Смекни!
smekni.com

Природа человека и происхождение морали (стр. 3 из 3)

Главная добродетель - справедливость. Аристотель выделял справедливость:

• распределяющую (политическую): разделение благ соответственно достоинству людей;

• уравнивающую (экономическую).

"...Мерило достоинства... граждане демократии видят... в свободе, олигархия - в богатстве, аристократия - в добродетели" (Аристотель).

Согласно Аристотелю человек способен достичь счастья, только руководствуясь разумом.

Аристотель разделял добродетели на дианоэтические (интеллектуальные и этические (волевые). Истинно нравственным поведение является тогда, когда разум согласован с чувствами (единство этических и дианоэтических добродетелей).

Поступки могут быть:

• добровольными, преднамеренными - их характеризуют наличие мотиве сознательный выбор. Только добровольные поступки можно оценивать этически (одобрять или порицать);

• недобровольными, которые совершаются без свободного волеизъявления (могут вызывать сочувствие и т. п.).

Аристотель считал, что гармония во взаимоотношениях человека и общества возможна при выполнении следующих условий:

• со стороны индивида - разумно ограничивать потребности, ориентироваться на общественное благо;

• со стороны государства - защищать интересы граждан, учитывать потребности человека.

Аристотель также рассматривал проблемы, имеющие большое значение для развития этики:

* общения (учение о дружбе);

* единства этики и политики;

· ответственности в морали и т. д.

Вопрос 7. Этический субъективизм в эпоху античности

1. Эпикурейство

2. Эвдемонизм Демокрита

3. Стоицизм

1. Эпикур (341 - 270 гг. до н. э.) создал философскую школу, которая просуществовала 600 лет. Он был последователем традиции эвдемонизма. Согласно Эпикуру счастье - это свобода от физических и душевных страданий, самодостаточность индивида, свобода от внешнего мира.

Условия, необходимые для счастья:

• атараксия - безмятежность, невозмутимость духа;

• правильное отношение к удовольствиям;

• избавление от страхов;

• равнодушие к внешнему;

• дружба.

Эпикурейцы считали, что человек должен:

• отдавать предпочтение духовным удовольствиям;

• соблюдать меру в удовольствиях;

• избегать неестественных удовольствий. Эпикур выделял удовольствия:

• естественные, необходимые (еда, питье, одежда и пр.);

• естественные, не необходимые (вкусная еда и т. п.);

• неестественные, не необходимые (власть, слава, богатство).

Естественные потребности (в отличие от неестественных) легко удовлетворяются, их удовлетворение не сопряжено с опасностями, нарушением душевного равновесия.

Для счастья и покоя человеку необходимы только естественные удовольствия. Эпикур говорил: "Живи незаметно".

В иерархии удовольствий высшими являются духовные удовольствия, в том числе занятия философией. Философия помогает людям избавиться — от страхов:

• перед богами: боги, достигнув высшего блаженства, замкнуты на себе не проявляют никакого интереса к миру людей, не вмешиваются в их жизнь;

• страха смерти: смерть не зло, а переход в небытие, отсутствие всяких ощущений (в том числе страданий). Счастье определяется качеством жизни, а не ее продолжительностью;

• страха перед необходимостью, перед судьбой: человеку предоставлена свобода выбора поведения (и судьбы), эта свобода - проявление общеприродной закономерности.

Достижению счастья способствует дружба. Это межличностное общение, происходящее по доброй воле, взаимному желанию и приносящее участникам общения удовольствие.

Государство является благом, оно обеспечивает безопасность и независимость людей.

Человек, по мнению Эпикура, должен соблюдать законы (что позволило избегать страданий), не заниматься политической активностью, поскольку она ведет к желанию неестественных удовольствий (власти и др.).

Живущий в обществе человек может уклониться от всего негативного приходящего извне, сам стать источником моральных ценностей. Независимость - одно из условий счастья.

2. Демокрит (460 - 370 гг. до н. э.) провозглашал целью жизни человек стремление к счастью. Основой счастья являются:

• душевное спокойствие;

• мудрость (важнейшая добродетель);

• чувство меры (разумное удовлетворение потребностей, умеренность). Познание добра и зла осуществляется в процессе воспитания. Демокрит говорил: "Больше людей становятся хорошими от упражнения, чем от природы". Порок является следствием невежества.

Демокрит считал, что:

- слава, богатство и стремление к ним лишают людей душевного покоя;

• бедность также делает человека завистливым, беспокойным;

• мудрость обеспечивает душевное спокойствие, а значит, счастье чело века.

Стоики: Зенон из Китиона (333 - 262 гг. до н. э.), Хрисипп (281 - 208 гг. до н. э) развивали ригористические идеи киников. Основные положения этики стоиков: человек должен: осознать необходимость, сквозную причинность - выражение высшего, разумного начала;

сознательно подчиняться необходимости, безропотно принимать свою судьбу;

в процессе подчинения не утрачивать чувство достоинства;

жить разумно, добродетельно, в гармонии с природой;

люди должны преодолевать такие страсти, как желание, наслаждение, страх, скорбь.

Отрешенность от страстей - важнейшее условие внутренней свободы человека;

достигший полного покоя (апатии) мудрец обладает добродетелями:

мужеством, справедливостью, умеренностью, рассудительностью;

мудрец должен быть искренним, бесстрастным, деятельным, строгим, гордым, лишенным жалости (прежде всего к себе самому), ставить благо общества выше личного, руководствоваться чувством долга;

стоики не ценили:

внешние блага; человеческие привязанности; здоровье и даже жизнь, если она не нравственна. ("Лучше достойно умереть, чем недостойно жить". Сенека.)

В этике стоиков существуют только добродетель и порок, нюансы не входят в рамки нравственности. Человек волен сам решать, будет он добродетельным или порочным.

Идеи стоицизма прошли три периода развития:

Древняя Стоя (III - II вв. до н. э.);

Средняя Стоя (II - I вв. до н. э.);

Новая Стоя (I - II вв.) " римский период развития стоицизма. Для Новой Стой характерны:

пессимистическая покорность судьбе;

усиление индивидуализма, "ухода в себя";

религиозные переживания;

милосердие, сострадание.

Представители стоицизма: Сенека (5 г. до н. э. - 65 г. н. э.), Эпиктет (50 -140), Марк Аврелий Антонин (121 - 180)


Литература

1. Этика (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2002. Автор-составитель Широкова И.Г.

2. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.

3. Аристотель. Никомахова этика. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983. — 830 с.

4. Аристотель. Большая этика. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983. — 830 с.