Смекни!
smekni.com

История политических и правовых учений (стр. 2 из 16)

О праве. Многократно подчеркивал насущную необходимость для государства опираться на право, ориентироваться в своей деятельности на него, согласовывать с ним свои акции. Различает в праве три категории: естественное право, которое имеет своим источником самоочевидные априорные принципы; положительное (позитивное) право, источником которого является воля законодателя; справедливость – притязание, не предусмотренное законом и потому не обеспеченное принуждением. Естественное право, в свою очередь, распадается на две ветви: частное право (регулирует отношения индивидов как собственников) и публичное право (определяет взаимоотношения между людьми, объединенными в союз граждан (государство), как членами политического целого).

Огосударстве. Необходимость государства (объединения "множества людей, подчиненных правовым законам") И. Кант связывает с категориями, которые всецело принадлежат рассудочному, умопостигаемому миру. Отсюда ясно, почему на государстве нет бремени забот о мат. обеспеченности граждан, об удовлетворении их соц. и культурных нужд, об их труде, здоровье, просвещении и т.д. Под благом государства следует понимать состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права. И. Канта одним из главных создателей концепции "правового государства" Отправной пункт кантовского анализа – гипотеза естественного состояния, лишенного всякой гарантии законности. Нравственный долг, чувство уважения к естественному праву побуждают людей оставить это первоначальное состояние и перейти к жизни в гр. обществе. Акт, посредством которого индивиды образуют народ и государство, есть общ. договор. Согласно общ. договору, заключаемому в целях взаимной выгоды и в соответствии с категорическим императивом, все отдельные лица, составляющие народ, отказываются от своей внешней свободы, чтобы тотчас же снова обрести ее, однако уже в качестве членов государства.

47. Историч. школа права.

Она сформировалась в к.18 - н.19 в.в., оказалась весьма влиятельной. Ист. школа была реакций на естественную школу права, которая была основой революции во Франции. Сторонники этой школы были решительными противниками революции => отвергалась та революционная идеология, т.е. естественная школа права. Право необходимо интерпретировать не так, как его понимали сторонники естественной школы: право – результат сознания, ра­зумной деятельности людей. Истор. школа: право – не результат созна­тельной деят. людей, не воля сознательная, а продукт народного, на­ци­о­нального духа, право возникает само собой, стихийно, независимо от воли людей, та же, как появился язык. Право формируется так, как формируются, например, правила игры; и изменяется право как явление, которое порождается национальным духом в результате изменений под воздействием изменения жизни народов, изменения общего сознания народа и его духа. Сам народный дух как таковой не изменяется, а лишь развивается в процессе развития. Основатель – Густав Гуго, профессор , специалист по римскому праву. Власть и право возникают не в результате договора, не по чьему-то указу, не от Бога, а появилось стихийно. Всё то, что происходит в обществе – это всё закономерно, оправдано.Он оправдывает рабство, т.к. оно существовало тысячелетиями. Дальше эти положения развивал его соотечественник Савиньи . Он акцентирует внимание на националистич. характере духа, который порождает право.Всякое право в своём развитии проходит 3 ступени: природное право – живёт в сознании народа, свойственно национальному духу, прирождённое народу; учёное право – тоже обычное право, но подвергшееся научной обработке. Это право живёт как бы двойной жизнью: как право природное и учёное; кодификация. Как объединение в единой форме законов, процесс, который, в частности, происходил в Риме, когда Юстиниан создал кодекс. Этот процесс, с т.з. С., ещё не наступил. Пухта Георг Фридрих .Профессор Берлинского университета, специалист по римскому праву. Право в своём развитии проходит 3 стадии: обычай – первонач. источник права; законодательство – персонификация общей воли; право юристов – юристы вскрывают нормы, таящиеся в духе народа, наци­ональном духе, но их нормы ещё нет ни в обычае, ни в зак-ве.

48.Учение Гегеля о государстве.

Гос-во представляет собой, по Гегелю, идею разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах внешнего, наличного бытия. Хотя Гегель и признает возможность плохого гос-ва, которое лишь существует, но не действительно, не обладает внутренней необходимостью и разумностью, однако оно остается вне рамок его философии права, исходящей из идеи гос-ва, т.е. действительного разумного гос-ва. Гегелевская идея гос-ва т.о. представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой гос-во, само будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое гос-во. Свобода (в ее гегелевской трактовке) означает достигнутость такой ситуации правового гос-ва. Различные трактовки гос-ва в гегелевской философии права: гос-во как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как единый организм, как конст. монархия, как "политическое государство" и т.д. – являются взаимосвязанными аспектами единой идеи гос-ва.

49.Учение Гегеля о праве.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель: наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, диалектика которой совпадает с философским конструированием системы права как царства реализованной свободы. Свобода, по Гегелю, составляет субстанцию и основное определение воли. Речь при этом идет о развитой, разумной воле, которая свободна. Понятие "право" употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: право как свобода ("идея права"); право как определенная ступень и форма свободы ("особое право"); право как закон ("позитивное право"). Идея права. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, "свобода" и "право" выражают единый смысл; в этом отношении гегелевская философия права могла бы называться философией свободы. Отношения "свободы" и "права" опосредуются через диалектику свободной воли. Особое право. Система права как царство осуществленной свободы представляет собой иерархию "особых прав" (от абстрактных его форм до конкретных). Позитивное право является одним из "особых прав" .Превращение права в себе в закон путем законодательствования придает праву форму всеобщности и подлинной определенности. Предметом зак-ва могут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера. Различая право и закон, он в то же время стремится в своей конструкции исключить их противопоставление.

46. Политико правовая теория И. Фихте Иоганн Фихте - Общетеоретические взгляды на гос-во и право развиваются в русле естественно-правовой доктрины. Своеоб­разием отличается методологическая, философская основа этих взглядов. Фихте— убежденный субъективный идеалист, для которого материальный мир во всех его бесчисленных аспектах существует лишь как сфера проявления свободы человеч. духа; вне человеч. сознания и человеч. Деятел. нет объективной действительности. И по Фихте, право выводится из «чистых форм разума». Внешние факторы не имеют отношения к природе права. Необ­ходимость в нем диктует самосознание, ибо только наличие права создает условия для того, чтобы самосознание себя выявило. Однако право базируется не на индивид. воле. Конституируется оно на основе взаимного признания индивида­ми личной свободы каждого из них. Чтобы гарантировать свободу отдельного человека и совмес­тить с ней свободу всех, нужна правовая общность людей. Стержнем такой правовой общности должен стать юр. закон, вытекающий из взаимоотношений разумно-свободных существ, а не из нравственного закона. Право функционирует независимо от морали, регулируя исключительно область дей­ствий и поступков человека. Фихте считал, что правовые отношения, а следовательно свобода индивидов, не застрахованы от нарушений. Господство закона не наступает автоматически. Правовые отношения, сво­боду надлежит защищать принуждением. Потребность обеспечить личные права людей обусловливает необходимость государства. Принудительной силой может быть лишь единая коллективная воля, для образования которой надо согласие всех, необходим соответст. договор. И люди заключают такой гражданско-госуд. договор. Благо­даря ему и устанавливается государственность.

50. Политико – правовые взгляды М. Сперанского .

Он создатель знаменитого Свода Законов Российской Империи (СЗРИ). Под его руководством готовилось полное собрание законов в 46 томах, а потом на его основе – СЗРИ. Стоял на позиции естественной школы права. Радикальный мыслитель, решительно осуждает кре­пост­ничество, самодержавие, которое называл деспотизмом. В России 2 сост-я: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые – свободные по отношению ко вторым. И самодержавие и крепостничество не совместимы с законностью, народным про­свещением, с развитием промышленности, которая требует квалиф. труда. Ликвидация самодержавия неизбежна, ибо, когда образ правления отстаёт от степени развития общества, это неизбежно; если не будет реформ сверху – будет революция => нужна реформа: вместо самодержавия необходима констит. монархия. Обоснование её осуществления: всякое законное правительство обязано своим происхождением общей воле народа. Народ своим волеизъявлением создаёт власть, которой он передаёт свои права, физические силы, разум, богатство и уважение, чтобы получить от власти безотказное и гарантированное свои прав.Установление Конституции в России обеспечит незыблемость права собственности и других прав граждан, обеспечит разумный порядок. С. сторонник разделения властей. “План гос. преобразования графа Сперанского” – создание системы Дум (волостных, окружных, губернских и Государственной). Законодательная инициатива должна принадлежать монарху. Он же должен утверждать законы. Монарху предоставляется исполнительная властьВысшая судебная инстанция – Сенат.