Смекни!
smekni.com

Освобождение от уголовной ответственности и наказания (стр. 5 из 8)

Требуется еще одно условие - отбытие осужденным не менее одной трети срока назначенного наказания. По-прежнему законодательству требовалось отбытие не менее половины, двух третей и трех четвертей назначенного срока наказания, а также указывало на неприменение замены нака­зания более мягким к некоторым категориям осужденных (особо опасным рецидивистам, лицам, которым смертная казнь заменялась лишением свободы в порядке амнистии или помилования и т.д. (ст. 53 прежнего УК).

При замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в ст. 44, в пределах, установленных для каждого вида наказания.

Замена неотбытой части срока наказания более мягким в отличие от условно-досрочного освобождения является безусловной. Замена неотбытой части наказания более мягким применяется так же, как и при условно-досрочном освобождении от наказания, а именно: при пример­ном поведении, добросовестном отношении к труду осужденного. Одна­ко применение различных институтов при наличии одних и тех же ос­нований представляется необоснованным. На практике такая замена применяется к лицам, твердо вставшим на путь исправления. Оконча­тельное достижение целей наказания в подобных случаях возможно при исполнении более мягкого наказания. Тем самым стимулируется стремление осужденных к исправлению. В основу решения вопроса о том, встал ли осужденный на путь исправления, положены те же основ­ные критерии, на основании которых решается вопрос об исправлении осужденного: примерное поведение и добросовестное отношение к тру­ду осужденного.

СТАТЬЯ 81 "Освобождение от наказания в связи с болезнью"

Институт освобождения от наказания в связи с болезнью был предусмотрен в уголовно-процессуальном законодательстве, хотя несомненно является уголовно-пра­вовым.

Часть 1 этой статьи предусматривает условия освобождения лица, у которого наступило психическое расстройство. Данная статья применима в том слу­чае, если такое расстройство наступило после совершения преступления. Если лицо находилось в таком состоянии во время совершения преступления, то оно должно было быть признано невменяемым и освобождено от уголовной ответственности. Законодатель предусматривает два вида критериев, наличие которых дает основание для освобождения от наказания в связи ( болезнью: медицинский и юридический. Для освобождения лица от наказания необ­ходимо наличие обоих этих критериев.

Медицинский критерий выражается в наступлении психического расстройства. Наличие такого расстройства определяет врачебная комиссия, которая руководствует­ся ведомственным нормативным актом - приказом Министра внутренних дел СССР.[4] В названном приказе, утвержденном Министерством здравоохранения СССР содержится перечень заболеваний, дающих основание для освобождения осужденного по болезни.

Юридический критерий предусматривает интеллектуальный и волевое признаки. Первый выражается в том, что лицо вследствие психического расстройств; лишено возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия). Это означает, что лицо не понимает фактическую сто­рону своих действий, их социальный смысл. Оно не может оценивать опасности эти: действий для общества и того вреда, который может наступить вследствие их совершения. Волевой признак заключается в том, что лицо не может руководить своими действиями. Чаше всего расстройство интеллекта сочетается с расстройством воли. Однако на практике могут быть случаи, когда лицо понимает фактическую сторону своих действий, но вследствие расстройства воли не может удержать себя от совершения общественно-опасных действий. Поэтому законодатель считает обязательным наличие хотя бы одного из названных признаков, который в сочетании с медицинским критерием даст основание для постановки вопроса об освобождении лица от отбывания наказания.

Освобождение лица от наказания в связи с психическим расстройством может сочетаться с назначением принудительных мер медицинского характера. Такие меры должны назначаться лишь в том случае, если психическое расстройство связано с воз­можностью причинения этими лицами существенного вреда либо с опасностью этих лиц для себя или других.

Суд может назначить амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра либо принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа, специализированного типа или специализированного типа с интенсивным наблю­дением.

Если освобождаемый не представляет опасности по своему психическому состо­янию, органы здравоохранения, по представлению суда, могут решить вопрос о его лечении амбулаторно или стационарно либо о направлении его в психоневрологичес­кое учреждение социального обеспечения.

Лицо, заболевшее психическим расстройством, освобождается от наказания, а лицо, отбывающее наказание, - от дальнейшего его отбывания, независимо от харак­тера совершенного преступления, вида наказания, назначенного и отбытого срока, поведения во время отбывания наказания и других обстоятельств.

При решении вопроса об освобождении лица, заболевшего после совершения преступления иной тяжкой болезнью (т.е. не связанной с психическим расстройством] суд учитывает характер заболевания, а также иные обстоятельства.

В законе говорится о заболевании тяжелой болезнью, препятствующей отбы­ванию наказания. Строго говоря, болезнь может препятствовать только отбыванию таких наказаний как обязательные работы и исправительные работы, поскольку их отбывание связано с трудом, а, следовательно, с наличием трудоспособности. Отбы­ванию лишения свободы, т.е. нахождению под стражей не может препятствовать ника­кая болезнь. Видимо, вслед за ст. 362 УПК 1960 г. законодатель применил не совсем точный термин. На мой взгляд, законодатель имел в виду, что отбывание наказания неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья осужденного, может привести к прогрессированию болезни.

Перечень заболеваний, дающих основание для постановки вопроса об освобож­дении от отбывания наказания, дан в указанном выше приказе МВД СССР.

Иные обстоятельства, которые учитывает суд, касаются личности осужденно­го, числа и характера совершенных им преступлений, вида наказания, поведения лица во время отбывания наказания, продолжительности отбытого и неотбытого срока на­казания и др. обстоятельств. Оценка всех названных факторов должна позволить суду ответить на основной вопрос - будет ли представлять осужденный опасность для общества, вероятно ли совершение им нового преступления, достигнута ли в отно­шении него цель исправления. Кроме того, следует иметь в виду достижение цели восстановления социальной справедливости. Это означает, что суд обязан проявлять осторожность при освобождении лиц, совершивших опасные преступления, вы­звавшие широкий социальный резонанс, повлекшие особо тяжкие последствия, отбывших незначительную часть назначенного судом наказания. Это позволит судить и о достижении цели предупреждения совершения новых преступлений.

Следует иметь в виду, что освобождение от наказания в связи с иной тяжелой болезнью не является субъективным правом осужденного, даже если его заболевание подпадает под соответствующий перечень, этот вопрос решается судом на основе учета всех названных выше обстоятельств в совокупности.

Как известно, военнослужащие в случае заболевания, делающего их негодными к военной службе, подлежат увольнению из армии. Если отбывание нака­зания связано с продолжением службы в армии, то заболевание исключает как их службу в армии, так и отбывание наказания. Поэтому в таких случаях они должны освобождаться от дальнейшего отбывания наказания. Закон допускает как их полное освобождение, так и замену неотбытой части наказания более мягким его видом. Представляется, что к военнослужащим, положительно зарекомендовавшим себя во время службы, в том числе и в период отбывания наказания, как правило, должно применяться досрочное освобождение, а к тем, кто характеризовался отрицательно - замена наказания более мягким.

Лица, освобождаемые от наказания в соответствии с ч.ч. 1 и 2 данной статьи, в случае их выздоровления могут подлежать уголовной ответственности и на­казанию. Время принудительного лечения в психиатрическом стационаре в соот­ветствии со ст. 103 УК засчитывается в срок отбывания наказания из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы. Если к моменту выздоровления еще не истекли срок наказания и сроки давности, лицо может подлежать ответственности и наказанию.

СТАТЬЯ 83 "Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда"

Приговор должен быть приведен в исполнение по вступлении его в законную силу. Если он вынесен Верховным Судом России, приговор обжалованию не подлежит и вступает в силу по его провозглашении, в остальных случаях - по истечении срока на кассационное обжалование и опротестование, т. е. через 7 суток; если он был обжа­лован или опротестован, - по рассмотрении жалобы или протеста кассационной инстанцией (разумеется, если приговор оставлен в силе). Срок на обжалование истека­ет в 24 часа последних суток (день провозглашения приговора не принимается в рас­чет).

Приговор считается не приведенным в исполнение, если он по каким-либо причинам не был направлен органу, исполняющему наказание, либо не был реализо­ван, например- по халатности или вследствие злоупотребления должностного лица, ввиду утери при пересылке и т. п.