Смекни!
smekni.com

Право интеллектуальной собственности (стр. 2 из 2)

На практике, в настоящее время все чаще можно встретить произведения, созданные совместным творчес­ким трудом нескольких авторов. Их правовой режим ус­танавливается через определение круга субъектов права на такие произведения, а также объем прав, принадле­жащих всем соавторам сообща и каждому из них в от­дельности. При этом прослеживается общая тенденция к определению круга субъектов авторских прав и их пра­вомочий применительно к произведениям такого рода в зависимости оттого, можно выделить конкретный твор­ческий вклад каждого из соавторов или нет. Если это сделать невозможно, то авторское право на произведе­ние принадлежит всем авторам совместно. Осуществлять свои авторские права в этом случае соавторы должны сообща, однако возможны и отдельные исключения, свя­занные, в частности, с защитой авторских прав отдель­ными соавторами.

В случае, если творческий вклад каждого из соав­торов может быть определен, каждый из них в соответ­ствии с положениями договора сохраняет свое авторс­кое право на созданную им часть; при этом авторское право на произведение в целом по законодательству многих стран принадлежит тому лицу (физическому или юридическому), под именем которого оно выпущено в свет. Если новое произведение включает предшествую­щее, то права автора более позднего произведения не должны затрагивать права автора более раннего.

Особо регулируется вопрос о том, кому принадле­жит авторское право на произведение кинематографии. Соответствующие нормы имеют, как правило, диапозитивный характер и могут быть изменены условиями до­говора о создании фильма. Законодательство стран кон­тинентальной Европы предусматривает, что авторское право на кинематографическое произведение принадле­жит его создателям, причем каждый из соавторов имеет авторское право на созданную им часть произведения (сце­нарий, музыку и т.д.). При этом обеспечивается право продюсера на коммерческое использование кинофильма. По-иному регулируется этот вопрос в странах англо-аме­риканского права. Так, в Англии по закону 1988 года об­ладателем исключительного права на кинофильм являет­ся продюсер. Аналогичное положение существует и в США, хотя американское законодательство не содержит специальных норм по этому вопросу .

Субъектами авторского права по закону являются также наследники автора или иного обладателя авторского права. Авторское право наследников ограничено определенным сроком, который начинает течь после смерти автора, а так­же в случае случаев и по объему. Последнее ограничение касается главным образом так называемых «моральных прав» автора.

Субъективные авторские права могут быть услов­но разделены на две группы: личные неимущественные права (или, следуя терминологии, общепринятой в запад­ной литературе, «моральные» права—moralrights) и иму­щественные права. Последние, как правило, имеют под­чиненное значение. К их числу принято относить: право на авторство и право на авторское имя; право на опубли­кование произведения, право на «отзыв» опубликованно­го произведения; право на неприкосновенность произве­дения (включая право на охрану целостности произведе­ния, внесение в него изменений и т.д.).

Право на авторство понимается, как право созда­теля произведения быть признанным в качестве его автора. Право на авторское имя означает право автора опубликовать произведение под своим собственным именем, под псевдонимом или без указания имени (т.е. анонимно). Это правомочие позволяет автору требовать указания своего имени во всех случаях использования его произведения: при его издании или воспроизведе­нии, публичном воспроизведении, публичном исполне­нии, передаче по радио и телевидению, а также при ци­тировании. Суть права на опубликование (т.е. на рас­крытие сущности произведения) заключается в том, что только автор может решить вопрос о выпуске произве­дения в свет и определить способ и условия выпуска;

никто не имеет права опубликовать произведение без согласия автора. Право на «отзыв» произведения -заклю­чается в том, что после передачи права на использование произведения другому лицу и даже после его публикации автор может отказаться от решения об опубликовании и от дальнейшего распространения опубликованного про­изведения. При этом он вправе требовать даже изъятия произведения из продажи. Однако при осуществлении указанного правомочия автор обязан возместить лицу, которому уступлено право на использование произве­дения, понесенный ущерб. Наконец, право на неприкос­новенность произведения означает право автора препят­ствовать любым искажениям своего произведения в про­цессе его использования, любой его переделке, снабжению его предисловием, послесловием, комментариями и т.д., а также противодействовать любым другим действи­ям в связи с использованием произведения, которые мог­ли бы нанести ущерб чести или репутации автора.

Имущественные права неодинаково формулируют­ся в законодательстве стран континентальной Европы и стран англо-американского права. Так, в странах конти­нентальной Европы имущественное право определяется общим образом как исключительное право на исполь­зование произведения в любой форме с целью извлече­ния прибыли. При этом, как правило, дается и перечень отдельных правомочий, а также раскрывается их содержа­ние. Среди них обычно фигурирует право на воспроизве­дение, на публичное представление или исполнение, на рас­пространение произведения и др. Законы стран англо-аме­риканского права не дают общего понятия имущественного права, устанавливая лишь перечень отдельных правомо­чий имущественного характера. Так, английское законо­дательство традиционно трактует понятие исключитель­ного права на произведение (copyright) не как право исполь­зовать произведение в любой форме, а как исключительное право совершать лишь определенные действия в отноше­нии охраняемого произведения. Другой особенностью ан­глийского закона является то, что он не содержит единого перечня таких действий, который был бы применим ко всем видам произведений, то есть не устанавливает единого со­держания исключительного права.

Законодательство государств обеих правовых сис­тем устанавливает отдельные ограничения исключи­тельного права на произведение, определяя круг случаев свободного использования произведений без со­гласия правообладателей. Так, допускается свободное использование охраняемых произведений в личных целях (без извлечения прибыли), в том числе путем сня­тия копий с применением современных средств репро­дуцирования (фото и ксерокопирования). Свободное ис­пользование произведений допускается также в целях исследования или критики (например, цитирование не­больших отрывков опубликованных произведений), в об­щеобразовательных целях (включение отдельных фраг­ментов произведений в школьные учебники, хрестома­тии и т.д.), в интересах правосудия, в интересах библиотек и архивов (изготовление небольшого, строго ограни­ченного количества копий произведений, например ред­ких книг, рукописей, различных документов и т.д.), в целях передачи информации (свободное воспроизведе­ние в периодической печати, по радио и телевидению сообщений, относящихся к «новостям дня», составление обзоров прессы, распространение материалов на теку­щие политические и экономические темы и т.д.) [83].

Исключительное право на произведение литературы, науки и искусства ограничено определенным сроком, по истечении которого произведение может быть свободно использовано любым лицом. Законодательства устанав­ливают, как правило, общий срок охраны и несколько специальных сроков, применяемых к отдельным видам произведений или в некоторых особых случаях. (Во Франции, Швейцарии, Англии и США общий срок охраны ав­торского права охватывает период жизни автора и 50 лет после его смерти, в Германии — период жизни автора и 70 лет после его смерти).

Специальные сроки охраны авторских прав устанав­ливаются обычно для произведений кинематографии, фото произведений и произведений прикладного искусства, а также для произведений, опубликованных под псевдо­нимом или анонимно (в том случае, если подлинное имя автора неизвестно, в результате чего применение общего срока охраны после его смерти невозможно). Специаль­ные сроки охраны авторских прав установлены и в отно­шении произведений, впервые опубликованных после смерти автора. (Так, по законодательству Франции, Швейцарии, Англии авторс­кое право нa произведения, опубликованные под псевдонимом или анонимно, охраняется в течение 50 дет после их публикации, в Германии в течение 70 лет, в США - в течение 75 лет после публикации или 100 лет со времени создания произведения (бе­регся более короткий срок)).

Установленные в законе сроки охраны, начинающие течь после смерти автора, а также все специальные сроки охраны исчисляются, как правило, с 1 января года, сле­дующего за годом смерти автора или годом совершения соответствующего действия (например, опубликования произведения). Сроки охраны произведений, созданных в соавторстве, исчисляется с 1 января года, следующего за годом смерти последнего из соавторов.