Смекни!
smekni.com

Договор хранения (стр. 2 из 6)

В п.2 ст.923 ГК упоминаются, так называемые, автоматические камеры. Однако определение характера отношений, возникающих с их участием, отсутствует. В течение длительного времени судебная практика исходит из того, что здесь имеет место договор имущественного найма (аренды) ячейки. Такая позиция критиковалась в юридической литературе. Представляется, что решающее значение при сдаче вещей в автоматическую камеру имеет момент хранения и обеспечения сохранности имущества, а не получения во владение и пользование самой ячейки.

Хранение в гардеробах организаций подчиняется в основном общим правилам хранения. Исключения таковы. Если, во-первых, вознаграждение не оговорено или иным очевидным способом не обусловлено при сдаче вещи, хранение предполагается безвозмездным. Во-вторых, обязанность хранителя обеспечить сохранность сданной в гардероб вещи не ограничивается лишь той степенью заботы, какую проявляется хранитель при безвозмездном хранении в отношении собственного имущества.

Статья 925 ГК, посвященная хранению в гостиницах, регулирует обязательства, возникающие не из договора, а из закона. Хранитель (гостиница, мотель, дом отдыха, пансионат, санаторий, баня и другие подобные организации) несет ответственность за утрату внесенных в его помещение вещей постояльцем без особого о том соглашения и специального оформления. Встречающиеся на практике объявления в гостинице о том, что она не отвечает за сохранность вещей постояльцев, не имеют правового значения[2].

Что же касается денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей постояльца, то хранитель отвечает за их утрату, если они были им приняты на хранение либо помещены постояльцем в предоставленный индивидуальный сейф. В последнем случае основания освобождения гостиницы от ответственности аналогичны тем, что определены в договоре хранения ценностей в банке с предоставлением индивидуального банковского сейфа (п.3 ст.922 ГК).

Особый вид хранения, урегулированный в ст.926 ГК, – секвестр. Предметом хранения выступают вещи, являющиеся объектом спора, в том числе и недвижимые. Отношения по хранению в порядке секвестра могут иметь место, как на основании договора, так и в силу закона. В первом случае лица, между которыми возник спор о праве на вещь, передают ее третьему лицу, с тем, чтобы оно возвратило вещь лицу, которому вещь присуждена по решению суда либо по соглашению всех спорящих лиц (договорной секвестр). В силу закона возникает судебный секвестр, при котором вещь, являющаяся предметом спора, передается на хранение по решению суда. Секвестр признается возмездным. Хранитель вправе получить вознаграждение за счет спорящих сторон, если договором или решением суда, которым установлен секвестр, не предусмотрено иное.

1.2 Основные разновидности договора хранения.

Теория гражданского права традиционно выделяет несколько разновидностей договора хранения, знание кото­рых помогает лучше уяснить природу установленных законом правил о хранении. Не вдаваясь в подробный анализ отдельных видов договора, так как это привело бы к неизбежным повторам в дальнейшем, огра­ничимся лишь указанием на те важнейшие основания, по которым производится выделение видов хранения. Прежде всего, закон различает обычное хранение и специальные виды хранения. Обычное хранение регу­лируется общими положениями о хранении (§ 1 главы 47 ГК), которые при всей их дифференциации применительно к особенностям хранения отдельных видов имущества, разным основаниям и условиям хранения рассчитаны на традиционные взаимоотношения поклажедателя и хра­нителя. Эти общие положения в соответствии со ст. 905 ГК применя­ются и к специальным видам хранения при условии, что ГК и другими законами (но только законами, а не подзаконными актами) не уста­новлено иное. Специальными видами хранения являются хранение имущества на товарном складе, в ломбарде, в банке, в камерах хранения транспортных организаций, в гардеробах организаций, в гостинице, а также секвестр (хранение вещей, являющихся предметом спора). По­мимо этих, прямо указанных в ГК специальных видов хранения, к ним следует отнести и некоторые другие виды хранения, в частности нота­риальный депозит[3], хранение культурных ценностей, принадлежащих частным лицам, музейными учреждениями[4] и др. Каждый из названных видов хранения имеет свои особенности, вытекающие из специфики деятельности тех лиц, которые оказывают услуги по хранению.

В зависимости от вида вещей, которые передаются на хранение, выделяются договоры регулярного и иррегулярного хранения (хранения с обезличением). По договору регулярного хранения (от лат. regulare ~ обычный, нормальный) на хранение сдается индивидуально-опреде­ленная вещь либо имущество, определенное родовыми признаками при условии, что по окончании срока договора гарантируется возврат того же самого имущества (например, тех же самых экземпляров ценных бумаг или тех же денежных купюр). Договор иррегулярного хранения (от лат. irregulare — необычный, ненормальный) заключается в отноше­нии такого имущества поклажедателя, которое может смешиваться с вещами такого же рода и качества других поклажедателей либо самого хранителя. Поклажедателю гарантируется лишь возврат равного или обусловленного сторонами количества вещей того же рода и качества. Такие договоры заключаются, в частности, овощехранилищами, неф­тебазами, элеваторами и т. д.

С учетом того, кто выступает в роли хранителя, различается про­фессиональное и непрофессиональное хранение. Профессиональным счи­тается такое хранение, при котором услугу оказывает любая коммерческая организация либо некоммерческая организация, для которой осуществление хранения является одной из целей ее профес­сиональной деятельности (п. 2 ст. 886 ГК). Если же обязанность по хранению принята иной некоммерческой организацией или граждани­ном, хранение признается непрофессиональным. Смысл данного деле­ния состоит в том, что к профессиональному хранению закон предъявляет более строгие требования, устанавливая, в частности, повышенную ответственность профессионального хранителя за сохран­ность имущества поклажедателя.

Принимая во внимание, при каких обстоятельствах заключен до­говор хранения, закон подразделяет рассматриваемые договоры на обычные и чрезвычайные. Первый вид договоров хранения заключается при нормальных условиях гражданского оборота, когда поклажедатель имеет возможность не только оценить того, с кем он вступает в договорные отношения, но и оформить их надлежащим образом. Иног­да, однако, потребность в передаче имущества на хранение возникает внезапно, при чрезвычайных обстоятельствах, например, в условиях стихийного бедствия, военных действий, внезапной болезни и т. п. В этой ситуации собственник имущества зачастую вынужден передать имущество лицу, которого он практически не знает, причем без пись­менного оформления договора. Подобные договоры выделялись в особую группу еще в римском праве (deposifummisembile — горестная поклажа), которое в этом случае возлагало на хранителя повышенную ответственность за сохранность имущества. Российское гражданское право делает для таких договоров исключение по части возможности привлечения свидетелей к доказыванию факта их заключения.

Наконец, наряду с хранением, возникающим из договора, существует хранение в силу закона. Речь идет о случаях, когда обязательство хране­ния возникает при наступлении указанных в законе обстоятельств. Примерами такого хранения являются хранение находки (ст. 227 ГК), безнадзорных животных (ст. 230 ГК), наследственного имущества (ст. 556 ГК 1964 г.), незаказанного товара (ст. 514 ГК) и т.д. К такого рода хранению, которое не следует смешивать с обязанностями по хранению имущества, входящими в качестве составных частей в другие гражданско-правовые обязательства, применяются правила о договорах хранения, если только законом не установлено иное.

Хранение на товарном складе

Необходимо заметить, что параграф 2 главы 47 ГК начинается с определения соответствующего договора, которое ограничивает состав хранителей коммерческими юридическими лицами и некоммерческими юридическими лицами (при условии, что подобная деятельность разрешена их уставными документами) любой организационно-правовой формы. Что касается физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, то они хранителями быть не могут, поскольку, как указано выше, речь может идти только об организациях[5]. Статья 907 ГК называет товарным складом организацию, призванную осуществлять хранение в качестве предпринимательской деятельности и оказывать одновременно связанные с ним услуги. Разновидность товарного склада составляет склад общего пользования. Основной признак последнего состоит в том, что он должен оказывать услуги каждому, кто обратится. Именно по этой причине его деятельность в отличие от всех остальных товарных складов является лицензируемой. Договоры, заключаемые складом общего пользования, относятся к категории публичных, подчиняющихся в своем режиме ст. 426 ГК. Соответственно любое лицо вправе требовать от указанного склада заключения с ним договора с включением в него таких же условий о цене и т. п., какие содержатся в других заключенных им договорах. Склад общего пользования вправе уклониться от заключения договора только в случаях, когда он сможет доказать невозможность принять товар на хранение (например, из-за полной загрузки складских емкостей), а устанавливать дифференцированные условия может только с учетом льгот и преимуществ, предусмотренных законом и иными правовыми актами.