Смекни!
smekni.com

Пути совершенствования этикета преподавателя (стр. 1 из 4)

План

Введение

1. Этикет и его значение в системе образовательного процесса

2. Формирование мастер-класса для преподавателя

3. Речевой этикет преподавателя

Заключение

Список использованной литературы


Введение

В настоящее время преподаватели вузов ориентированы, в основном на традиционный подход, но сегодня необходим иное отношение к учебному процессу. Он представляет органическое сочетание классических и инновационных методов в обучении, внедрение инновационных форм и методов обучения, новых образовательных и информационных технологий для привития у студентов самостоятельности, инициативности, активности в обучении. Прежде чем раскрыть, научить и привить такие навыки у студентов, необходимо развить их в самих преподавателях.

Образовательный процесс - двустороннее явление. Тесное сотрудничество, доброжелательные взаимоотношения между студенчеством и преподавательским составом - одно из слагаемых успеха и качества учебного процесса. Ведь студенты наблюдают за поведением преподавателей и делают выводы об их системе ценностей. "Преподаватель, оставляющий без внимания нарушения этических принципов образования или легкомысленно относящийся к этому явлению, закладывает в сознании студента мысль, что основные ценности учебы и более того, жизни, в студенческом коллективе не заслуживают серьезных усилий".

Система образования должна быть свободна от коррупции. Вопросы академической честности или нечестности в вузовской среде, как преподавательской, так и студенческой, не в первый раз являются предметом разговоров, дискуссий, публикаций. Но все это было на уровне рассуждений и попыток объяснения (или оправдания?) причин и следствия проявления нечестности, в общем. В общественном сознании укоренилось мнение, что в вузах сплошь и рядом встречаются: нарушения профессиональной этики различного характера от морального давления, унижения студента до расцвета коррупции; слабый уровень качества образования и воспитания по причине некомпетентности и невоспитанности педагогов.

Исходя из этого, мною в качестве одной из мер повышения уровня преподавания и борьбы с проявлениями академической нечестности, предложена идея разработки Кодекса профессиональной этики преподавателей.

Кодекс профессиональной этики главной целью ставит пропаганду и поддержание высоких этических норм профессиональной деятельности, поведения, взаимоотношений в академическом сообществе. Он определяет принципы деятельности, стандарты профессионального поведения и деловой этики преподавателя КБТУ во взаимоотношениях с коллегами, со студентами и органами управления учебного заведения.

Кодекс профессиональной этики преподавателей отражает этические стандарты и нравственные ценности, обеспечивает стабильность и качество учебного процесса. Этические нормы в системе образования невозможны без верховенства закона, демократических процедур и стандартов, которые, несомненно, должны быть соблюдены и отражены в Кодексе.

Не следует забывать, что преподавательское общество - это часть общества в целом. И вопросы его поведения в жизни и профессиональной деятельности касаются государства. В этой связи огромна роль экономической и социальной политики государства. Считаю необходимым выявление причин и следствий поведения преподавателя, нарушающих морально-этические нормы.

Цель работы – изучить современные направления распространения позитивного опыта в развитии этикет преподавателя.


1. Этикет и его значение в системе образовательного процесса

Несомненно, что поведение, являясь образом жизни и действий, обусловливается рядом особенностей человека: его характером и темпераментом, потребностями, взглядами, убеждениями, вкусами, привычками и пожеланиями. Личность, способная контролировать свое поведение и соответствовать общественным требованиям, обладает культурой поведения. Этот взгляд вполне соответствует утверждению Л.С. Выготского и А.Р. Лурии, выявивших закономерность развития культуры поведения. Каждой исторической ступени в овладении силами природы, писали они, соответствует ступень в овладении человека своим поведением. Активно приспосабливаясь к среде, изменяя природу, вырабатывая регулятивный принцип поведения, человек подчинял своей власти собственные психические процессы, иными словами, формировал свою культуру поведения.

Культура поведения соотносится с поведением личности и представляет собой совокупность форм и способов поведения, в которых личность отражает моральные и эстетические нормы, выработанные обществом. Переработав собственным сознанием общественные нормы, личность берет их на вооружение и соблюдает в поведении, что способствует осуществлению эффективного общения с окружающими людьми. Под эффективным общением мы понимаем такое, в котором раскрываются все позитивные стороны его участников, создаются условия для совершенствования, возникает гармония отношений, свидетельствующая о том, что личность принимаема обществом и сама принимает это общество.

Культура поведения педагога несет в себе двойную нагрузку. Во-первых, она характеризует педагога как личность, соответствующую общественному развитию, во-вторых, она является профессиональным качеством, оказывающим воспитывающее воздействие: только обладая культурой поведения, педагог может качественно формировать ее у тех, кто находится в зоне его педагогической деятельности.

Нередко синонимом культуры поведения определяют поведенческую культуру. Мы разводим эти понятия.

Поведенческая культура охватывает поведение в аспекте многовекового общественного развития и включает в себя совокупность всех поведенческих явлений, выработанных человечеством. Начало ее формирования относится ко времени появления человеческого общества, о чем имеется немало сведений. Известно, что нарушение заведенного поведенческого порядка в первобытные времена строго каралось, вплоть до исключения нарушителя из рода и племени. С появлением государства возникло требование неукоснительного соблюдения принятого порядка при дворе монарха, при выполнении посольской миссии. Формировались поведенческие правила, соответствующие условиям жизни той или иной социальной группы: священнослужителей, дворян, купцов, ремесленников, студентов. Поведенческие правила первоначально передавались устно и в практическом соблюдении обрядов и традиций, а затем и в специальных изданиях. Уже в середине III-го тысячелетия до н.э. в Древнем Египте была составлена «Инструкция по поведению», о содержании которой мы можем только догадываться, поскольку до нас дошло лишь ее название.

Первыми компонентами поведенческой культуры являлись обычаи, традиции, нравы, порядки, привычки. Постепенно формировались этические и эстетические поведенческие нормы. Во времена средневековья человек рассматривался как создание Господа, но создание ничтожное, полностью зависимое от божественной воли и обязанное, отказавшись от радостей жизни, молиться и прославлять Создателя. В эпоху Возрождения сформировалось, прежде всего, в Италии, новое отношение к человеку как великому творению Господа, давшего человеку способности и таланты, силу и ловкость, ум и стремление к познанию. Человек, неустанно развивавший в себе эти качества, считался достойным уважения. Так в западноевропейском обществе возникла потребность в проявлении посредством поведения уважения к достоинству человека. На основе опыта, уже накопленного поведенческой культурой, создавались поведенческие правила, суть которых заключалась в демонстрации уважения к человеку, в создании условий для приятного общения, в демонстрации желания и потребности нравиться окружающим людям.

Поведенческая культура и культура поведения находятся в тесной взаимозависимости. Содержание поведенческой культуры (ПК), как общественного установления, воздействует на культуру поведения отдельной личности (КПЛ). Член общества, хочет того или нет, обязан руководствоваться правилами, принятыми в обществе, поскольку нельзя, как известно, живя в обществе, быть от него свободным. Вместе с тем, поведение конкретного члена общества оказывает влияние на состояние поведенческой культуры, хотя это явно и не обнаруживается. Кроме того, в каждой социальной группе, например, среди педагогов, существуют свои поведенческие правила, которые мы ввели в понятие «культура поведения общественной группы» (КПОГ). Культура поведения группы воздействует и на все общество в целом, и на каждого члена группы, а также зависит от них.

Культура поведения педагога не только зависит от общественных устоев, но и оказывает на них воздействие. Воспитатель и школьный учитель формируют культуру поведения у своих воспитанников, а также воздействует на культуру поведения родителей воспитанников. Преподаватель колледжа или вуза совершенствует культуру поведения будущих педагогов. Такое опосредованное воздействие педагога на общество представляется нам достаточно значимым. В рамках огромной социальной группы – воспитателей, учителей, преподавателей учебных заведений - также вырабатываются правила поведения, объединенные в педагогический этикет.

Этикет тесно связан и с поведенческой культурой, и с культурой поведения. Он является компонентом поведенческой культуры, но компонентом наиболее высоким, вобравшим в себя черты других ее компонентов. Наличие этикета в обществе является показателем культуры общества, демонстрацией тех или иных нравственных и эстетических принципов. Несомненно также, что он является продуктом цивилизации. Немецкий исследователь цивилизации Н. Элиас, отмечал: личность формируется в процессе социального взаимодействия людей, но, вместе с тем, она «активно влияет на этот процесс, меняя границы между "я", "мы", "они"».

Личности этикет необходим: владение этикетом свидетельствует о наличии у личности высокого уровня культуры поведения.