиста планирование заключается в том, чтобы заменить цены и рынок как механизм, определяющий то, какая продукция будет производиться, авторитетным решением, устанавливающим, что будет произведено и потреблено и по каким ценам.Тот, кто планирует, должен сознательно обеспечить такое положение, при котором планируемое предложение равнялось бы планируемому спросу. Если он не сумеет добиться этого, возникнут излишки и нехватки.

Имеется глубокое концептуальное различие между малым предприятием, находящимся полностью под контролем отдельного лица и корпорацией. Это отличие можно рассматривать как рубеж, отделяющий миллионы мелких фирм от тысячи гигантов, он лежит в основе широкого разделения экономики на «рыночную систему» и «планирующую систему».

Разница между планирующей и рыночной системами лежит не в стремлении избавиться от ограничений рынка и обрести контроль над экономической средой. Она заключается в инструментах, с помощью которых достигаются эти цели, и в том, насколько успешными оказываются такие попытки. Участники рыночной системы, которые хотят обеспечить стабилизацию своих цен или добиться контроля над предложением, должны действовать коллективно или получить помощь со стороны правительства. Такие действия слишком явны и часто неэффективны, безуспешны и бесплодны. Добровольные коллективные усилия могут быть подорваны несколькими дезертирами. Законодатели далеко не всегда отзывчивы даже к просьбам фермеров. Если действия и предпринимаются, то это делается в крайне осторожной форме, поскольку известно, что господствующая экономическая теория их не одобряет.