Смекни!
smekni.com

Проблема прогресса в сфере морали (стр. 2 из 2)

Одной из центральных проблем морали является определение места человека в жизни, смысла его бытия.

Смысл — это объективная наполненность, содержательный критерий жизни; осмысленность — это субъективное отношение к жизни, осознание ее смысла. Жизнь индивида может иметь смысл, независимо от осмысления.

Объективно смысл жизни человека реализуется в процессе его жизнедеятельности, протекающей в разных сферах. Поэтому он может выступать как спектр смыслов и целей. Но в любом случае человек должен состояться, иметь возможность представить себя миру, выразить свою сущность. Жизнь наполняется смыслом, когда она полезна другим, когда человек с удовлетворением и полной самоотдачей занимается своим делом, когда существование его проникнуто нравственным добром и справедливостью. Тогда объективная значимость, смысл его жизни совпадают с его личными, субъективными стремлениями и целями.

Наилучший вариант — ситуация, когда смысл и осмысленность образуют гармоничное единство. Ведь осознать смысл своей жизни — значит, найти свое "место под солнцем".

Сложность проблемы состоит в том, что знать что-то о смысле жизни, определить его для себя и прожить свою жизнь со смыслом далеко не одно и то же.

Таким образом, ответ на вопрос "есть ли смысл в жизни?" в значительной степени зависит от самого человека от того, захочет и сможет ли он отыскать высшую нравственную ценность, способную придать смысл его существованию. Если мы не способны сами наполнить свою жизнь смыслом, то за нас этого не сделает никто.

Пока мы определяем смысл жизни натуралистически, мы вращаемся в замкнутом круге произвольно принятых утверждений. С одной стороны, утверждается, что смысл жизни – это счастье или наслаждение, но при этом бессознательно подразумевайся, что быть счастливым и наслаждаться имеет смысл (а это, весьма проблематично). Полезно искать смысл жизни в самой жизни, но не стоит, наверное, приравнивать проявления жизни и ее смысл.

4. Отношение к смерти.

"Отношение к смерти – это одна извеличайших проблем, с какойнепременносталкиваетсячеловек в своейжизни. Однакоэта проблема не только не разрешена, ноонадаже мало продумана. Решениееёпредоставляетсякаждомучеловеку в отдельности. А ум человека – слаб, пуглив. Он откладываетэтотвопрос до последнихдней, когдарешать уже поздно. И тем болеепозднобороться. Поздносожалеть, чтомысль о смерти заставили врасплох." Эта цитата – изработыМихаила Зощенко "Повесть о разуме" какнельзялучшераскрывает суть самойпроблемы.

Покачеловек не научитсясмотретьсмерти в лицо, относиться к нейкак к чему-тоданному свыше, прогрессморали не можетпроходить в полномобъёме.

5. Творчество.

Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

6. Соотношение индивидуального и коллективного.

Индивидуальное и коллективное – взаимосвязанные характеристики социальности, функционирования и развития общества. Они определяют социальность в аспекте индивидного бытия людей и их контактов между собой. Эти категории указывают на взаимозависимость обособленного бытия людей и объединяющего их способа жизни. Этот способ может быть основан на прямых контактах (непосредственная коллективность) или на использовании различных средств коммуникации (опосредованная коллективность). Разные формы коллективности предполагают и разные формы индивидуализации людей. Этим в значительной степени и определяются особенности функционирования социальных структур, общественных систем, характеристики обществ и типов социальности.

Иначе говоря, для дальнейшего развития сферы морали в современном обществе должно быть чётко определено соотношение индивидуального и коллективного, так как любой индивидуум является составляющим коллектива, но, в свою очередь, каждый коллектив влияет на развитие индивидуума.

7. Соотношение биологического и духовного.

Конечно, каждый человек не есть бесплотный, т.е. бестелесный, дух. Он является биологическим существом. Но очевидно, что тело, или вещество человека, не есть сам человек. Собственно соотношение биологического и духовного располагается между животной (инстинктивной) и духовной (идеальной) сторонами человека. Человек может пасть даже ниже животного состояния. Но он может и возвыситься до высоких образцов благородства и духовности. В каждой точке своего бытия он заново стоит перед проблемой выбора. Человек как бы никогда не завершен, он есть непрерывное становление. Свобода человека делает его отношения с миром и с самим собой исключительно сложными, подвижными, изменчивыми.

Очевидно, что проблематика "природы человека" переплетается и отчасти совпадает с проблематикой "смысла жизни".

8. Моральное самосознание.

Понятие "самосознание" используется как целостность, которая включает как процессуальные, так и структурные характеристики.

В контексте становления морального сознания личности препятствиями могут быть не только внешние объективные обстоятельства и отношения, но и разные явления и черты собственной личности: гордость, совесть, самолюбие, воля, нерешительность, и так далее. Это связано с тем, что собственно "Я" человека, иногда даже в большей степени, чем объективные обстоятельства, может выступать как условие, цель или мотив ее, многомерных действий. Если направлять личность к своему потенциальному "Я", сознания и самосознания, источника самой актуализации и творчества, несмотря на обстоятельства, которые могли влиять на нее, человек сам поймет что в ней есть что-то незаменимое, которое не перекрывается ни знаниями, ни предыдущими достижениями человечества или обстоятельствами современных глобализацийних условий, и это "что-то" есть наиболее ценным в ней. Таким образом, перед человеком возникнет пространство самопознания и самоусовершенствования.

9. Поступок.

Сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в коем он утверждает себя как личность – в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. Личностная форма поведения, в коей производится самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым правилам. Поступок – основная единица поведения социального. В нем проявляется и формируется личность человека.

Реализации поступка предшествует внутренний план действия, где представлено сознательно выработанное намерение, есть прогноз ожидаемого результата и его последствий.

Поступок может быть выражен:

· действием или бездействием;

· позицией, высказанной в словах;

· отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста;

· действием, направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины.

При оценке поступка нужно учитывать систему норм социальных, принятых в данном социуме. Для поступка важен нравственный смысл действия, само действие следует рассматривать как способ осуществления поступка в конкретной ситуации. Поступки включены в систему нравственных отношений общества, а через них – в систему всех общественных отношений.


Заключение

Таким образом, обработав большое количество печатной и электронной литературы, рассмотрев развитие морали, проанализировав проблемы прогресса в этой сфере, могу сделать вывод, что в настоящее время мораль, действительно, является очень развитой. Но для её дальнейшего прогресса человечеству нужно преодолеть те проблемы, которые стоят на этом нелёгком пути. И, в конце концов, стать наиболее морально развитым.


Литература

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М.: Гардарики, 2000. – 472с.

2. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. — Ростов н/Д.: "Феникс", 1999. – 368 с.

3. Конспект лекций

4. http://www.abccba.ru/abc36.php

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Мораль