Смекни!
smekni.com

Разумный эгоизм (стр. 1 из 3)

Министерство образования и науки РФ

Международный Независимый Эколого-Политологический Университет

Реферат по дисциплине профессиональная этика и этикет на тему:

«Эгоизм. Разумный эгоизм»

Работу проверил Работу выполнила студентка

Проф. Диамбеков Б.Б. III курса ИОВД

Миклашевская Е.В.

специальность

«Менеджмент организации»

Москва, 2009

Содержание

стр.

Введение . . . . . . . . . . 3

1. Эгоизм . . . . . . . . . . 3-7

2. Разумный эгоизм . . . . . . . . 8

Заключение . . . . . . . . . 8

Список литературы . . . . . . . . 9

Присущее человеку стремление к развитию самосознания является неотъемлемым свойством человеческой природы. Это проявление устремленности к совершенному, идеальному, целостному и есть духовность, которая традиционно рассматривается в русской философии как метафизическое ядро человека.1


Человек, по мнению И.А. Ильина, рождается в мир как некая безмерная потенция, неразрешимая до конца загадка, источник внутренних смыслов, лишь небольшая часть которых может быть объективирована и постигнута, отразившись в его самосознании. «Не следует сводить человека к его "сознанию", мышлению, рассудку или "разуму": он больше всего этого. Он глубже своего сознания, он проницательнее своего мышления, могущественнее своего рассудка, богаче своего разума. Сущность человеческого существа - утонченнее и превосходнее всего этого» 2.


Путь развития человека может быть представлен как познание человеком своей собственной сущности, как отражение этой сущности в самосознании, выражающем данность субъективной реальности сознания самому субъекту 3. Человека движет по пути развития голос совести, и, как духовное существо, человек всегда ищет лучшего, ибо некий таинственный голос завет его к совершенству. Голос этот внятен и властен над ним; именно желание отозваться на этот призыв и искание путей к совершенству придают человеку достоинство духа, сообщают его жизни духовный смысл и открывают ему возможность творить настоящую культуру на земле.4

Развитие самосознания происходит на фоне постоянной внутренней борьбы. Случается, что в этой борьбе человек терпит поражение, в результате чего развитие самосознания останавливается на достигнутом уровне. Если остановка в развитии продолжается какое-то время, то наступает дегенерация - самосознание опускается на более низкие уровни. В данном случае это означает утрату более сложных ранее приобретенных навыков, знаний, в результате чего происходит общая примитивизация поведения и мышления. Почему это происходит? Голос совести, который побуждает к развитию и который, как утверждает И.А. Ильин, «внятен каждому человеку» - отнюдь не единственный голос, пробуждающий человеческую активность. Постоянно заявляет о себе и эгоизм, определяемый как принцип «все для меня» и требующий рассудка и воли для осуществления себя как цели, и следовательно, вступающий в противоречие с любой другой целью. По этой причине эгоизм в человеке часто противостоит совести, что и порождает внутреннюю борьбу, причем это противостояние не всегда понятно самому человеку, ибо эгоизм может имитировать голос совести. Вопрос о том, как отличить голос совести от голоса эгоизма, является одним из основных вопросов в психологии, философии, религии. Проследим, как в различные эпохи изменялось отношение к эгоизму и его значению в развитии самосознания.


В христианской антропологии эгоизм имеет однозначно негативную оценку, ибо он равнозначен понятию греховности, поврежденности человека. Эгоизм проявляется как совокупность страстей, которые противоположны добродетелям и имеют своим источником самолюбие. Самолюбие (самоутверждение, самолюбование, самоуверенность) порождает три основные страсти: славолюбие, сребролюбие и сластолюбие, которые в свою очередь пробуждают остальные многочисленные страсти. Спасение и совершенство человека напрямую связано с искоренением страстей, а следовательно, и эгоизма как их источника. До конца эту задачу в условиях земной жизни решить невозможно, ибо нет ни одного человека, полностью очистившегося от страстей, но в то же время существует однозначная обратная корреляция между совершенством и эгоизмом.


В философии эпохи Возрождения понятие «эгоизм» начинает оцениваться положительно. Трактат представителя возрожденческого гуманизма - Л. Валла «О наслаждении» принято считать манифестом гуманистической этики1 В нем неискоренимость эгоизма человеческой природы обосновывается уже в силу стремления к самосохранению. Собственная жизнь человека более предпочтительна, нежели жизнь других людей, и все помыслы человека направляются на заботу о самом себе. Основным мотивом человеческой деятельности, по его мнению, является стремление к удовольствиям (сластолюбие).
Книга Николло Макиавелли «Государь» стала одним из первых пособий по политической науке и одновременно самой яркой апологией эгоизма. Философско-политическое учение Николло Макиавелли вызвало неоднозначную реакцию в современной ему Европе и резкое неприятие со стороны римско-католической церкви (в 1559 г. его книги были внесены в «Индекс запрещенных книг»). Наблюдения над жизнью привели Макиавелли к глубочайшему убеждению, что человек - это существо сугубо эгоистическое. Эгоистический интерес - самый могущественный и чуть ли не единственный стимул человеческой деятельности, и самое значительное проявление этого интереса связано с сохранением и приобретением собственности, имущества. Данное утверждение звучит как прямая антитеза христианскому учению, для которого «корень всех зол есть сребролюбие»1.

Способность к деятельности, основанной на эгоистическом интересе, воля личности, стремящейся к осуществлению больших целей - вот что, по мнению Н. Макиавелли, главное в человеке. Способность к такой деятельности он назвал доблестью, которая присуща далеко не всем людям, поэтому они и прозябают в своей жалкой жизни. Однако в истории всегда были и всегда есть отдельные личности, чья доблесть заставляет их совершать выдающиеся поступки и тем самым двигать всю историю человечества. Само государство, в понимании Макиавелли, возникло как результат все той же эгоистической природы человека. Государство - это высшая сила, способная поставить достаточно жесткий предел эгоистическим устремлениям отдельных людей и тем самым спасти их от самоуничтожения.2 Здесь мы сталкиваемся с противоречием: с одной стороны, эгоизм является главным стимулом развития, но, с другой стороны, эгоистические устремления приводят к самоуничтожению, от которого защитить призвано государство, имеющее своим источником все тот же эгоизм. Разрешение указанного противоречия требует более глубокого анализа проблемы.

Философия эпохи Просвещения принципиально игнорировала факт повреждения человеческой природы, и следовательно, рассматривала эгоизм как природное свойство человека, объясняя все несовершенство мира и человека отходом от естественных условий существования и ложными философскими, и прежде всего схоластическими идеями. По мнению просветителей, в соответствии со своей телесной сущностью каждый человек, стремясь к самосохранению, хочет получить удовольствия и избежать страданий, т. е. выступает как себялюб. Однако, будучи просвещен светом разума и воспитан, человек понимает необходимость согласовывать свой личный интерес с интересами других. Делает он это не из любви к другим, а из любви к себе. В этом суть теории разумного эгоизма, получившей широкое распространение в XVIII в.1 Пафос Нового времени заключался в том, что человек должен довериться своей природе. Это доверие в скором времени обернулось Великой французской революцией, стоившей жизни более чем одному миллиону доверчивых французов.


И в антропологической концепции Г.В.Ф. Гегеля, несмотря на его веру во всемогущество рациональности, истинным движущим мотивом поступков людей также являются страсти. Природный, «этнографический» человек никогда не исчезает с ростом культуры, он находится внутри даже самого цивилизованного индивида и на деле управляет всеми его помыслами и стремлениями. При этом страсть Г. Гегель понимает предельно обнаженно - это страсть к наживе, обогащению, к славе и могуществу, к материальному и духовному господству над миром и людьми (последнее точно соответствует христианскому пониманию «славолюбия»). Цивилизация лишь сглаживает наиболее опасные проявления страстной природы человека, укладывая ее в общественно-приемлемые границы. В целом, соглашаясь в понимании человека с Н. Макиавелли, Г. Гегель полагает, что самоосвобождение человеческого духа не есть его освобождение от эгоизма, ибо это и невозможно по природе.


Итак, как мы видим, в европейской философии утвердилось мнение о том, что вне эгоизма невозможно достижение всеобщего благоденствия. Именно эта мысль стала краеугольным камнем в построении общества тотальной конкуренции. Однако в этом случае взгляды многих европейских мыслителей Нового времени, считающих эгоизм двигателем развития человека и общества, вступили в противоречие с христианским мировоззрением и христианской моралью. В культуре продолжало господствовать мнение о том, что эгоизм есть изначальное зло и что любовь к себе исключает любовь к другому. Эта мысль внушалась всеми способами социальной суггестии и лежала в основе воспитания. «Не будь эгоистом» - эта сентенция из поколения в поколение внушалась детям. Несовместимость двух принципов («блюди свою выгоду» и, одновременно, «эгоизм - это плохо»), проповедуемых в рамках одной культуры, порождала глубинный личностный конфликт.1 Обострение этого противоречия и послужило толчком для дальнейшего раскрытия антропологической проблематики.