Смекни!
smekni.com

Этика русских революционных демократов (стр. 2 из 2)

«Незыблемой, вечной нравственности также нет, как вечных наград и наказаний, - заявляет мыслитель. - Действительно, свободный человек создает свою нравственность», т. е. в нашей воле «творить наше поведение в ответ обстоятельствам» (II, 122).

Для него свободная личность - не просто любой человек со своими прихотями и капризами, произвольными желаниями и тем более с извращенным сознанием. Человеческая личность трактуется им как «вершина исторического мира»(II, 117) и, следовательно, нравственное творчество человека не произвольно!

В своих работах Герцен нередко употребляет понятия «эгоизм» и «индивидуализм». Но он считает, что «эгоизм и общественность (братство и любовь) - не добродетели и не пороки, это - основные стихии жизни человеческой, без которых не было бы ни истории, ни развития, а была бы или рассыпчатая жизнь диких зверей, или стада ручных троглодитов. Уничтожьте в человеке общественность, - и вы получите свирепого орангутана; уничтожьте в нем эгоизм, - и из него выйдет смирное жоко» (II, 121). Таким образом, мыслитель отнюдь не сводит человека к биологической особи и не мыслит человеческую личность без «общественности».

Вот, коллеги, такова этическая, я бы сказал антропоэтическая концепция Александра Ивановича Герцена. Вы конечно не могли не заметить что я много цитировал из его трудов, если вы захотите по подробнее ознакомиться с его литературным наследием, а заодно и мои цитаты на вшивость проверить, вдруг их я сам сочинил? Предлагаю почитать его собрание сочинений в 30 томах, можно и в 9 томах, взявши эти великолепные книжки, я думаю ваше высокое желание исчезнет, а может и наоборот…вообщем дерзайте!

Итак следующий пункт плана:

IV. Этическое учение Чернышевского (1828-1889)

Общепризнанным лидером шестидесятников был Николай Гаврилович Чернышевский .

Личность Чернышевского очень протеворечива, с одной стороны он был воспеваем, в основном революционно настроенной молодежью, как человек несправедливо обвиненный в том чего не совершал, с другой стороны, за автором «Что делать?»(советую почитать, к семинару, если кто почитает будет очень хорошо!) установилась репутация опасного смутьяна, подстрекателя к опасным действиям, бунту зловредного человека, стремящегося "заточить людей" .

Н.Г. Чернышевский родился в Саратове, в семье священника. Получив хорошее домашнее образование, он закончил духовную семинарию в родном городе. Подготовленный отцом к духовно-религиозной деятельности, Чернышевский, однако, поступает в 1846 г. на историко-философское отделение Петербургского университета. Закончив его в 1850 г., он возвращается в Саратов, где преподает в гимназии. Через два с небольшим года он вновь едет в Петербург и занимается журнальной работой, изучает усиленно философию и эстетику. В 1855 г. защищает магистерскую диссертацию "Эстетические отношения искусства к действительности". Основная деятельность его с 1853 г. - журналистика, связанная главным образом с "Современником", в котором он стал одним из редакторов. В эти годы складываются его философские и социально-политические взгляды, в обобщенной форме изложенные им в "Антропологическом принципе в философии" (1860), в серии статей "Очерки гоголевского периода русской литературы" и других работах; он становится кумиром радикально настроенных слоев общества.

В этическом и филосовском учении Чернышевского, как и у Герцена в центре стоит проблема человека и общества.

Процитирую вам важное положение учения Ч.из его труда «Антропологичесий принцип в философии»: "Общечеловеческий интерес стоит выше выгод отдельной нации, общий интерес целой нации стоит выше выгод отдельного сословия, интерес многочисленного сословия выше выгод малочисленного", - заявлял Чернышевский. Это положение он выводит из применения геометрических аксиом "к общественным вопросам": "целое больше своей части", "большее количество больше меньшего количества". Из этого на первый взгляд элементарного рассуждения следуют выводы: "Теоретическая ложь непременно ведет к практическому вреду; те случаи, в которых отдельная нация попирает для своей выгоды общечеловеческие интересы или отдельное сословие - интересы целой нации, всегда оказываются в результате вредными не только для стороны, интересы которой были нарушены, но и для той стороны, которая думала доставить себе выгоду их нарушением: всегда оказывается, что нация губит сама себя, порабощая человечество, что отдельное сословие приводит себя к дурному концу, принося в жертву себе целый народ".

Приоритет "общечеловеческого интереса" для Чернышевского - это не просто вывод из математических аксиом, но и результат его понимания природы человека, антропологического учения о "человеке вообще". Именно такое отношение к человеку - "к человеку вообще, а не к рыцарю или вассалу, не к фабриканту или работнику" - для него критерий здравого смысла, добра и красоты, т.е. ценностный критерий истинного, нравственного и эстетического отношения. Замечу, что эстетический компонент имеет большое значение в учении Ч.

Социалистический идеал Чернышевского, как Белинского и Герцена, менее всего похож на "казарменный коммунизм". Изображая свое представление об идеальном общественном устройстве в романе "Что делать? ", его автор подчеркивает: "Здесь все живут, как лучше кому жить, здесь всем и каждому - полная воля...". Провозглашение свободы человеческой личности (узник Петропавловской крепости мог чувствовать и осознавать ценность свободы личности более, чем кто-либо другой!) в качестве основы справедливого общественного строя позволило Чернышевскому свой социалистический идеал представить и в качестве эстетического идеала - царства "Светлой красавицы". Красива сама жизнь "подданных" этого царства. Они живут в хрустальных дворцах. Их труд, облегчаемый машинами, свободен и радостен. Их трапезы великолепны. Их веселье полно и ничем не омрачено, их наслаждение живее, сильнее и сладостнее, чем у людей прошлых эпох.

Конечно, социализм Чернышевского, в котором объединяются мир и красота, имел утопический характер, при всем том, что мыслитель свой социалистический выбор стремился обосновать не только как эстетический идеал, но и как политический, экономический и нравственный.

В обосновании своих социалистических идей Чернышевский исходил из так называемой теории разумного эгоизма. Суть этого этического учения, разработанного французскими просветителями XVIII в., заключается в том, что эгоизм, разумно понятый, не противоречит общественному благу. Чернышевский обосновывает свои этические взгляды, опираясь на антропологический принцип в философии: "Люди вообще без различия наций и сословий называют добром то, что полезно для человека вообще". Но как поборник общественного добра он как бы оборачивает другой стороной принцип "разумного эгоизма". Если, по этой теории, разумно рассчитанная личная польза ведет к общему добру, то прямое служение добру оказывается и лично выгодным делом. По словам автора "Антропологического принципа... ": "добрым человек бывает тогда, когда для получения приятного себе он должен делать приятное другим; злым бывает он тогда, когда принужден извлекать приятность себе из нанесения неприятности другим".

И наконец то, мои дорогие мы рассмотрели последний пункт нашего плана, хотя, замечу он не должен быть последним, но я так подумал, что не плохо было бы нам разобрать на семинаре идеи тех персоналий, о которых я задумано не буду упоминать в лекции, таким образом вам будет интереснее и легче готовить семинар, а мне вас слушать на нем.

Благодарю за внимание! Вы наверно удивлены, почему это я не сделал выводы по прочтении лекции? Да, намеренно не сделал! Ведь наша тема продолжит свое развитие на грядущем практическом занятии, там я и предполагаю, что мы вместе сделаем выводы, дабы они были вами осознанными, еще раз подчеркну, что такой метод даст вам больший интерес для подготовки и пользу. Я осветил вам идеи, скажем так, «столпов» революционно-демократического движения, на их идеях основываются все остальные демократы вплоть до наших дней.


Литература

1. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова.-М.:Гардарики,2001.

2. История этических учений / А.А. Гусейнов.- М.:Гардарики, 2003.

3. Алексеев П. В., Панин А. В Философия: Учебник / Московский гос. ун-т им. М.В.Ломоносова. -- М. : Проспект,1996.

4. Зеньковский Василий Васильевич . История русской философии: В 2 т. -- М. : Аст, 1999.- Т. 1 .