Смекни!
smekni.com

Право интеллектуальной собственности (стр. 1 из 2)

Авторское право

Авторское право (lawofcopyright) представляет со­бой совокупность правовых норм, регулирующих поря­док использования произведений литературы, науки и искусства.

Авторское право исторически возникло как специфи­ческое средство правовой охраны интересов издателей и кни­готорговцев. Основная социально-экономическая цель ав­торского права заключалась в установлении монополии на использование произведения, выступающего как товар, и в закреплении условий перехода этой монополии от ав­тора к предпринимателю — издателю, антрепренеру, ки­нопродюсеру и т.д.

В нынешних условиях авторы более организованы: их интересы защищают многочисленные авторско-правовые об­щества, объединения работников творческого труда и дру­гие организации — как национальные, так и международ­ные. В результате в последние десятилетия в мире намети­лась тенденция к расширению охраны прав авторов.

В правовых системах cтpaн Запада права на произ­ведения литературы, науки и искусства рассматриваются как «литературная и художественная собственность», ко­торая, в свою очередь, является частью более широкого понятия «интеллектуальная собственность», охватываю­щего наряду с указанными правами также права на изоб­ретения, товарные знаки, промышленные образцы и дру­гие объекты «промышленной собственности».

Такая трактовка прав на продукты творческой дея­тельности обусловлена тем, что они, как и право собствен­ности, являются по своему содержанию абсолютными правами: только правообладатель может использовать произведение с целью извлечения имущественной выго­ды; все третьи лица обязаны воздерживаться от наруше­ния его права, и не могут использовать произведение без его согласия. Таким образом, права «интеллектуальной собственности» имеют исключительный характер. Специ­фика этих прав заключается в том, что их объекты по сво­ему существу нематериальны.

Нормы авторского права в большинстве из рассмат­риваемых стран, не включаются в гражданские кодексы, а содержатся в специальных законах и многочисленных подзаконных актах. Среди законов в большинстве стран можно выделить те, которые регулируют общие вопросы охраны авторских прав, устанавливая виды объектов ав­торского права, основные права авторов и других субъек­тов авторского права на произведения, основные формы их использования и средства правовой защиты, а также те, которые регулируют некоторые специальные вопро­сы, касающиеся, в частности, отдельных видов произве­дении (например, фото произведений, произведений изоб­разительного искусства, звукозаписей и др.).

Среди многосторонних международных конвен­ций, оказавших наибольшее влияние на внутреннее за­конодательство этих стран, следует выделить Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведении 1886 года, которая впоследствии неоднок­ратно пересматривалась Заметная роль принадлежит и Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 года Последние по времени редакции обеих конвен­ции были приняты в Париже в 1971 году Во Франции ос­новным законом об авторском праве является закон о ли­тературной и художественной собственности от 11 марта 1957 г (с последующими изменениями, в частности, в 1985 г ), который пришел на смену законодательству эпо­хи буржуазной революции, действовавшему более по­лутора столетий. В ФРГ основными законами об автор­ском праве являются закон об авторских и смежных правах от 9 сентября 1965 г с изменениями, наиболее су­щественные из которых были внесены в 1972—1974 годах, а также принятый одновременно с ним закон о распоря­жении авторскими правами (закон об авторских обще­ствах) Закон об издательских правах 1901 года, действу­ющий вплоть до настоящего времени с незначительными изменениями, внесенными в 1965 году, регулирует изда­тельский договор.

Авторские договоры также регулируются общими нормами договорного права, содержащимся в германс­ком ГУ, швейцарским федеральным законом об авторс­ком праве на литературные и художественные произве­дения от 7 декабря 1922 г с изменениями, внесенными в 1955 году, 03 Швейцарии (ст. 380—393) В странах анг­ло-американского права наряду с судебным прецеден­том важнейшую роль в регулировании авторских от­ношении также играет законодательство. Англия счи­тается родиной самого первого в истории закона об авторском праве, известного под названием «Статут королевы Анны» (1710 г ) Этот закон установил ряд фундаментальных принципов охраны исключительно­го права на произведения, которые были впоследствии восприняты законодательством других буржуазных стран. В настоящее время в Англии действует закон об авторском праве 1988 года, пришедший на смену зако­ну 1956 года. Этот закон, как и предыдущие, распрост­раняется на всю территорию Великобритании. В США в 1976 году также был принят новый закон об авторс­ком праве (титул 17 «Авторское право» Свода законов Соединенных Штатов), который вступил в силу 1 янва­ря 1978 г. В 1988 году в него были внесены изменения, связанные с присоединением США к Бернской конвен­ции. Авторские отношения регулируются, согласно Конституции США, федеральным законодательством, а не законами отдельных штатов, поэтому закон 1976 года, как и все предшествующие законы в этой облас­ти, является Федеральным.

Таким образом, большинство названных стран за последние 20—30 лет существенно обновили свое законодательство об авторском праве. Изменения каса­лись главным образом расширения круга охраняемых произведений, увеличения объема прав авторов и дру­гих правообладателей, дальнейшей регламентации от­дельных авторских правомочий, а также последствий появления новых технических средств воспроизведения и использования произведений (кабельного телевидения, передачи телепрограмм через спутники, ксерокопирова­ния и т.д.).

Объектами авторского права признаются произведения литературы, науки и искусства, программы для ЭВМ, а также электронные базы данных. Ни международные, ни национальные нормы не дают определения охраняемого произведения, и не ус­танавливают, как правило, и четких критериев охра­носпособности произведений. Этот пробел в значи­тельной степени восполняется доктриной и судебной практикой. Охраняемое произведение должно быть результа­том творческого труда, продуктом интеллектуальной, духовной деятельности человека, оно должно нести на себе печать индивидуальности автора, то есть быть ори­гинальным.

Оригинальность произведения не зависит от новиз­ны его содержания. Считается общепризнанным, что ав­торское право охраняет не содержание произведения, не идеи автора, а лишь форму их выражения. В этой связи весьма уместен пример из законодательства США, где в законе 1976 г. (пункт b параграфа 102) устанавливает, что «авторско-правовая охрана оригинального авторс­кого произведения ни в коем случае не распространяет­ся на какую-либо идею, методику, процесс, систему, спо­соб действия, понятие, принцип или открытие, незави­симо от формы, в которой они описаны, объяснены, проиллюстрированы или воплощены в данном произве­дении».

Поскольку нормативное определения охраняемого произведения практически отсутствует, большое значение имеет закрепление в законе перечня таких произведений. Этот перечень позволяет в каждом конкретном случае достаточно точно определить, является ли то или иное творческое произведение объектом авторского права. По аналогии с французским законом можно выделить пер­воначальные и производные произведения. К первым от­носятся, в частности, книги, брошюры и другие письмен­ные произведения литературы, искусства и науки, лекции, выступления, проповеди, судебные речи и другие подоб­ные произведения; драматические и музыкально-драма­тические произведения; произведения хореографии и пан­томимы, указания о постановке которых зафиксированы письменно или каким-либо иным образом; музыкальные композиции со словами или без них; произведения кине­матографии, а также те, которые создаются аналогичным способом; произведения графики, живописи, архитекту­ры, скульптуры, фото произведения, а также те, которые создаются аналогичным способом; произведения приклад­ного искусства; географические карты, планы, эскизы и пла­стические работы, относящиеся к географии, топографии, архитектуре и т.д.

Ко вторым относятся переводы, адаптации, передел­ки или аранжировки произведений; они являются объек­том охраны, если при этом не нарушается авторское право на первоначальное произведение. К этой же группе произ­ведений относятся также сборники опубликованных работ различных авторов (антологии, энциклопедии) при усло­вии, что подборка и расположение материала в них явля­ются оригинальными. Конечно, приведенный перечень, хотя и весьма детальный, но носит лишь примерный ха­рактер, не является исчерпывающим.

Субъектами авторского права то есть лицами, об­ладающими исключительным правом на произведение, считаются прежде всего авторы произведений. Однако в ряде случаев это положение имеет в известной степени лишь формальный характер: как уже отмечалось, факти­чески правообладателями зачастую являются различные предприятия (издательства, радио - и телекомпании и т.д.), приобретающие монопольное право на коммерческое использование произведения. Поэтому в законодательстве ряда стран в той или иной форме признается, что субъек­том авторского права может быть и неавтор. Если, на­пример, произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение воз­никает у нанимателя. В случае создания произведения изобразительного искусства или фото произведения по до­говору заказа субъектом исключительного права стано­вится заказчик.

Говоря об авторах, следует отметить, что большин­ство национальных законов имеют в виду прежде всего физических лиц, поскольку, согласно господствующей доктрине, юридические лица как субъекты, образован­ные правопорядком и не имеющие, физического суще­ствования, лишены способности создавать творческие произведения и поэтому не могут считаться авторами. Однако в ряде стран среди первоначальных субъектов авторского права закон прямо упоминает государство, а также различные виды юридических лиц: государствен­ные организации, академии, университеты, институты и т.д. Это в первую очередь относится к странам англо-американского права. Так, по законодательству Англии, если произведение создано или впервые опубликовано самим правительством или под его руководством, пра­вительство является обладателем авторского права на такое произведение. В Англии и США юридические ли­ца признаются авторами произведений, созданных их служащими в процессе трудовой деятельности. Во всех рассматриваемых правовых системах признается, что юридические лица могут стать субъектами авторских прав в результате приобретения их по договору или в порядке наследования.