Смекни!
smekni.com

Источники права Византии (стр. 5 из 10)

Эклога открывает собой целую группу кратких законодательных сводов, изданных византийскими императорами в VIII и IX вв. Хотя Эклога не отменила действия законодательства Юстиниана и по сути дела лишь в некоторых направлениях развила и изменила его отдельные нормы, тем не менее она ставила себе реформаторские задачи. Сущность задуманных ее составителями реформ изложена в открывающем книгу предисловии.

При составлении этого непривычно краткого свода авторы его, очевидно, взяли за образец некоторые предшествующие эпитомы, составленные юристами для нужд судебной практики. Хотя прямых заимствований из трудов юристов VI—VII вв. в Эклоге установить не удалось, но параллели между этим памятником VIII в. и подобными предшествующими трудами наблюдаются в ряде случаев. Поэтому есть основания считать, что линия развития права как в VII, так и в VIII в. шла в первую очередь в направлении освоения огромного наследства, которое представляло законодательство VI в., и приспособления его путем издания нового официального законодательного сборника для нужд судебной практики.

Из той характеристики, которую сами законодатели дают своему своду, вытекает, что это была, во-первых, «выборка», экстрагированная из огромного по своим масштабам законодательства Юстиниана, на замену которого составители отнюдь не претендовали. В этом отношении составители имели возможность использовать частные сборники юристов VI—VII вв., ставившие в первую очередь задачи практического характера. Однако в отличие от этих предшествующих трудов, где даже при новой компоновке материала (например, у Афанасия из Эмесы) не вносилось ничего нового в используемые и сопоставляемые законы, в Эклоге впервые излагаемые постановления подвергались некоторой модификации и в этом измененном виде получили обязательную силу закона. Ввиду заранее намеченного ограниченного объемаЭклоги отбор материалов гражданского права, включенных в нее проводился очень жестко. По-видимому, в нее были включены лишь те, которые были наиболее необходимы в судебной практике VIII в., с одной стороны, и те, которые потребовали внесения изменений, — с другой. Ряд важнейших вопросов гражданского права и процесса по этой причине не нашел никакого отражения в Эклоге.[22]

Поэтому вполне резонно предположение, что наличие Эклоги не исключало возможности использования судьями для разъяснения и решения дел законодательства Юстиниана и его преемников.

Составители Эклоги (как это указано в предисловии к ней) с одной стороны, ставили перед собой реформаторские цели, а с другой — стремились создать официальное руководство не только небольшое по объему, но и более доступное по языку.[23] В отличие от громоздкого законодательства VI в., изложенного главным образом по-латыни, Эклога явилась первым официальным сводом, написанным по-гречески, на языке, доступном для массы населения Византии того времени.

Эклога открывается большим предисловием, в котором подробно изложены цели издания, а также сообщены сведения о членах законодательной комиссии и источниках, использованных при составлении сборника. Таким образом, предисловие может рассматриваться как программа осуществляемой путем издания сборника судебной реформы, как программа, которая нашла свою конкретизацию в законодательных нормах последующих восемнадцати титулов Эклоги.

Если исходить из предисловия, можно заключить, что реформа шла в нескольких направлениях[24]:

1) был создан новый краткий, легко обозримый и, следовательно, более доступный свод законов, чем действовавший со времени Юстиниана I громоздкий, во многом противоречивый, многочастный корпус;

2) была введена система выдачи жалованья из казны квестору, антиграфевсам и всему судебному персоналу и безвозмездности суда для лиц, участвующих в судебных тяжбах; такая система была рассчитана на то, чтобы положить предел взяточничеству судебных чиновников;

3) последовательно был проведен принцип равенства всех перед судом, независимо от степени имущественной обеспеченности;

4) был внесен ряд коррективов в действующие законы, в особенности в части сделок по договорам.

Эклога предусматривает телесные и членовредительные наказания, подобных которым не знало законодательство Юстиниана. Некоторые исследователи полагают, что в ней отразилось обычное право, которое получило свое развитие в VII в. и которое было, возможно, записано уже во времена императора Ираклия. Эти жестокие наказания (отрезание носа, вырывание языка, отсечение рук, ослепление, бритье головы, выжигание волос) были в некоторых случаях заменой смертной казни, в других они были введены вместо денежных штрафов, предусмотренных в соответствующих случаях законодательством Юстиниана[25].

Весь свод делился на 18 титулов, охватывающих различные вопросы брачного и семейного права, наследственного права, опеки и попечительства. Регламентировались договоры дарения, купли-продажи, займа, найма. В Эклоге давался перечень наказаний, налагаемых за совершенные преступления, регламентировалось правовое положение рабов, свидетелей, участвующих в процессе, и должностных лиц (их имущественные отношения).

Большая часть законоположений Эклоги касается гражданского права. 3начительное внимание законодатели уделили семейному праву. Первые три титула Эклоги трактуют об обручении, браке и приданом. Следующие три — о наследовании по завещанию и закону. Далее (VII титул) рассматриваются вопросы об опеке и попечительстве, VIII титул — об освобождении от рабства, о вольноотпущенниках. Несколько титулов (IX, X, XI, XII, XIII) имеют своей темой договорные отношения — договоры купли-продажи, займа, поклажи, дара, эмфитевзиса и других форм аренды. XIV титул посвящен свидетелям, XV — мировым сделкам. XVI — лагерным пекулиям. XVII — вопросу о наказаниях за уголовные преступления, XVIII — разделу военной добычи.

В перечень преступлений, содержащийся в Эклоге, входили: нарушения святости алтаря и церковного убежища, вероотступничество, клятвопреступление, разграбление могил, подделка денег, хищения, прелюбодеяние и т.д.

Предусматривались следующие наказания: битье плетьми и палками, урезание носа и языка, ослепление, отсечение конечностей, выжигание волос и пр.

В ряде случаев Эклога предусматривала замену денежных штрафов, даже установленных кодексом Юстиниана, телесными наказаниями, широко используя принцип талиона.

Смертная казнь устанавливалась за наиболее тяжкие преступления: кровосмешение, умышленный пожог, отравление, колдовство, убийство, гомосексуализм, разбой и т.д.

В сфере гражданского и семейного права Эклога развивала некоторые основные тенденции, заложенные еще законодательством Юстиниана. Такая форма, как обручение, стало в Эклоге юридическим соглашением, являющимся подготовительным этапом к заключению брака. Расторжение этого договора без уважительных причин влекло уплату неустойки.

Брак, по Эклоге, представляет собой союз мужа и жены, пользующихся равными имущественными правами. Браки между близкими родственниками запрещались. Сокращалось также число законных поводов к разводу.

В Эклоге уточнялись формы заключаемых договоров (дарения, завещания), юридический порядок привлечения наследников по закону, вопросы опеки и попечительства и др.

При рассмотрении этих вопросов законодатели в целом следуют Юстинианову праву. Эклога тем не менее в деталях развивает и иногда вносит некоторые изменения в старые законы. Это особенно заметно в семейно-имущественном праве. Так, в отношении запрещения браков между близкими родственниками Эклога идет гораздо чем законодательство Юстиниана, и даже дальше правил, предписанных канонами Трулльского собора. Имеется также ряд других изменений в деталях — в сроках, в основаниях для развода, в защите прав вдовы и т.д. Рассматривая изменения в других разделах гражданского права, отметим их в установлении формы, требуемой Эклогой при дарениях, в изложении правил привлечения наследников при наследовании по закону. Развитие наблюдается и в трактовке вопросов опеки и попечительства. Оба эти института приобретают еще в большей степени, чем раньше, характер учреждений, контролируемых государством. Так, обязанности попечителей малолетних сирот, по Эклоге, в первую очередь, как и прежде, должны были нести те лица, которые были назначены в письменной или устной форме родителями. Если же такого назначения сделано не было, то попечительство об имуществе сирот должно было быть возложено на благочестивые учреждения — на приюты для престарелых, на странноприемные дома, на церкви.

Таким образом, программа была задумана весьма широко. Она провозглашала реформу существующей судебной практики в интересах населения «империи, жившего как в столице, так и за ее пределами, т.е. в провинции, в сельских местностях». Как пишет Е.Э Липшиц: «Результаты работы юристов, участвующих в издании Эклоги, по всей вероятности, отвечали потребностям того времени. Во всяком случае им удалось создать такой законодательный сборник, который получил большую популярность даже тогда, когда его формальное действие было приостановлено и осуждено в последующем законодательстве»[26].

В середине VIII в. появилось приложение к Эклоге, которое включало некоторые вопросы, не нашедшие отражения в основной Эклоге, в частности такие составы, как преступления против личности и преступления против веры. По сравнению с трактовкой этих преступлений, содержащейся в Дигестах и кодексе Юстиниана, авторы приложения усилили ответственность за преступления против веры, направляя основные репрессии против еретиков (манихеев и монтанистов).

В приложение к Эклоге были включены также четыре самостоятельных закона — земледельческий, военный, морской и Моисеев.[27]

Для социально-экономической истории Византии того периода особенно важен Земледельческий закон — краткий юридический сборник, регламентирующий правовые отношения в деревне. Он предусматривал ответственность за кражу зерна, плодов, леса, за потраву посевов. Интересно, что «Земледельческий закон» не знает зависимого населения и оперирует исключительно категориями свободного крестьянства[28].