Смекни!
smekni.com

Этика как философское учение о морали (стр. 1 из 2)

Введение

В наше время проблема человека превратилась в общую проблему для всех наук. В этом ряду этика занимает особое место. Какими бы ни были отношения между людьми, производственными, политическими, семейно-бытовыми, они в то же время являются нравственными (в том смысле, что их можно оценить с позиции морали). Попытаться понять природу человеческих отношений, к чему стремится каждый из нас, и как это сочетается с интересами других людей и призвана этика. Этика не преследует цель «научения» морали, преподавания правил поведения на все случаи жизни. Этика должна помочь человеку разобраться в многообразии проявлений морали, понять, что лежит в основе таких извечных моральных ценностей, как добро, справедливость, счастье и смысл жизни, пробудить потребность в сознательном продумывании, взвешивании и оценке своих и чужих поступков.

Опираясь только на свой жизненный опыт, на уровне обыденного сознания – очень трудно разобраться во всех сложностях и противоречиях нравственных отношений. Необходимы теоретические знания по этике, ее элементарные научные основы. Кроме того, человеку с высшим образованием, будущему квалифицированному специалисту этические знания необходимы для успешного выполнения своих профессиональных задач. Если эти вопросы хотя бы в какой-то мере будут решены для каждого человека отдельно, то есть надежда, что нравственное освоение действительности будет продолжаться, и развитие духовной культуры не остановиться.

1. Понятие этики и морали

Этика является одной из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания. Термин «этика» про­исходит от древнегреческого слова «этос» (ethos), озна­чавшего действия и поступки человека, подвластные ему самому, имеющие различные степени совершенства и предполагающие моральный выбор индивида. Первона­чально, еще во времена Гомера, этос — жилище, посто­янное местопребывание. Аристотель интерпретировал этос как добродетели человеческого характера (в отличие от добродетелей ума). Отсюда производное от этоса — этосный(ethicos — относящийся к нраву, темпераменту) и этика — наука, изучающая добродетели человеческого ха­рактера (мужество, умеренность, мудрость, справедли­вость). И поныне термином «этос» пользуются, когда не­обходимо выделить общечеловеческие нравственные ус­тои, которые проявляются в исторических ситуациях, уг­рожающих существованию самой мировой цивилизации. И вместе с тем издревле этос (этос первоэлементов у Эмпедокла, этос человека у Гераклита) выражал то важное наблюдение, что обычаи и характеры людей возникают в процессе их совместного проживания.

В древнеримской культуре словом «мораль» обозна­чался широкий круг явлений и свойств человеческой жиз­ни: нрав, обычай, характер, поведение, закон, предписа­ние моды и т. д. Впоследствии от этого слова было обра­зовано другое — moralis (букв. относящийся к характеру, обычаям) и позднее (уже в IV в. н.э.) термин moralitas(мораль). Следовательно, по этимологическому содер­жанию древнегреческое ethica и латинское moralitas со­впадают.

В настоящее время слово «этика», сохранив свой пер­воначальный смысл, обозначает философскую науку, а под моралью понимаются те реальные явления и свойст­ва человека, которые изучаются этой наукой.

Русской первоосновой моральной тематики является слово «нрав» (характер, страсть, воля, расположение к чему-нибудь доброму или порочному). Впервые «нравст­венность» упоминается в «Словаре Академии Российской» как «сообразность свободных деяний с законом». Здесь же дается толкование нравоучению «часть любомудрия (философии. — И. К.), содержащая наставления, прави­ла, руководствующие к добродетельной жизни, к обузда­нию страстей и к выполнению обязанностей и должнос­тей человека».

Среди множества определений морали следует выде­лить то, которое имеет непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу, а именно: мораль принадле­жит миру культуры, входит в природу человека (измен­чивую, самосозидаемую) и является общественным (не­природным) отношением между индивидами.

2. Этика – наука о морали

Итак, этика есть наука о морали (нравственности). Но поскольку мораль социально - исторически обусловле­на, то следует говорить об исторических изменениях пред­мета этики. Сама этика зарождалась в процессе перехода от первобытного общества к ранним цивилизациям. Сле­довательно, этические знания являлись не продуктом че­ловеческой цивилизации, а порождением еще более древ­них, первобытнообщинных отношений. В данном случае имеется в виду, скорее, нормативная этика, а не этика как философская наука. В рассматриваемый период мо­раль стала обособляться в качестве особой, относительно самостоятельной формы общественного сознания. Ин­дивидуальное моральное сознание выражало рефлексию моральных норм, противостоящих реальным нравам древ­негреческого общества. Можно привести некоторые из этих норм, приписываемые семи мудрецам: «Почитай старших» (Хилон), «Спеши угодить родителям» (Фалес), «Предпочитай старые законы, но свежую еду» (Периандр), «Мера — это лучшее» (Клеобул), «Своеволие следует ту­шить скорее, чем пожар» (Гераклит) и т. д. Этика зарож­дается по мере того, как конкретно - историческим цен­ностным установкам (применительно к той или иной ис­торической эпохе) придается абстрактная, всеобщая фор­ма, которая выражает потребности функционирования раннеклассовых цивилизаций.

Следует отметить, что мораль изучает не только эти­ка, но и педагогика, психология, социология, ряд других наук. Однако лишь для этики мораль оказывается един­ственным объектом исследования, придавая ей мировоз­зренческую интерпретацию и нормативные ориентиры. Вопросы о том, в чем заключается источник морали (в природе человека, космосе или социальных отношениях) и достижим ли нравственный идеал, трансформируются в третий, пожалуй, основной для этики вопрос: как и ради чего жить, к чему стремиться, что делать?

В истории этики эволюция объекта исследования про­слеживается следующим образом. Античная этика харак­теризуется как учение о добродетелях, добродетельной (со­вершенной) личности. Здесь добродетель идентифициру­ется с каким-либо конкретным ее носителем (тем же ге­роем мифов) и связывается, прежде всего, с такими нрав­ственными качествами, как мужество, умеренность, муд­рость, справедливость, щедрость и т. д.

Гуманисты итальянского Возрождения дополнили эти добродетели еще одной, в которой были объединены тра­диции античной и средневековой культуры, — доброде­телью человеколюбия. К. Салютати (1331—1406) назвал эту добродетель humanitas; в ней сочетается идущее от Цицерона и АвлаГеллия толкование humanitas как обра­зованности, наставления в благородных искусствах и от­ношение к humanitas как к совокупности природных свойств человека в средние века. Humanitas, по Салюта­ти, — это та добродетель, «которую также имеется обык­новение называть благожелательностью». Глава Флорен­тийской академии М.Фичино (1433—1499) определял humanitas в качестве главного морального свойства. Под влиянием humanitas как добродетели человеколюбия, по­лагал он, людям становится присуще стремление к един­ству. Чем больше человек любит равных себе, тем более он выражает сущность рода и доказывает, что он чело­век. И наоборот, если человек жесток, если он отстраня­ется от сущности рода и от общения себе подобных, то он человек только по названию.

3. Функции, задачи и структура этики

Существует три функции этики: она описывает мораль, объясня­ет мораль и учит морали. Соответственно этим трем функ­циям этика делится на: эмпирически-историческую (описатель­ную), философски-теоретическую и нормативную этику. Каждой из них должна соответ­ствовать своя модель: абстрактная система понятий, проблем, структур, функций.

Какова (в общих чертах) модель нормативной этики, то есть чем она занимается, каковы ее функции, понятия, какие проблемы она ставит, на каких методологических предпосылках строится? Нормативная этика — это моральная рефлексия, рационализированное моральное сознание. Рацио­нализация, в чем бы она ни выражалась, не имеет здесь самостоятельного значения, она всегда подчинена нормативности. Нормативная этика — и это ее определяющий признак — всегда что-то «оценивает» (с моральных — в широком смысле слова — позиций) или что-то «предписывает» (в том же моральном смысле), — причем эти оценки и предписания совершаются как в явной форме, так и (очень часто) имплицитно. В этом последнем случае она выглядит вполне научно, как объективно-бесстрастное рассуждение о морали, и только тщательный анализ может показать скрытую норматив­ность таких рассуждений, (например, философ классифицирует добродетели, выполняя, казалось бы, научно-систематизаторскую задачу, однако само отнесение каких-либо человеческих качеств к «добродетелям» уже говорит о применении ценностных критериев, предшествующих данной классифика­ции; само слово «добродетель» является оценочным).

Нормативная этика выполняет определенные функции: а) проклами­рование некоторых «жизненных» («моральных») ценностей и защита (обо­снование) их; б) рационально-понятийное оформление и кодификация норм поведения и нравственных качеств человека; в) формирование нрав­ственных убеждений, перевод внешнего (социального) императива во внут­ренний (личностный) импульс.

4. Происхождение и развитие морали

Происхождение морали как этико-философская проблема. Основные подходы к вопросу о генеалогии морали. Логика генеалогического исследования.