Смекни!
smekni.com

Эстетическое воспитание (стр. 2 из 3)

3) характер эстетических идеалов личности.

Все эти элементы тесно связаны между собой.

Способность к эстетическому восприятию явлений природы появилась гораздо позднее, чем эстетическая оценка изделий человеческих рук и плодов человеческого труда. Это результат достаточно сложного и долгого развития чувств.

Многие жанры классического и современного искусства, отдельные произведения его требуют серьезной подготовки и достаточного уровня культуры для их глубокого освоения. Это большинство произведений симфонической, инструментальной и оперной музыки, философский и психологический романы, трагедия, эпос, сложные метафорические образы современного стихосложения, символический язык классического танца и многое другое. Достаточная для современного человека культура художественного восприятия достигается лишь в результате целенаправленного эстетического воспитания и в школе, и в музее, и в лекториях и особенно с помощью современных средств массовой информации и пропаганды, а также в результате длительного процесса самообразования и самовоспитания.

В целом развитость способности к эстетическому и художественному восприятию действительности и искусства есть фундамент и первичный показатель уровня эстетических и художественных оценочных представлений личности.

Множество накапливающихся эстетических и художественных восприятий порождает эстетический вкус как способность и определенный критерий оценки явлений действительности и искусства. Он явление более сложное, чем единичное эстетическое восприятие. Это уже как бы обобщение и интеграция всего соответствующего опыта человека и элемент не только индивидуального, но и общественного или группового эстетического сознания.

Эстетический вкус — понятие более широкое, чем художественный вкус. Его развитость — важнейший показатель эстетической культуры личности, хотя, конечно, он является категорией классовой и исторически конкретной, ибо неразрывно связан с эстетическими идеалами. Развитость такого вкуса у современного молодого человека сказывается уже при различении красивого и прекрасного.

В эстетическом вкусе много интуитивного. И все же он является результатом длительного эстетического развития личности, целенаправленных воспитательных воздействий и самовоспитания человека.

Человек с развитым художественным вкусом может различать вдохновенное и прекрасное от серого и ремесленного в любом виде и жанре искусства. Однако главным показателем уровня оценочных эстетических представлений личности остается характер ее эстетических идеалов.

Эстетический идеал как важнейший критерий эстетической оценки явлений действительности и искусства как бы вбирает в себя и интегрирует миллионы восприятий и вкусов людей, принадлежащих к одному классу или социальному слою. Это прежде всего категория общественного, классового сознания, хотя он не может существовать вне массы индивидуальных проявлений.

Воспринятое как идеал отжившее и реакционное сводит на нет всю разносторонность художественных познаний и искажает как в кривом зеркале любое эстетическое восприятие человека. Поэтому воспитание подлинно прогрессивных идеалов есть главный нерв, своеобразное «солнечное сплетение» всего процесса эстетического воспитания. Именно сюда и бывают направлены наиболее коварные и чувствительные удары наших идеологических противников, реакционеров от искусства всех мастей и оттенков.

Выше отмечалось, что эстетическая культура каждого включает не только меру освоения накопленных человечеством эстетических и художественных ценностей. Важным показателем ее является степень участия человека в художественном творчестве. Причем речь идет не о таланте, подлинном овладении элементами художественной формы, глубоком и оригинальном содержании или о мастерстве, а о том, имеются ли у человека стремление художественными средствами выразить свои эстетические впечатления, склонность к художественному творчеству, пусть еще неумелому и несовершенному. Этот вкус к творчеству прививается с детства. Детская душа особенно отзывчива на все прекрасное и совершенное, и естественно, что школьнику, увлекающемуся изучением живописи, поэзии или страстному театралу самому часто хочется попробовать силы в этих видах искусства. Кружки самодеятельности, изостудии, литобъединения, народные театры, любительские киностудии, народные хоры, многочисленные вокально-инструментальные ансамбли способствуют углублению и развитию этого желания.

Человек, прикоснувшийся к художественному творчеству, начинает понимать искусство гораздо глубже, тоньше и разностороннее. Неизмеримо возрастает его культура художественного восприятия, самосовершенствуется вкус, более четкими и осознанными становятся эстетические идеалы. Следовательно, непосредственное соприкосновение с художественным творчеством является одним из важных практических показателей уровня художественной культуры личности. Именно потому важной задачей общественных организаций является вовлечение молодежи в активные занятия разнообразных творческих коллективов.

Появление определенной степени свободы, а впоследствии и творческих моментов в трудовых операциях, учебе, научной деятельности, организаторской и пропагандистской работе с людьми, занятиях спортом и т. д. и т. п. — это и есть эстетические аспекты практической деятельности каждого человека, являющиеся основой развития его индивидуальной эстетического сознания. Наличие и степень развитости этих аспектов есть важнейший показатель уровня эстетической культуры.

Итак, показателями уровня эстетической культуры личности в развитом обществе являются:

уровень эстетических и художественных знаний;

степень развитости и характер ее эстетических оценочных представлений (способность эстетического и художественного восприятия, вкус, идеал);

степень приобщения к активному художественному творчеству;

наличие и степень развитости эстетических аспектов в труде и других видах практической деятельности человека.

Все они должны рассматриваться в их комплексном взаимодействии.


3 Факторы эстетической культуры и эстетического воспитания

На основе анализа основных показателей уровня эстетической культуры личности мы можем подойти к вопросу о главных факторах, влияющих на молодого человека в процессе его эстетического воспитания и самовоспитания. Воздействие произведений искусства является лишь одним, хотя и зачастую определяющим, фактором эстетического воспитания.

К основным факторам эстетического воспитания молодого человека в развитом обществе относится воспитание:

в труде и других видах человеческой деятельности;

под воздействием окружающей предметной среды;

через влияние произведений искусства;

в ходе занятий художественной самодеятельностью;

теоретическое эстетическое воспитание.

Попытаемся рассмотреть перечисленные факторы более подробно.

Для современного человека становление чувства прекрасного будет односторонним, неполным и пассивным, если он только любуется красотами природы, произведениями искусства или совершенными результатами материальной человеческой деятельности. Лишь обретая свободу в любом виде предметно-трудовой и вообще человеческой практики, индивид непосредственно соприкасается с истоками прекрасного в обществе и уже не умозрительно, а действенно приобщается к творчеству по законам красоты.

Поэтому эстетическое воспитание в процессе труда есть совершенно необходимый компонент в формировании высокой и многосторонней эстетической культуры.

Важную роль в эстетическом воспитании играют и те, кому поручена охрана лесов, водоемов и заповедников, кто отвечает за сохранение и размножение многих видов птиц и животных, словом, те, кто заботится о сохранении экологического равновесия природы в условиях бурного развития промышленного производства, современной научно-технической революции и урбанизации.

Радости непосредственного эстетического общения с природой не заменят человеку никакие книги, симфонии пли кинофильмы, А прямо или косвенно втянутая в человеческую практику природа обладает огромным облагораживающим потенциалом в своем эстетическом воздействии на личность.

Искусство путем обобщения и передачи косвенного опыта помогает молодому, человеку почувствовать эстетические моменты, моменты свободы и творчества в собственном труде. Художественное описание таких моментов, присутствующих в самых простых и физически тяжелых трудовых операциях, может послужить толчком для изменения отношения к труду, постоянных поисков в нем творческих, эстетических аспектов. То же самое касается учебы, научных исследований, организаторской деятельности и общественной работы.

Мастерство во всех видах человеческого труда служит фундаментом и основой эстетического в самой действительности. А художественное мастерство — определенный эталон и катализатор появления эстетических моментов в трудовой деятельности. Немалую роль играет искусство и в формировании эстетических аспектов окружающей человека вещественной среды.

Архитектура с древних времен считается особым видом искусства. И именно зодчие — создатели отделы зданий, промышленных объектов, городских комплексов, интерьеров, садов, парков и т. д. — оказывают огромное влияние на формирование окружающей человека среды. Со стандартизацией жилищного строительства, широким внедрением в него железобетона, стекла, алюминия художественная функция архитектуры только повысилась. Монотонность архитектурной среды наносит медленный и незаметный, но часто непоправимый ущерб формированию и развитию эстетического сознания, особенно молодежи. Города, которые воздвигаются и реконструируются сейчас, будут стоять десятилетия и даже века. Практика показала, что вредными крайностями в архитектуре являются как функционально необусловленное украшательство, так и унылая обнаженность чисто утилитарных деталей. Перед зодчими градостроителями стоит задача не только обеспечения непрерывно возрастающих потребностей населения в жилье, но и удовлетворения возрастающих духовных потребностей человека. И, видимо, роль архитектуры и градостроительства в эстетическом воспитании с каждым годом будет все более возрастать.