Смекни!
smekni.com

Мораль в античную эпоху (стр. 2 из 2)

Последователи стоицизма выделяли благо: благоразумие, умеренность, справедливость и мужество; и зло: неразумие, необузданность, несправедливость и трусость. Все же остальное – жизнь, смерть, бедность, богатство, слава, здоровье и т.д. – не зависит от человека, следовательно, к ним необходимо быть равнодушным. Сенека признавал занятия философией особо значимым делом в человеческой жизни. Он был уверен, что без нее нет в жизни уверенности и бесстрашия, что философия – главный «советчик» по жизни.

Марк Аврелий, римский император, также был весьма выдающимся стоиком. Как император он был очень хорош, энергично и продуктивно работал. Об его трудах узнали лишь после его смерти, когда нашли написанные им записки. Эти рукописи получили название «Наедине с собой», т.к. Марк Аврелий вел в них беседу сам с собой. Среди его высказываний и убеждений можно выделить ощущение краткости, быстротечности и ничтожности человеческой жизни. Также он говорил о необходимых качествах, к которым нужно стремиться: истинность, справедливость, мужество, разумность. Вся жизнь – суета, но кое к чему нужно относиться серьезно – вот его жизненное кредо. Император Марк Аврелий был уверен, что жизнь и смерть каждого человека предопределена его судьбой, что человек с этим ничего не сделает, ничего не изменит, что ему остается только лишь мужественно и разумно переживать все то, что посылает ему судьба. Добавить же мудрости и разума может человеку философия.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заканчивая разговор об этике в период Античности, можно сделать несколько выводов, но главным из них будет следующее: мыслители Античности рассмотрели очень многие проблемы морали и создали тот культурный задел, который предопределил в значительной мере развитие этики в последующие столетия. Они как бы заложили своеобразный «фундамент» для развития этой науки. Хотя в эпоху Античности этика еще не выделялась в отдельную науку, античные философы и мыслители прилагали к этому весьма большие усилия.

Начиная с Сократа – «отца» этики, можно построить целую цепочку развития и преобразования этических взглядов и учений. Сократ считал высшей ценностью добродетель, выражавшуюся в познании этой добродетели.

Платон был уверен в существовании особого мира идей, в центре которого благо. Аристотель утверждал, что этих идей мало, нужно еще и конкретное и материальное воплощение этих идей.

Эпикур же, будучи эвдемонистом, говорил: «Величайший плод довольства своим ограничением желаний – свобода».

В эпоху Античности существовало множество различных учений: эвдемонизм, гедонизм, стоицизм, кинизм, киренаизм и другие. Все эти течения и позволили этике развиваться дальше, стать самостоятельной наукой и дойти до современности в таком виде, в каком мы ее сейчас изучаем.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Основы этики, учебник; Губин В.Д., Некрасова В.Н.; Москва: Форум: Инфра - М; 2005

2. Этика: курс лекций; Попов Л.А.; Москва: Центр, 1998

3. Великие мыслители Запада; под редакцией Яна Мак – Грила; Москва, «Крон – Пресс»; 1999

4. Этика; учебник; Гусейнов А.А., Апресян Р.Г.; Москва, Градарики; 2006

5. Основы этики; Зеленкова И.Л.; Минск, ТетраСистемс; 1998