Смекни!
smekni.com

Конъюнктуры мирового рынка товаров (стр. 3 из 4)

Сейчас во всем мире идет борьба за интеллектуальные ресурсы. Например, два года назад в США была объявлена национальная программа по разработке новых перспективных технологий. Это так называемые «нанотехнологии», позволяющие осуществлять поатомную сборку новых искусственных материалов. Прогнозируется, что эти технологии произведут подлинную революцию и в технической сфере и промышленности. Для реализации этой программы в США открыто 300 тысяч вакансий для специалистов из-за рубежа, в том числе и из России, для них предусмотрена упрощенная процедура получения вида на жительство. В марте 2003 г. в Европе провел специальное заседание комитет ЕС по вопросу о том, как будет жить Европа в ближайшее десятилетие. Он пришел к выводу, что для того, чтобы поддерживать рост европейского ВВП на уровне 2-3% в год, Европе необходимо около 500 тысяч специалистов с высшим образованием в области наукоемких технологий. Причем желательно, чтобы значительная часть из них обладала учеными степенями. Таким образом, не только Америка накапливает сегодня интеллектуальный потенциал, в том же направлении работает и Европа. При этом она во многом рассчитывает и на эмигрантов из России. Страны со стареющим населением, например, Канада или Германия, стали прибегать к тактике переманивания к себе высококвалифицированных кадров из-за рубежа. Они набирают талантливых студентов на самые перспективные направления образования и вдобавок всячески поощряют их остаться в стране после получения диплома о высшем образовании. В Германии с этой целью даже практикуется раздача стипендий и бесплатное обучение иностранных студентов и аспирантов. «Великобритания заинтересована в том, чтобы все больше россиян получало образование в нашей стране» - заявил на пресс – конференции в Москве глава пресс-службы английского посольства Ричард Тернер. В России действует уже более 10 лет стипендиальная программа Chevening. Поиск светлых умов ведется не только в столице и двух – трех крупных городах, кураторы программы стремятся привлечь молодых специалистов со всей России, чтобы выбрать действительно лучших. И создают все условия, чтобы самые талантливые и активные остались в Великобритании. Вероятность того, что молодые специалисты из России и стран СНГ, получив образование в лучших университетах, не захотят вернуться на родину, очень велика. Во-первых, они не найдут здесь таких условий, необходимые им для творческой и профессиональной реализации, и, конечно, из-за социально – экономических условий.

Проблема интеллектуальной миграции в России имеет две стороны. С одной стороны это «утечка умов» в дальнее зарубежье, с другой стороны, это «приток умов» из ближнего зарубежья. Термины «утечка умов» (brain drain), означающий потерю для стран – доноров и «приток умов» (brain gain), означает выигрыш принимающих сторон от интеллектуальной миграции впервые появились на рубеже 1960-х и ассоциировались поначалу с массовой миграцией интеллектуалов (ученых, инженеров и т.д.) из Европы в США, где можно было рассчитывать на большую заработную плату. Позже в процесс интеллектуальной миграции были вовлечены развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки, и понятие «утечка умов» оказалась прочно связанным с характеристикой миграционных потоков ученых и высококвалифицированных специалистов из стран третьего мира и позже – в связи с распадом СССР, из постсоциалистических государств Восточной Европы.

Существует несколько подходов к определению международной интеллектуальной миграции. Наиболее строгое» определение включает в понятие межгосударственной интеллектуальной миграции «миграцию научных и преподавательских кадров высокой и высшей квалификации, реально или потенциально занятых научными исследованиями и разработками, а также обслуживанием этой отрасли.

Некоторые исследователи к этой категории мигрантов относят всех лиц, имеющих высшее образование занимающихся квалифицированным, интеллектуальным и творческим трудом, включая студентов, аспирантов и стажеров. Сторонники более широкого подхода относят к ним также и других высококвалифицированных работников, деятельность которых не связана с наукой как таковой, но связана с творчеством и часто является элементом престижа принимающей стороны: это работающие по контрактам музыканты, артисты, тренеры, спортсмены и т.д.

В литературе встречается также понятие «внутренняя утечка умов», которое означает переход научных и квалифицированных кадров в другие сферы деятельности, где их образование и квалификационный уровень чаще всего оказывался невостребованным. Основная причина и ведущий фактор процесса «утечки умов» - глубокий кризис отечественной науки в связи с переходом страны к рынку и открытию границ, сопровождавшийся сокращением внутренних затрат на исследования и разработки.

Для ученых и высококвалифицированных специалистов весьма значимым является неудовлетворенность возможностями реализации своего творческого и научного потенциала из-за следующих причин:

- недостаточно финансирования науки, материально – технического обеспечения исследовательского процесса, медленно внедрения результатов научных исследований в производство, низкой материальной и моральной оценки труда ученых;

- низкого уровня научно – информационного обеспечения теоретических исследований и разработок, отсутствие современного научного оборудования;

- незащищенности прав собственности на продукт интеллектуального труда;

- материальные, информационные и другие ограничения возможностей общения с зарубежными коллегами.

Не менее значимы также причины политические (кризис политической власти и неверие в возможность быстрой демократизации и прогресс рыночных реформ, политическая нестабильность, нарушение прав человека, обострение межнациональных отношений), т.е. весь спектр «выталкивающих факторов».

Процесс интеллектуальной эмиграции приобрел такие масштабы, что угрожает существованию и развитию целых направлений российской науки, вызывая целый ряд социальных и экономических последствий для российского общества.

Распад научных школ существенно деформирует и организационную структуру российской науки. В настоящее время в России происходит процесс переориентации с «классического» типа научных школ на «американскую» модель организации научных исследований, перераспределение научно- технического и кадрового потенциала, что связано с существенными издержкам. В условиях резкого сокращения государственного финансирования науки коллективы- получатели грантов для выполнения отдельных научных задач приобретают все большее значение. На первый план выступают нравственно – психологические проблемы, а не научные. Новые формы организации науки не являются в большинстве случаев адекватной заменой традиционных для отечественной науки, особенно в фундаментальных исследованиях.

Несмотря на сохранение значимости традиционных форм утечки умов все большую актуальность приобретают такие формы, как, например, утечка идей, не сопровождающаяся физическим перемещением умов, их генерирующих. Это работа по заказам иностранных организаций, программы предоставления грантов различных зарубежных фондов. Подсчитано, что от подобного сотрудничества, позволяющего ученым сводить концы с концами, Россия ежегодно теряет 600-700 млн. долларов, а от того, что наши производители интеллектуальной продукции совершенно не могут ее продавать и, в результате, обычно прибегают к услугам европейских и американских посредников, ежегодные потери нашей страны составляют 3-4 млрд. долларов. Кроме того, около 8 тыс. живущих в России ученых работают по более чем 40 научным программам, осуществляемым в интересах таких зарубежных заказчиков как, например, Министерство энергетики США или Пентагон (Юревич, 1998), помимо специалистов в области ядерной физики, ракетной технике и т.д., которые уезжают в страны третьего мира, наращивающие военную мощь. Если учесть, что примерно 20% российских специалистов подобного профиля обладают достаточными знаниями для того, чтобы наладить производство ядерного оружия, то, очевидно, что утечка российских умов за рубеж угрожает не только национальной, но и международной безопасности.

Таким образом, политика западных правительств, проводимая в отношении отечественного НТП, направлена и предусмотрена для использования научного и кадрового потенциала России для решения развитых стран и лишь косвенно могут способствовать (или же напротив, препятствовать) его сохранению. В этой связи национальная научно – техническая политика РФ должна быть дополнена рядом адекватных контрмер, учитывающих воздействие западных программ помощи российской наук и соответствующих национальным интересам.

В целом, в настоящее время идет процесс уменьшения количественных параметров российского научного потенциала (численность занятых, затрат), ухудшение его качественных характеристик (отток наиболее работоспособных сотрудников, научной молодежи, старение и потеря материально – технической базы НИОКР). Этот процесс замедляет научно – технический прогресс, нарушает режим воспроизводства кадров высокой и высшей квалификации, отрицательно влияет на демографические и социальные стороны развития общества. Если кризис российской науки будет углубляться, то под угрозу будет поставлена технологическая и экономическая безопасность страны.